История страхования

Первые юридические формальности

Усложнение страховой процедуры порождает потребность ее юри­дического закрепления, и в XV в. страхование делается предметом обще­го законодательства. В 1435 г. в Барселоне издается специальный зако­нодательный акт, посвященный страховым проблемам. Торговый три­бунал, основанный в 1556 г. в Руане Генрихом И, занимался рассмотре­нием и спорных страховых проблем.

Постановка страхового дела на юридическую базу позволяет усовер­шенствовать и его организационные формы. В 1650 г. во Франции возни - каеттак называемая "Страховая камера" - первое известное в истории об­щество, занимавшееся страхованием от огня. В 1666 г. страшный пожар, длившийся четыре дня и уничтоживший 13200 домов, испепелил большую часть Лондона, и в 1684 г. аналогичное учреждение — иСтраховая ассоци­ация против огня1' — появляется и на английской земле.

С начала XVIII столетия взаимные союзы и общества, занимающиеся огневым страхованием, появляются в Европе повсеместно. С развитием рыночных отношений характер страховых операций усложняется. С сере­дины XVIII в. также в Англии возникает страхование жизни, а в конце — по­является сельскохозяйственное страхование. Причем родиной страхования сельскохозяйственных культур от градобития[1] принято считать Францию, а страхования от падежа скота - Германию. С развитием машинного произ­водства в середине XIX в. сначала в Великобритании, а затем в Германии и других странах появляется страхование от несчастных случаев. В 1825 г. во Франции появляется страхование гражданской ответственности.

Развитие страхования обусловлено появлением крупных страховых организаций. Это обстоятельство не только отражало тот факт, что страхо­вание стало весьма прибыльным видом предпринимательства, но и весьма привлекательным способом компенсации потерь и аккумулирования де­нежных средств. Появляется возможность временного использования ре­сурсов страхового фонда в качестве источника заемных средств. Укрепля­ются связи страховых компаний с кредитными учреждениями. Получает развитие акционерная форма страхования.

В составленном в Руане и опубликованном в 1761 г. сборнике установ­лений, относящихся к мореплаванию и морской торговле, приведен текст французского страхового полиса 1630 г. Условия и форма полиса анало­гичны английским полисам того времени, и это дает основание предпола­гать, что и тот, и другие были заимствованы у итальянцев. Аналогичная практика страхования имелась у германских и голландских торговцев на побережьях Северного моря и Балтики.

Развитие морского страхования в средние века подтверждает и тот факт, что в законодательствах Испании, Италии и Франции имелись спе­циальные указы (ордонансы), касающиеся сделок, вытекающих из догово­ра морского страхования '.

Справка. Кодекс торгового мореплавания РФ (КТМ РФ) — основной закон, регулирующий отношения, возникающие из торгового море­плавания. Содержит важнейшие положения, касающиеся правово­го статуса судна и его экипажа, организации перевозок, договоров морской перевозки грузов и пассажиров, буксировки, морского страхования, общей аварии, порядка возмещения убытков от столкновения судов, пределов ответственности судовладельцев, морских протестов, порядка предъявления и рассмотрения претен­зий и исков, вытекающих из договоров морской перевозки и букси­ровки и срока давности по ним. КТМ содержит ряд императивных норм, от положений которых стороны не могут отступать, например от ст. 246, определяющей понятие "Договор морского страхова­ния", а также от ст. ст. 278 — 280 КТМ РФ, касающихся абандона10. Диспозитивный характер норм закона о морском страховании озна­чает, что по соглашению между страхователем и страховщиком в до­говоре могут содержаться и другие условия, общепринятые в между­народной страховой практике. Согласно ст. 246 КТМ РФ наличие и содержание договора морского страхования могут быть доказуемы исключительно письменными доказательствами. Страховщик обя­зан по требованию страхователя выдать ему за своей подписью до­кумент, содержащий условия договора морского страхования.

Первая весьма удачная попытка систематизировать разрозненные страховые законы была сделана в 1681 г. во Франции в известном морском ордонансе Людовика XIV. Он знаменателен тем, что на его основе развива­лось в дальнейшем морское страховое право ведущих европейских госу­дарств, При Наполеоне I часть ордонансов, касавшихся страхового дела, вошла в известный Торговый кодекс 1807 г., принятый рядом европейских государств как образец страхового права. При отсутствии национальных законов им руководствовались судьи большинства европейских стран, в том числе и Англии. Попытки создания своих собственных кодексов не оставляли и другие страны; так, например, в 1847 г. были разработаны Гам­бургские правила'* морского страхования, пересмотренные затем в 1867 г.

Необходимость создания специального права по морскому страхова­нию была обусловлена частыми спорами, возникавшими при толковании страховых договоров. Ответственность морского страховщика поначалу была чрезвычайно широка и почти ничем не ограничена. В то же время на практике далеко не все понесенные на море убытки подходили под поня­тие страхового риска1-, что приводило к ожесточенным спорам.

История страхования

Почему стоит оформить страховку?

В жизни случается огромное количество непредвиденных ситуаций, которые потребуют серьезных денежных трат на устранение их последствий. Это касается и здоровья, и имущества, и бизнеса. Именно поэтому многие современные украинцы решают …

Страхование автомобиля: выбираем полис

Автострахование – это надежная защита владельцев машин от финансовых потерь. Ситуации на дороге бывают разные, и никто не застрахован от аварии или действия стихии. Однако можно застраховать себя от негативных …

Выбор самого выгодного КАСКО на автомобиль

Обязательное страхование для транспортных средств заставляет многих водителей искать услугу с наименьшей стоимостью. При этом мало кто может себе позволить потратить время на посещение различных страховых компаний, чтобы сравнить условия. …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.