Огосударствление российского страхования
После Великой Октябрьской социалистической революции вслед за национализацией банков начался процесс национализации страховых компаний. Земское и взаимное страхование были переданы местным органам власти. Акционерные общества некоторое время еще продолжали вести страховые операции.
Руководство и контроль за деятельностью всех страховых организаций в период 1917—1918 гг. были возложены на Совет по делам страхования, которым руководил главный комиссар по делам страхования, назначавшийся Совнаркомом.
Государственная монополия страхования была окончательно объявлена декретом от 28 ноября 1918 г. "Об организации страхового дела в Российской Республике''. Капиталистические страховые общества были ликвидированы, а их имущество национализировано.
Интересно, что одно из крупнейших российских страховых обществ "Россия" сумело перевести некоторые операции в Европу, учредив в Копенгагене в 1918 г. контору эмигрировавшими из России страховщиками из состава дирекции этого общества в Москве. Оно было создано на базе небольшой конторы общества "Россия" в Дании, занимавшейся передачей перестраховочных договоров иностранным обществам и приемом от них договоров для общества "Россия". Имея право подписи за общество " Россия эти лица вошли в контакт с датскими страховыми кругами и с их помощью перевели на имя нового общества заграничное перестраховочное дело русской "России". Компания вела свои дела успешно, убыточность24 была 50—60%. Большая часть договоров компании с обществами
П Убыточность страховой суммы (loss ratio) — показатель деятельности страховщика; выражает соотношение между выплаченным страховым возмещением и страховой суммой, исчисляемое в процентах, а также в денежной форме на 100 единиц страховой суммы.
Французского и английского рынков была переведена на ее имя при участии представителей "России" в Париже (А. Н.Мишель и Ю.) и в Лондоне (А. Коллинз и К".). Впоследствии от генерального директора общества Б. В. Д е руш и не кого поступило предложение о продаже общества советской стороне в 1951 г. При этом он руководствовался патриотическими чувствами к Родине. Однако в тот период "холодной войны" решить вопрос о приобретении общесгва было практически невозможно.
Руководство монопольным государственным страхованием было поручено Высшему Совету Народного Хозяйства (ВСНХ), где был создан по - жарно-страховой отдел. В виде исключения кооперативным организациям разрешалось проводить нзаимное страхование движимого имущества и товаров.
В период Ггражданской войны в конце 1920 г. государственное имущественное страхование было отменено, и была организована государственная помощь пострадавшим от стихийных бедствий; при этом бесплатная помощь оказывалась всем трудоиым хозяйствам натурой: семенами, инвентарем, стройматериалами.
Восстановление государственного страхования произошло после окончания Гражданской войны, когда В. И,Ленин подписал декрет Совнаркома от 6 октября 1921 г. "О государственном имущественном страховании", по которому организовывалось государственное имущественное страхование частных хозяйств от стихийных бедствий, а также аварий на путях водного и сухопутного транспорта. Этим декретом предусматривалось, прежде всего, добровольное имущественное страхование. Руководство страхованием было возложено на Главное управление Госстраха в системе Народного комиссариата финансов (Наркомфина). Государство освобождалось от ответственности но операциям Госстраха, т. к. система государственного страхования получила самостоятельность и ей были выделены собственные средства.
В 1922 г. Главное управление Госстраха было реорганизовано в Главное правление государственного страхования, которое получило еще большую самостоятельность. В губерниях работали конторы Госстраха, подчиненные Главному правлению, и страховые агенты на местах.
Для укрепления планового руководства государственным страхованием в 1922 г. при Наркомфине был создан совет по делам страхования, который рассматривал правила страхования, тарифы, проекты законов о государственном страховании. Тогда же Госстрах получил право проводить страхование жизни и от несчастных случаев.
В 1934 г. были разрешены операции но так называемому гарантийному страхованию для возмещения убытков, причиненных предприятиям и организациям кассирами, кладовщиками и другими служащими, которые несли материальную ответственность.
В сентябре 1925 г. ЦИК и СНК СССР утвердили "Положение о государственном страховании СССР", которым подтверждалось, что страхова-
Ние во всех формах является государственной монополией и что кроме Госстраха никакие другие органы не могут проводить операции по страхованию. В виде исключения из государственной монополии существовало кооперативное страхование, которое проводилось страховой секцией Центросоюза (по обслуживанию потребительской кооперации), Всероссийским кооперативным страховым союзом (по обслуживанию производственной кооперации) и Всеукраинским кооперативным страховым союзом (обслуживающим все виды кооперации на территории Украины).
В середине 20-х годов в связи с развитием внешней торговли СССР и повышением международного авторитета советского государства Госстраху была предоставлена возможность выхода на международный страховой рынок. Госстрах начал передавать свои риски в перестрахование за границу, принимать в перестрахование риски иностранных страховых обществ и проводить операции в других странах. Тогда были открыты Генеральные представительства Госстраха в Китае и Иране, общество 4<Блэк- Балси" в Англии, общество СОФАГв Германии.
Основным видом страхования было обязательное окладное страхование на селе: к 1930 г. было застраховано 96,7% всего количества сельских дворов, 80% поголовья крупного рогатого скота и 81% посевной площади.
С 1928 — 1929 гг. были введены долевые нормы в определенном проценте к действительной стоимости строений, что в дальнейшем присело к увеличению суммы страхового обеспечения до полной стоимости строений (до этого были твердые нормы обеспечения независимо от стоимости строения).
В 1929 г. было введено обязательное страхование имущества государственных учреждений и предприятий, состоящих на хозяйственном расчете или на местном бюджете, профессиональных и других общественных организаций, имущества смешанных акционерных обществ без участия иностранного капитала.
Период 1930—1933 гг. характеризуется ужесточением мер, направленных на ограничение страхового поля, уменьшение роли страхования и практическое отстранение Госстраха от своих функций,
В 1931 г. наряду с уменьшением перечня имущества, страхуемого в социалистическом хозяйстве, было установлено два вида обязательного страхования этого имущества: страхование без взимания платежей (за счет государственного бюджета) и страхование со взиманием платежей. Без взимания платежей страховалось имущество государственных промышленных предприятий районного и сельского значения, коммунальных предприятий, кооперативных организаций (за исключением жилищной кооперации) и социально-культурных учреждений на местном бюджете.
Со взиманием платежей страховалось имущество профессиональных и других общественных организаций, государственных домовых трестов и жилищной кооперации.
В том же году было прекращено добровольное (сверхокладное) страхование имущества, которое подлежало обязательному окладному страхованию.
Из ведения Госстраха » 193! г. было изъято личное страхование, которое было передано и систему сберегательных касс. В этот период начало развиваться коллективное страхование жизни, введенное із 1929 г.
Изменения произошли в области страхования имущества государственных, кооперативных и других общественных организаций. Налоговая реформа 1930 г. привела к тому, что платежи по обязательному страхованию имущества этих организаций были включены в налог с оборота.
В организации аппарата страхования произошли большие изменения. Низовой аппарат Госстраха — агентства — был ликвидирован, все функции в области сельского страхования были переданы местным финансовым органам Вскоре были ликвидированы республиканские правления и областные (красные) конторы Госстраха. Страховые операции внутри страны возлагались непосредственно на Наркомфин СССР и его органы.
В период борьбы за коллективизацию сельского хозяйства (1930—1934 гг.) п страховой работе были допущены серьезные ошибки. Помимо противодействия классовых врагов тогдашней власти — кулаков, имущество уничтожалось из-за бесхозяйственности местных органов власти или сознательного вредительства со стороны бывших собственников, а многие финансовые органы составляли подложные акты о гибели имущества якобы от стихийных бедствий и тем самым разбазаривались государственные средства. Также составлялись фиктивные акты о гибели имущества, которое не существовало или которое не пострадало от стихийных бедствий.
Партийное руководство страны вскрывало различного рода отклонения в работе страховых организаций на ссле и их причины. В постановлении от 8 марта 1933 г. "Об извращениях в работе по страхованию в деревне" было отмечено отсутствие классовой бдительности у страховых работников (акты о гибели составлялись бесконтрольно); в результате страхование на селе превратилось в легальную форму обмана государства, в страховом деле имели место бесхозяйственность, мошенничество и прямое вредительство. ЦК ВКП/б/ также указал на недооценку значения государственного страхования. После этого постановления в истории государственного страхования начался новый этап.