Германия и любители чая
В Германии чай впервые упоминается в 50-е годы XVII в. Подтверждением этому служат аптечные ценники: Herba thea упоминается в 1657 г. в Нордхаузене, в 1662 г. в Лигнице и Ульме. Самым большим поклонником чая считается нидерландский врач Корнелиус Деккер (1647-1685), который был родом из Алькмаара, учился в Лейдене, практиковал в Амстердаме и Гамбурге, потом Великий курфюрст Фридрих Вильгельм забрал его в Берлин, сделал своим лейб-медиком и профессором университета во Франкфурте-на-Одере. Деккер больше известен под семейным именем Бонтекое, которым он обязан пестрой корове, нарисованной на доме его отца. Доктор Бонтекое страстно выступал за употребление чая, особенно в своих статьях. По его мнению, чай помогает почти от всех недугов, а не только от подагры, которой страдал курфюрст. Он утверждал: «Чай может помочь человеку, истощенному и одной ногой стоящему в могиле, он придаст ему силу и даст новую жизнь». После чая человек чувствует себя «бравым, веселым, сильным, жизнерадостным и полным сил». Он считал, что 50 чашек в день вполне достаточно. Можно пить еще больше, но 200 чашек - это естественный предел. По его убеждению, чай содержит девять сил: «Первая воздействует на рот, вторая на желудок, третья на кишечник, четвертая на кровь, пятая на мозг, шестая действует против опьянения, седьмая против цинги, восьмая превосходит действие ванны и теплой воды, девятая действует против температуры». Но чай помогал не от всего. Доктору было только 38 лет, когда он упал на лестнице в Берлинском дворце, и ему уже ничто не могло помочь, его карьера оборвалась
Слишком рано. Подозрения в том, что он был подкуплен Нидерландской Ост-индской компанией, так и не были опровергнуты. Во всяком случае его пропаганда чая способствовала тому, что народ меньше пил шнапса, пива и вина. В книге «Полное описание природы и минералов», вышедшей в 1700 г., есть строчки, восхваляющие чай как панацею: Если ты хочешь заботиться о своем здоровье и избегать разных болезней до глубокой старости, пей чай!
Этот благородный напиток сохранит тебе молодость!
Чай, художественная литература, исследования - неисчерпаемая тема. Само собой разумеется, что поэты, в том числе и Гете, наслаждались не только прохладным вином, но и горячим чаем. В произведениях Гете часто встречаются описания приемов, на которых подавали чай. Осенью 1823 г. Эккерман записал в своем дневнике: «Сегодня вечером я был у Гете на чае. Общество мне понравилось. Все были непринужденны и раскованы, стояли, сидели, шутили, смеялись. Гете подходил то к одному, то к другому, и, казалось, ему хотелось слушать своих гостей, а не говорить самому».
Генрих Гейне относился к чаю скептически. Он рассказывает о своем пребывании на острове Нордерней в 1826 г. и пишет о восточных фризах: «На кораблях они достигли даже южных стран, где ярко светит солнце, а луна выглядит романтичнее. Но все цветы не смогли удержать их и среди этого весеннего благоухания, они стремились вернуться на свой песчаный остров, в свои маленькие хижины с мерцающим очагом, вокруг которого сидели съежившись их родственники в шерстяных кофтах и пили чай, который от кипяченой морской воды отличался только названием».
На террасе одной берлинской кондитерской Гейне написал знаменитое стихотворение, высмеивающее нравы чайного салона:
За столиком чайным в гостиной
Спор о любви зашел.
Изысканны были мужчины,
Чувствителен нежный пол.
(Перевод С. Маршака)
Об эстетических чайных обществах эпохи бидермейер писал Карл Август Варнхаген фон Энее, муж знаменитой Рашель Варнхаген: «Светло-голубая просторная комната, из окон открывается вид на прямую улицу, с другой стороны сад, все очень просто, без роскоши. Несколько картин на стенах, два бюста принца Луи Фердинанда и Шлейермахера стоят между горшками с цветами; только самая необходимая посуда, и тем не менее все производило элегантное впечатление, все было расположено так приятно и удобно и вызывало удовольствие, которое невозможно достичь роскошью». Любителем чая был Райнер Мария Рильке. В стихотворении «Слепнущая» он пишет: «Она сидела со всеми за чаем. Поначалу мне показалось, что она держит чашку не так, как другие. Она улыбнулась. Мне было почти больно».
Людвиг Уланд также любил чай: «В мифических просторах Индии, где всегда весна, цветет чай, сам похожий на миф». Именно чаю мы обязаны тем, что у Генриха Шлимана были деньги, и поэтому он смог откопать Трою. Часть своего миллионного состояния он заработал, торгуя чаем. В своих мемуарах он пишет: «Когда хлопок стал слишком дорог, я отказался от него и стал торговать чаем, ввозить который морским путем было разрешено с мая 1862 г. Моя первая партия господину Генри Шредеру в Лондоне состояла из 30 ящиков чая, после того, как его выгодно удалось продать, я заказал 1000, потом 4000 и 6000 ящиков, по дешевке купил весь чайный склад господина Гюнцбурга в Санкт-Петербурге и в первые 6 месяцев заработал на чае 140 000 марок, при этом получил еще 6% с капитала». Оду китайскому чаю создала немецкая писательница Аннетте Дросте-Хюльсхофф в своем стихотворении «Чайный стол», в котором рассказывается о чайном обществе: в серебряном чайнике кипит вода, дамы заняты вышиванием, а мужчины блещут своей ученостью. Все происходит исключительно по-китайски. Вернемся к Гете. В 1806 г. он наконец-то женился на своей многолетней спутнице жизни Кристиане Вульпиус. Для придворного общества Веймара было не просто признать ее женой Гете. Однажды она сказала в дамском обществе за чаем, не настало ли время ее приглашать в свет. На что придворная дама Луиза фон Гоххаузен ответила классической фразой: «Я считаю, если Гете дает ей свою фамилию, то уж мы можем дать ей чашку чая».