Гонки клиперов с чаем
Экономическое соперничество США и Европы - старая и все еще актуальная тема. Это ожесточенная борьба за рынки сбыта и прибыль. Именно благодаря чаю произошли важные технические и транспортные изменения.
Клипер - так в середине XIX в. называлось быстроходное парусное судно для перевозки свежесобранного чая из Китая в Европу и в США.
Британская Ост-индская компания, основанная в 1600 г. преимущественно для торговли пряностями, в последующие годы самую большую прибыль получала от торговли чаем. Поскольку компании принадлежала исключительная монополия, то ее корабли, тяжеловесные и медлительные, специально построенные для Ост-индской компании, могли не особенно торопиться. Изменения произошли после того, как в 1834 г. была отменена монополия. Появилось много конкурентов в торговле чаем. За свежесобранный чай давали большую цену, поэтому корабли спешили доставить его из Гуанчжоу, Гонконга в Лондон или Нью-Йорк. Но прежние корабли не могли достичь большой скорости. Только североамериканские клиперы были достаточно быстрыми для торговли чаем, но они были слишком малы. В 1845 г. в Нью - Йорке был спущен со стапелей увеличенный клипер Радуга. Он мог взять на борт 750 тонн, и уже за первый рейс в Китай и обратно окупились затраты на его постройку. Скорость обычных парусников была не более 6 узлов, а чайные клиперы неслись со скоростью 16, 18 и даже 20 узлов, такие клиперы, как Повелитель моря и Летящее облако прославились как два самых быстроходных парусника всех времен.
Американские клиперы обязаны своими новыми рекордами трем личностям. Это - конструктор Джон Виллис Гриффит. Он был сыном судостроителя и не допускал конструирование на глазок, как это обычно делалось. Изучавший математику и физику, Гриффит построил собственный испытательный бассейн и сконструировал судно с узким корпусом, острой носовой частью и очень высокими мачтами. Первым капитаном, который успешно плавал, и даже улучшил конструкцию клипера, был Роберт В. Ватерман. Он вместе с Гриффитом создал клипер Морская колдунья, на котором стал возможен переход из Гонконга в Нью-Йорк за 74 дня и 14 часов - рекорд, который никто не мог побить. Третьим человеком был не конструктор и не моряк, а статистик Мэтью Фонтэн Маури. Он изучил тысячи старинных вахтенных журналов и составлял подробнейшие погодные и морские карты и таблицы, благодаря которым капитаны могли выбрать самый быстрый маршрут. Его карты ветров и течений положили конец многим традиционным представлениям. Более тысячи капитанов снабжали Маури информацией, и до 1854 года он отработал более миллиона сообщений, из них 380 284 только о Гольфстриме в Атлантике. Капитан клипера Гертруда Пинией с благодарностью писал исследователю: «До того как я получил Ваши карты, я пересекал океан с завязанными глазами». Быстроходные чайные клиперы из США привели в замешательство английских судовладельцев.
Вскоре появились клиперы и в Великобритании. судостроители на Темзе старались во чтобы то ни стало построить клиперы не хуже американских. Лондонская газета Тайме писала: «Мы должны победить своего могучего соперника. Мы должны их молодости, изобретательности, рвению противопоставить наш многолетний опыт, нашу неутомимость и нашу несгибаемую волю. Это противостояние сына и отца. Жестокая необходимость торопит нас, мы не имеем права проиграть, и это чувство должно руководить нашими предпринимателями и судостроителями». Так оно и вышло. Хотя британские клиперы были меньше, но они были также быстроходными. Вскоре между Англией и США началось небывалое соперничество в судостроении. За 15 лет было построено более 500 парусников этого типа, рекорды скорости следовали один за другим. Самой знаменитой гонкой была Великая чайная гонка в 1866 г. В ней принимали участие 16 судов, на которые погрузили чай в Фуцхоу (Китай). 5 парусников имели шанс победить; Serica (капитан Джордж Иннес), Taeping (капитан Дональд Мак - Киннон), Fiery Cross (капитан Ричард Робинсон), Taitsing (капитан Даниэл Нут- сфорд) и Ariel (капитан Джон Кей). 24 мая началась погрузка. Спустя 5 дней Ariel с 1 млн 108 тыс. фунтами чая на борту был готов отправиться в путь. Он поднял якоря сразу после того, как последний ящик с чаем был погружен, и буксир должен был провести парусник по извилистой реке Мин в открытое море. Но буксир оказался слишком медлительным, к тому же еще опрокинулся лоцманский катер и уже в устье реки Fiery Cross, Taeping и Serica догнали Ariel. С небольшим отставанием следовал Taitsing. Все расстояние составляло 13 200 морских миль. 5 клиперов достигли Зондского пролива, пересекли Индийский океан на всех парусах, миновали остров Маврикий и направлялись к мысу Доброй Надежды. 4 августа Ariel. Fiery Cross и Taeping пересекли экватор, два других корабля отстали. Далее путь пролегал вдоль побережья Африки, мимо Азорских островов, через Бискайский залив к проливу Ла-Манш. В ночь на 5 сентября (в 1.30) капитан корабля Ariel Кей увидел маяки южного побережья Англии. Он приказал поднять все паруса и провел свой корабль через Ла-Манш. Вечером он увидел одного из своих соперников на траверзе, это был Taeping. 5 сентября Ariel и Taeping устроили в Ла-Манше гонку. Ariel был на морскую милю впереди Taeping. При скорости 14 узлов преимущество во времени составляло только 8 мин; оба парусника преодолели уже 13 200 морских миль за 99 дней. Но главное было впереди. В 21 час Ariel достиг дока, но из-за низкого уровня воды не мог причалить. В это время Taeping последовал к другому доку, где смог причалить (в 22 часа), поскольку у него была меньше осадка. 7 сентября Taeping объявили победителем. Премия и бонус были поделены между Taeping и ArieL с чем не все были согласны. Газеты еще несколько недель писали о том, что именно Ariel следовало было объявить единственным победителем. Корабль Serica ошвартовался 6 сентября, Fairy Cross и Taitsing прибыли двумя днями позже.
Эпоха клиперов закончилась с открытием в 1869 г. Суэцкого канала, который был приспособлен не для парусников а для пароходов, но они еще многие годы не могли достичь скорости клиперов. Мы и сегодня восхищаемся изображениями и моделями клиперов XIX в. В Лондоне можно увидеть клипер Cutty Sark - настоящий легендарный клипер эпохи парусников. Название его означает короткая рубашка и связано с шотландской легендой, которая повествует о крестьянине по имени Том О'Шантер. Он как-то в грозу ехал по кладбищу домой. В сверка-
Нии молний привиделись ему танцующие ведьмы. Одна из них была молода, красива и на ней была короткая рубашка (на шотландском диалекте cutty sark). Этим именем назвал Джок Виллис парусник, который велел построить в 1868 году. Клипер перевозил чай в течение 10 лет, затем долгие годы перевозил из Австралии овечью шерсть, затем его зафрахтовали для перевозки каменного угля для вошедших в моду пароходов.
Торговля чаем как движущая сила развития техники. Клипер Flying Cloud (Летящее облако) - один из времен расцвета парусников. Начиная с 1850 г. в США и Англии строили отличные большие и быстроходные парусники. Один рекорд скорости сменял другой. Так чай нового урожая еще свежим доставляли в торговые центры, находившиеся за тысячи морских миль. Но в 1969 г. открыли Суэцкий канал, по которому могли пройти только пароходы. Необходимость в клиперах отпала, ведь их путь из Азии в Европу вокруг южной оконечности Африки был несравнимо длиннее.