История фарфора
Мейсене, поддерживаемая Августом Сильным. Княжескими дворами овладела страсть к фарфору. В каждом замке был кабинет фарфора с выставкой ценных фарфоровых изделий. Коллекция Августа Сильного в Дрездене особенно прославилась. «Она была самой великолепной, насчитывала 19 тыс. предметов, и ее не смог превзойти даже музей в Севре», - писал Карл Бедекер в своем путеводителе по Дрездену. Особая достопримечательность - это «драгунские» вазы, почти в рост человека, их Август Сильный выменял у прусского Фридриха Вильгельма I на полк драгун. Дрезденский замок был разрушен в 1945 г. То, что осталось от коллекции, включая «драгунские» вазы, можно сегодня увидеть в Цвингере. Менее могущественные герцоги и даже простые бюргеры соревновались в приобретении китайского фарфора. Между тем европейцы не всегда были довольны полученными из Китая изделиями. Они создавали собственные образцы чайной посуды и посылали их китайцам. Вместе с посудой должны были вернуть и образцы, чтобы проверить, все ли точно исполнено. Европейцы придумали блюдца и чашки с ручкой, которых не было в Китае, где чай пили из пиал, что делают и сегодня. Постепенно для различных напитков создавалиь различные формы чашек. Чашки для кофе были более плоскими, а чашки для чая напоминали пиалу. Чайники, коробки для чая тоже приспособили к европейскому вкусу. Их формы с небольшими изменениями сохранились и по сей день. Раньше были популярны чайные сервизы для завтрака вдвоем или для одного человека, которые назывались Tete-a-Tete и солитер. Полный гарнитур дополнял еще поднос.
В Дрезденском Цвингере находятся огромные вазы, которые Август Сильный выменял в 1717 г. у короля Пруссии Фридриха Вильгельма I на 600 саксонских драгун, поэтому вазы называются «драгунские». |
Чай пили, как правило, из чашки. Наливать горячий чай в блюдце и пить из него считалось неприличным, так же, как и макать печенье в чай. Из Англии пришла мода класть чайную ложку поперек чашки, если вы не хотите, чтобы вам еще наливали. Кто этого не знал, мог попасть в затруднительное положение, как, например, принц де Бролие, который однажды выпил 12 чашек чаю, прежде чем его знакомый не рассказал ему о существующем обычае. Один иностранец просто положил чашку себе в карман. На Восточных Фризах и сегодня в знак того, что больше не хотят чаю, кладут ложку в пустую чашку.
Фарфор делают из каолина, полевого шпата и кварца в определенной пропорции и обжигают при 1400 °С. Китайцы владели этой техникой уже в XIII в. Благодаря торговле чаем и фарфором европейцы узнали о белом золоте. В Европе не сразу удалось создать фарфор. Иоганн Фридрих Бетгер изобрел в 1707 г. названную его именем красную керамику, которая, отполированная до блеска, должна была выглядеть, как фарфор. Вверху чайник из этого материала, созданный в 1715 г. В 1708 г.
Бетгеру, обладавшему незаурядными способностями, удалось получить белый фарфор. В 1710 г. была основана первая в Европе фарфоровая мануфактура в Мейсене, которой многие годы принадлежала монополия на производство фарфора. Спрос на дорогой фарфор был велик, и заказы в Китай росли. Справа вы видите чайные коробочки, изготовленные в Китае по европейским заказам.
Гжель расположена в 50 км от Москвы, где есть богатые залежи гончарной глины. Гжель известна своей керамикой с XIV в. Расцвет производства гжельской майолики начался в 1670 году. Народные мастера создавали украшенные скульптурой сосуды для кумыса, чайники, сахарницы и вазы. Гжельские изделия очень популярны и сегодня, их невозможно спутать с другими, благодаря характерной ручной темно-голубой росписи. |