Лондонский Ллойдз
Особый интерес представляет история морского страхования в Англии, где большую роль в его развитии сыграла своеобразная организация, известная под названием "Лондонский Ллойдз" (London Lloyd's), являю - щаяся и по сей день крупнейшей корпорацией страховщиков и страховых брокеров. История возникновения "Lloyd's" весьма примечательна. После перемещения центра морской торговли из Италии в Лондон ломбардские купцы перенесли в северную столицу и привычный для них ритуал заключать морские и торговые сделки в уличных кафе. Одно из таких кафе, открытое в 1652 г. близ Тауэра в Лондоне, посещаемое преимущественно купцами, судовладельцами и моряками, принадлежало некоему Эдварду Ллойду'1. В этой кофейне, наряду с вопросами судоходства, стали обсуждаться и проблемы безопасности грузоперевозок, разрабатываться страховые правила, заключаться сделки на началах взаимного страхования. Пользуясь сведениями, полученными от посетителей, Ллойд начал выпускать три раза в неделю специальный листок под названием "Новости Ллойда", в котором помещал сведения о приходе и уходе морских судов, цены на колониальные товары, котировку страховых ставок и другую полезную для моряков и страховщиков информацию. Издание под названием "Lloyd's List" с 1734 г. выходит до сих пор ежедневно.
Вскоре по политическим мотивам кофейня была закрыта Карлом II, однако в 1688 г. ЭЛлойд вновь открыл ее на Ломбард-стрит, в самом торговом центре Лондона. При вторичном открытии своей компании он уже широко опирался на привлеченный паевой капитал и банковские кредиты. Со временем завсегдатаи кафе объединились в своеобразную организацию и стали совместно участвовать в покрытии морских рисков, подписывая под полисом ту сумму, в размере которой каждый из них нес ответственность. После смерти ЭЛлойда организацию возглавил Юлиус Ангерштейн, ставший по существу истинным создателем теперешнего "Lloyd's" и известный под именем "отца Ллойдз".
Ю. Ангерштейн родился в Санкт-Петербурге в семье англичанина и русской, переехал в Англию в возрасте 14 лет. Поступив на службу к известному купцу, одному из постоянных посетителей кафе ЭЛлойда, А. Томпсону, Ангерштейн сделался страховщиком и был вскоре избран председателем комитета Lloyd's. На этом посту он пробыл с 1790 г. по 1796 г. В 1811 г. Ангерштейн сумел официально оформить статус комитета Lloyd's через британский парламент, что способствовало значительному расширению операций компании.
Позиционирование в будущее
Морской полис, выработанный Lloyd's, получил через короткое время большую известность, его форма была принята другими страховщиками.
Помимо страховых операций, Lloyd's с 1730 г. занялся специальной регистрацией морских судов по особому способу, отвечавшему интересам страховщиков, с указанием качества и состояния судна. Список зарегистрированных судов, первоначально выпускаемый Lloyd's, назывался "Регистр страховщиков"м, который вел алфавитный перечень всех коммерческих судов мира водоизмещением более 100 т, отнесенных к различным категориям в соответствии с их мореходными качествами и с указанием порта приписки. Вскоре организация, занимавшаяся осмотром и классификацией судов, была выделена из страховой организации Lloyd's, и D 1834 г. слиянием "Регистра страховщиков" с "Регистром судовладельцев" был основан "Ллойдовский регистр британских и иностранных судов".
Справка» Регистр судоходства Ллойдз (Lloyd's Register of Shipping) — ведет алфавитный перечень всех коммерческих судов мира водоизмещением более 100 т, отнесенных к различным категориям в соответствии с их мореходными качествами и с указанием порта приписки. Публикуется в Лондоне — син. Британская корпорация.
Структура
В 1871 г. специальным актом парламента Lloyd's был преобразован. В него вошли как страховщики, так называемые подписчики (андеррайтеры) Lloyd's, так и нестраховщики — брокеры. С того времени Lloyd's стал выступать в качестве страховой корпорации. Через 40 лет, в 1911 г. парламент разрешил Lloyd's, помимо морского страхования, заниматься всеми другими видами страхования. Корпорация Lloyd's функционирует так и в наши дни.
До неданнего времени в корпорации Lloyd's насчитывалось более 32 тыс. индивидуальных страховщиков, среди которых десятую часть составляли иностранцы. Все они были объединены в 430 синдикатов, во главе каждого из которых стоял андеррайтер, подписывающий (берущий) риск от имени синдиката. В дальнейшем риск распределялся между членами синдиката. Большая часть членов синдиката — это самостоятельные имена (Names), Имена — это члены Lloyd's, осуществляющие и подписывающие операции гарантии-поручительства, но не организующие их. Имена делят и прибыли, и убытки синдиката и предоставляют рисковый капитал. Lloyd's давно и традиционно специализировался в морском страховании, но сейчас специализируется также на страховании произведений искусства, ювелирных изделий и страховании от террористических актов. В целом, Lloyd's покрывает практически все страховые риски.
Членом синдиката Lloyd's мог стать лишь тот, кто обладал определенным собственным состоянием (имуществом), оцениваемым до последнего времени в сумме не менее 100 тыс. английских фунтов (для иностранных членов - не менее 135 тыс. фунтов), которое могло быть обращено в оплату возможного убытка по принятому риску. Более того, член синдиката, принимая на себя риск, должен был внести 1/4 принятой ответственности в банк в качестве депозита. Таким образом, каждый из примерно 30000 андеррайтеров Lloyd's принимал на себя неограниченную ответственность, т. е. при крупных выплатах они могут лишиться практически всех своих активов (в т. ч. домов, квартир, автомобилей, ценных бумаг и т. п.).
С 1987 г. по 1993 г. Lloyd's и весь лондонский рынок переживали тяжелые убытки, которые привели к кардинальным изменениям в капитале и организационной системе Lloyd's. Сотни индивидуальных страховщиков, не выдержав убытков, покинули корпорацию. В 1994 г. принципы Lloyd's были существенно пересмотрены: теперь его членами могли стать (и стали) компании "с ограниченной ответственностью" - так называемые корпоративные члены.
В 2003 г. корпорация Lloyd's имела рекордный объем операций: он увеличился более чем на 40% за последние три года. В настоящее время он достиг уровня 14,4 млрд. ф. ст. по сравнению с 12,2 млрд. ф. ст. в 2002 г. Корпорация Lloyd's сумела привлечь капиталы для того, что воспользоваться устойчивой ситуацией на рынке, и в данный момент она преуспевает. Прибыль в 2002 г. составила 834 млн. ф. ст. в пересчете на год, а совокупный комбинированный коэффициент равнялся 98,6%.
Структурные инновации
Важным аспектом предполагаемых реформ является признание корпоративного капитала как основной структуры капитала Lloyd's. Вопреки некоторым мнениям, Lloyd's не желает воевать с Именами; компания лишь принимает меры по облегчению роста капитала в будущем. Без корпоративных инвесторов не были бы возможны сегодняшние рекордные объемы. Такой вывод был сделан на основе анализа катастрофических убытков 1997—2001 гг. в $ 10,8 млрд., когда члены Lloyd's, среди которых стали преобладать голоса корпоративных членов, одобрили пакет реформ, направленных на модернизацию и повышение рентабельности страховой корпорации.
Внешние члены (лично не участвующие в операциях Lloyd's) должны теперь иметь состояние не менее 250 тыс. фунтов и депозит, эквивалентный 30% собираемой на их капитал годовой брутто-премии. Работающие члены (лично участвующие в андеррайтинге рисков) должны отчислять в депозит бблыиую сумму, но вправе иметь более низкий лимит премии, если их состояние менее 250 тыс. ф. ст. В 1994 г. установлен минимальный размер депозита, равный 50% собираемой брутто-премии, но не менее 1,5 млн. ф. ст.
Реформы также предполагают переход на ежегодную отчетность (вместо трехлетнего периода) и создание наблюдательного лицензионного совета, призванного следить за деятельностью синдикатов. Совет имеет право запрета синдикатам брать на себя чрезмерные риски, которые могут нанести удар по всей корпорации. Тем самым Lloyd's запрещает индивидуальным членам работать на условиях неограниченной ответственности. Поскольку голоса при принятии решений распределялись из расчета один голос на 500 тыс. ф. ст. капитала, предоставленного для выполнения страховых обязательств, мнение корпоративных членов оказалось решающим: за реформы было подано 80% голосов.
В настоящее время функционирование синдиката происходит следующим образом: его члены объединяются на один страховой год, затем он распускается, чтобы объединиться во вновь созданном синдикате. Страховой год в синдикате равен трем календарным годам. Прибыли и убытки распределяются между членами синдиката пропорционально участию в нем каждого члена, нераспределенной прибыли - нет. Заявленные, но не оплаченные до конца срока действия синдиката убытки переходят к синдикату-преемнику через систему перестрахования.
Поскольку на рынке Lloyd's сегодня доминируют организации, ведущие отчетность по GAAP, то могут появляться вопросы о будущей жизнеспособности трехлетней системы отчетности, хотя никто и не спорит, что у нее есть определенные преимущества. "Трехлетняя отчетность — это беда для службы общественных связей, — сказал один брокер. — Компании Lloyd's приходится объявлять ориентировочные суммы по неудачным годам регулярно на протяжении трехлетнего периода, нанося, таким образом, вред своей рыночной репутации. Мы уже подвергались нападкам со стороны прессы по вопросу убытков от событий в ВТЦ. В то время, как компаниям приходится лишь однажды выдерживать удар, о ко тором они больше никогда не услышат, мы вынуждены говорить о ВТЦ вплоть до закрытия 2001 отчетного года. Кроме того, трехлетняя система слишком надолго вводит людей в заблуждение".
Как осуществляются выплаты
Страховые возмещения Lloyd's выплачивает из специального фонда, формируемого из страховой и перестраховочной премии и полученного на них инвестиционного дохода. Кроме того, фонд может пополняться за счет целевых взносов членов Lloyd's. В 1993 г. размер фонда составлял 19,7 млрд. ф. ст. В случае недостаточности средств в фонде Lloyd's может обратиться в резервный фонд, образуемый за счет обязательных депозитов, вносимых членами синдикатов из собираемых ими страховых премий. Именно поэтому Lloyd's также является довольно дорогим местом для ведения своего бизнеса. Раз все синдикаты должны выплачивать налог по премиям: в центральный фонд, некоторые компании не хотят платить за убытки других людей. В некотором смысле это является налогом, который приносит крайне малую прибыль. Это, в частности, действительно и для персональных линий. Поэтому ряд
Компаний решили вывести часть своего бизнеса из Lloyd's по этой причине.
В подтверждение этих сложных условий число синдикатов, ведущих бизнес с Lloyd's, уменьшилось в текущем году до 86 по сравнению со 108 в 2001 отчетном году. Число субъектов с неограниченной ответственностью сократилось с 2,852 до 2,490, хотя считается, что часть из них организовали товарищества с ограниченной ответственностью или трасты в Шотландии для установления верхнего предела убытков. Аналитики соглашаются, что такое развитие ситуации — это проблема не только Lloyd's, но и большего числа компаний, действующих на рынках страхования/перестрахования, с исключением слабых игроков в этой до недавних пор суровой отрасли.
Перспективы реформ
Lloyd's предстоит пройти долгий путь реформ, поскольку дело все еще слишком сложное, чтобы люди вкладывали в него деньги. Кроме того, работая в союзе с компаниями дачной отрасли рынка, Lloyd's образовал новую компанию с совместным владением, Ins-sure, для коммерциализации средств с лондонского рынка. К. тому же, Lloyd's и Международная ассоциация андеррайтеров приняли стандартные слипы[2] для лондонского рынка, хотя пройдет некоторое время перед тем, как они станут общепринятыми. В то же время, эксклюзивный "клуб" регламентированных брокеров Lloyd's стал открытым для большего числа членов. В первый год действия новой программы аккредитации брокеров доступ к рынку получил 21 новый брокер из таких далеких стран, как США, Франция и Канада. В стадии рассмотрения находятся запросы из Австралийско-Азиатского региона, Италии и с Дальнего Востока.
В системе Lloyd's существуют и иные активы — центральный фонд, собственные средства, "стоп-лосс",ь фонд и другие, которые, не будучи формально гарантийными фондами, по сути являются таковыми и гарантируют клиентов от несостоятельности членов Lloyd's.
Предстоит решать проблемы, связанные с сосуществованием двух форм ответственности: ограниченной и неограниченной. Хотя аналитики Standard & Poors никогда не говорили, что неограниченная ответственность — это плохо, а ограниченная - хорошо, проблема существует. Некоторые специалисты считают: поскольку и у корпоративною капитала, и у капитала третьих лиц есть свои преимущества и недостатки, то сосуществование обоих типов капитала неэффективно. Отдельные системы и процедуры должны быть организованы для так называемых общих синдикатов. Влияние нейтрального капитала в предприятиях Lloyd's и связанные с этим расходы будут уменьшены, если эти предложения будут успешно внедрены.
По вопросу отмены неограниченной ответственности в Lloyd's нет никаких свидетельств, чтобы показать, что неограниченная ответственность нарушит рентабельность Lloyd's в будущем и что она фундаментально противоречит общим рыночным интересам. Следует помнить, что при андеррайтинге с неограниченной ответственностью присугствуют значительные налоговые выгоды, которые исчезнут при обязательном переходе на ограниченную ответственность. Самая большая опасность заключается в том, что убытки в период с 1998 г. по 2001 г., превысившие остальной налогооблагаемый доход субъектов за любой год из этих лет, не могут быть перенесены в механизм с ограниченной ответственностью. Если совет компании Lloyd's внесет такое изменение, то некоторые субъекты с неограниченной ответственностью потеряют значительные суммы.
Сторонники неограниченной ответственности для Lloyd's утверждают, что нет свидетельств того, что тяжелые убытки недавних лет были вызваны структурой капитала. Действительно, если средние прогнозируемые убытки за 1999 г. и 2000 г. по зарубежному страхованию сравнить с цифрами, предоставленными через агентов — членов корпорации Lloyd's, то получится, что последние понесли существенно меньшие убытки.
Следует отметить, что корпорация Lloyd's через своих агентов и сюрвейеров, работающих во всех значительных портах мира, оказывает страховщикам, страхователям и всем заинтересованным в морском предприятии" услуги информационного, консультативного и практического характера, ведет регрессные дела против лиц, виновных в повреждениях груза или судна во время перевозки. Сертификат агента Lloyd's, выданный в любом уголке света, повсеместно принимается как солидный и квалифицированно составленный документ.
Институт Лондонских страховщиков
Справка. Институт Лондонских страховщиков, ИЛС (Institute of London Underwriters, ILU) - ассоциация андеррайтеров британских страхо - пых компаний (первоначально специализировавшихся в области морского страхования), сотрудничающих между собой в целях обеспечения рынка морского и авиационного страхования. Основан в 1884 г. в Лондоне.
Этот Институт, наряду с Lloyd's, играет важную роль в деле морского страхования, установления условий ответственности страховщиков и отчасти тарификации рисков. В настоящее время Институт насчитывает около 8 тыс. человек, объединяет более 80 страховых компаний. Он относится к числу наиболее авторитетных в мире страховых организаций, концентрирует свою деятельность на морском страховании, в т. ч. страховании грузов и судов, а также грузов, перевозимых воздушным транспортом, в т. ч. почтовых отправлений. Институт разрабатывает стандартные и унифицированные условия страхования грузов исходя из норм международного права. Страховые компании в большинстве стран мира либо прямо применяют условия страхования ИЛ С, либо в собственных условиях страхования делают ссылки на его нормы и правила. Формулировки условий страхования ИЛ С имеет вид оговорок14,
В различных комбинациях ИЛС составляют условия страхования грузов. С 1982 г. базисными оговорками ИЛС являются оговорки " А" (исходя из условий страхования "от всех рисков"), "В" (исходя из условий страхования [3]'е ответственностью за частную аварию"), "С" (исходя из условий страхования "без ответственности за частную аварию"), которые рассматриваются в качестве критерия международного стандарта в практике страхования грузов. Хотя страховщики Lloyd's не являются членами ИЛС, обе организации между собой тесно сотрудничают. Институт назначает агентов для урегулирования претензий, обеспечивает страховыми сертификатами морских перевозчиков грузов, застрахованных его членами, отвечает за состояние собственных страховых контрактов, которыми пользуются его члены. Он также разрабатывает оговорки о страховании грузов, широко используемые во многих полисах морского и авиационного страхования.
Главная задача этого института заключается в унификации и установлении стандартных "оговорок" и условий страхования. Институт Лондонских страховщиков устанавливает, например, ставки военного риска[4]'', которые применяют практически нее страховщики мира.
Слухи о будущем
Слухи о неминуемой кончине компании Lloyd's после убытков 11 сентября 2001 г., как говорится, сильно преувеличены. Пусть ориентировочная чистая сумма перестрахования в 1,9 млрд. фунтов демонстрирует крупнейший отдельный убыток в истории рынка, компания вполне в состоянии справиться с ним. В ноябре 2003 г. Lloyd's обратилась к своим синдикатам с запросом об уплате 780 млн. фунтов, 246 млн. из которых пришлись на долю традиционных субъектов с неограниченной ответственностью. Совсем недавно, в соответствии с ожиданиями, было уплачено еще 564 млн. фунтов, хотя около половины этой суммы, относящейся к 1999 г., не являлось результатом убытков 11 сентября. Аналитики полагают, что нет причин паниковать, и отмечают несколько положительных факторов: влияние ВТЦ на Центральный Фонд ограниченно; ориентировочная сумма всех рыночных рисков (в настоящее время составляющая 5,7 млрд. фунтов) на данный момент v'стабильна"; возмещение по перестрахованию ВТЦ распределено среди большого числа лучших перестраховщиков; 2 млрд. фунтов было перечислено в трастовый фонд перестрахования Lloyd's в США, что представляет собой 60% обязательств по перестрахованию на рынке.
По соглашению между Lloyd's и Национальной ассоциацией специальных уполномоченных по страхованию (NAIC) США фонд будет пополнен до 100%-ной суммы валовых убытков по перестрахованию до конца марта. Генеральный директор Lloyd's Ник Претджон отметил: "Когда говорят, что Lloyd's находится в состоянии агонии, меня это не раздражает. Люди концентрируют внимание на отдельной проблеме или катастрофе и утверждают, что это еще один тяжкий удар по компании Lloyd's. Мы занимаемся страхованием рисков, и если бы мы не платили по требованиям, то давно вышли бы из этого бизнеса. Нам бы пришлось сдаться и поднять руки вверх. Мы не могли предвидеть, что террористы угонят самолеты и будут использовать их в качестве ракет против самого дорогостоящего имущества в мире. И никто не мог".
" Риск военный (war risk) — перечень рисковг которые обычно являются исключением в имущественном страховании, в частности грузов, т. е. не предусматривается возмещение убытков от такого рода рисков. Понятие «Р. в.» является условным, имея в виду, что в него вюіючаетея большой круг рисков, которые, строго говоря, выходят за рамки понятия. Еспи в условиях страхования за дополнительную премию включен «Р. в.», страховщик по морскому страхованию возместит убытки, связанные с потерей или повреждением застрахованного имущества (судна, груза) в результате его захвата, ареста, задержания, пиратского нападения, подрыва на минах и т. п., вследствие любых военных действии, независимо от объяв^гения войны, а также вследствие народных волнений или действия соумышленников.
Как справиться с убытком
"Тот, кто ищет признаки кончины компании Lloyd's, будет разочарован, — добавил председатель совета директоров Сакс Рай л и. — Мы очень четко заявили, что Lloyd's может слравиться со своими убытками после событий 11 сентября". Он особо подчеркнул, что в настоящий момент перспективы Lloyd's определенно радужные: "40%-кыЙ рост доходов от премий за 200! год и резкое увеличение ставок, произошедшее начиная с сентября, означают, что наши финансовые показатели быстро возвращаются на докризисный уровень".
Объемы, как никогда, высоки, поскольку источники капитала на рынке изо всех сил стараются максимизировать свои перспективы в текущих рыночных условиях. Уже второй год подряд объемы операций компании Lloyd's прирастаю г на 1 млрд. фунтов, что за 2002 год в целом составило 12,3 млрд. фунтов. Опровергая предположения о том, что недавние запросы об у плаї с приведут к окончанию участия компаний в Lloyd's, председатель Ассоциации членов Lloyd's (ALM) Майкл Дин и сказал, что объемы многих компаний возросли благодаря жесткому рынку приблизительно на 200%. Несмотря на запросы об уплате крупных сумм, г-н Дини отметил, что "налицо факт работы компаний на долгосрочную перспективу и получение существенной прибыли". Объемы, показанные компаниями, составляют около одной четверти доли капитала в текущем году. В то же время большинство корпоративных источников капитала увеличили свои доли.
Таким образом, самые большие изменения произошли благодаря стратегическому анализу рынка, начатому в начале 2003 г. В результате обзора был разработан пакет радикальных реформ по модернизации корпорации Lloyd's, который в настоящий момент обсуждается, включая предложения по структуре Lloyd's и системам отчетности.
Ет по своим обязательствам веем своим имуществом. Каждый страхователь является членом — пайщиком ОВС. Высший орган управления ОВС - общее собрание членов, которое дли постоянного надзора за деятельностью общества избирает совет и правление. В Российской империи действовало несколько подобных обществ, сфера деятельности которых была сконцентрирована на огневом страховании. В современных условиях ОВС являє гея крупной организационной формой страхования, хозяйствующим субъектом регионального, национального и международного страхового рынка. В США, например, ОВС занимают более половины рынка страхования жизни. Крупнейшее из них — Prudential Insurance Company of America. В Японии ОВС занимают около 90% рынка страхования жизни. В РФ в настоящее время из - за отсутс твия нормативной базы действуют более 150 ОВС (на начало 2004 г.) Различают международные, национальные и региональные ОВС, которые объединены в соответст вуюшие союзы.
В большинстве российских городов и деревень тогда не существовало и намеков на страхование. Хотя некоторые дома в Петербурге и были застрахованы, но они страховались за границей — в Англии. Однако экономические потребности в страховании за пределами натурального помещичьего хозяйства частично удовлетворялись услугами иностранных страховых обществ, Продажей страховых полисов занималисьстраховые агенты, выполнявшие посреднические функции от имени и по поручению таких обшсств.
Продажа страхового полиса как разновидность внешнеторговой сделки с иностранным контрагентом означала вывоз денег за рубеж, что отрицательно влияло на состояние платежного баланса страны в условиях хронического дефицита государственного бюджета. Меры государственной страховой монополии должны были облегчить непомерное бремя общего государственного долга, который к концу правления Екатерины II достиг 215 млн. руб. ассигнациями. Именно этими причинами диктовалось введение государственной страховой монополии, которая мерами протекционистского характера отгораживала страну от проникновения иностранных страховщиков, преследуя одновременно чисто фискальные цели.
Желая освободить Россию от иностранных страховщиков и наладить собственное страхование, правительство России предпринимало попытки к организации государственного страхования20. При Екатерине II был сделан первый шаг в этом направлении. Манифест от 28 июня 1786 г, об организации Государственного заемного банка запрещал страховать имущество в иностранных сфаховых компаниях, В нем говорилось: "запрещаем всякому в чужие государства дома или фабрики здешние отдавать на страх и тем вывозить деньги во вред или убыток государственный'^' . Страховая операция заемного банка, распространявшаяся только на города, обеспечивала страхованием лишь строения, принимаемые банками в качестве залога под выдаваемые ссуды.
Для этой цели тогда же при банке была открыта Страховая экспедиция - первая страховая организация в России. Манифест предусматривал страхование каменных домов, принимаемых в залог при осуществлении кредитных операций. В состав Страховой экспедиции входили член правления банка, три директора, секретарь и ряд служащих. Механизм страхования был лишь простым придатком кредитной деятельности. Выдача кредитов со стороны Заемного банка без предварительного страхования объект а залога в Страховой экспедиции категорически запрещалась. Страховая опенка здания устанавливалась в том же размере, что и залоговая, — в 3/4 стоимости имущества, а страховая премия - в 1,5% от установленной страховой суммы.
Однако монополия не носила абсолютного характера: кредитным учреждениям дозволялось брать в залог дома, застрахованные в иностранных обществах при условии уплаты в пользу Приказа общественного призрения 1,5% от страховой суммы. Фактически это означало, что за нарушение государственной страховой монополии налагался штраф в сумме, совпадающей с размером страховой премии, уплачиваемой при страховании имущества в Страховой экспедиции. Иными словами, страховая монополия государства являлась лишь инструментом дополнительного налогового обложе 1-їия собственников в пользу казны.
В целях минимизации финансового риска, связанного с ущербом, причиняемым огнем, на страхование не принимались деревянные строения или хозяйственные постройки. Не принимались на страхование и любые строения, имевшие соломенную или камышовую кровлю. Процедура оформления договора страхования сопровождалась выдачей страхового полиса, неотъемлемой частью которого являлся архитектурный план объекта залога, передаваемого под обеспечение ссуды в государственном Заемном банке. Оценка принимаемых на страх строений была изрядно забюрократизирована и проводилась через городские думы либо земские суды при участии "именитых граждан" из дворянства, купечества и городского мещанства, причем в столице она подлежала и сложной процедуре перепроверки со стороны директоров и архитектора Страховой экспедиции.
Это государственное страхование от огня характеризовалось едиными тарифами премий (15 руб. с 1000 руб. страховой суммы), страховая сумма не могла быть выше 3/4 оценки; кроме того, на страхование принимались
Только избранные риски (каменные дома, каменные заводы и фабрики). При таких условиях страховые операции не могли развиваться эффективно к концу действия экспедиции ежегодный сбор премии составил 70 тыс. руб, а сумма выплаченного страхового возмещения по объектам залога в связи с урегулированными пожарными убытками составила 170 тыс. рублей ассигнациями В результате Заемный банк стал принимать в залог имущество, застрахованное в иностранных страховых обществах.
Хотя в целом деятельность Страховой экспедиции по проводимым операциям носила безубыточный характер, казенно-бюрократическая процедура оформления договоров, искусственно ограниченная только объектами залога в государственном Заемном банке, существенным образом тормозила развитие страхования в стране. В 1822 г. к моменту закрытия Страховой экспедиции в ней оказались застрахованными всего 95 строений на сумму и 1,6 млн руб ассигнациями.
В 1797 г правительство открыло Страховую контору при Ассигнационном банке для страхования товаров Однако и это учреждение работало неэффективно и было закрыто в 1805 г
Впоследствии были попытки создать систему взаимного страхования22 под контролем государства и по "Уставам столиц Петербурга и Москвы" (1798-1799 гг). Страхование в столицах передавалось в ведение Ассекуранц - конторы, учреждаемой при Камеральном департаменте: эта контора принимала на страхование недвижимое имущество на случай пожара. Однако уставы так и не были введены в действие, поэтому полезное начинание не осуществилось. Таким образом, принцип государственного страхования, господствовавший в первый период истории страхования в России, также не смог реализоваться. Среди причин складывающегося положения можно выделить:
• порочность самой идеи государственной страховой монополии, ограничивающей частную инициативу и преследующей чисто фискальные цели пополнения доходной базы государственного бюджета;
• ограниченное количество и качество предлагаемых страховых услуг;
• неразвитость каналов продвижения страховых услуг к широким слоям
Населения;
• отсутствие института страховых агентов и брокеров;
• недостатки проработки научных основ организации страхового дела. Вместе с тем, в российском обществе стал складываться капиталистический уклад, все настойчивее ощущалась необходимость перемен. Требовалось осуществить коренную перестройку организации страхового дела, как это происходило в Западной Европе. К этому времени, если и не стоял вопрос о полной отмене государственной монополии на страховое дело, все же идеи государственной страховой монополии были явно дискредитированы. Следствием этого стала необходимость привлечения ресурсов
Частных инвесторов.