Расчет и выбор электроприводов непрерывного действия без рекуперации энергии торможения в электросеть
Производим и продаем электроприводы ЭТУ, ЭПУ для двигателей постоянного тока, тел./email +38 050 4571330 / rashid@msd.com.ua
Режимы разгона и торможения. Если в режиме работы механизма с большим моментом инерции, требуется выполнение высокодинамичного разгона/торможения, следует учитывать изменение момента, обусловленного инерционностью механизма, т. е. при разгоне необходимо обеспечивать дополнительный динамический момент. Согласно основному уравнению движения электропривода требуемый суммарный момент складывается из статического и динамического моментов. Режим разгона/торможения механизма определяется типом нагрузки. Если момент нагрузки (сопротивления) приводов насосов и вентиляторов определяется выражением Мс = Мстах(и/итах)2, то при постоянном моменте двигателя (т. е. при разгоне с контролем ограничения тока при постоянном потокосцеплении двигателя) время его разгона от нулевой до максимальной скорости лтах (об/мин) можно рассчитать по формуле
Рис. 3.14. Изменение моментов двига - Рис. 3.15. Пример разбиения на отрез-
Теля МдВ и нагрузки Мс при разгоне ки характеристик моментов двигате
Ля MJB и нагрузки Мс
Где /— сумма момента инерции нагрузки и механических передач, приведенных к валу двигателя, и момента инерции ротора двигателя, кгм2.
Момент, требуемый для разгона механизма, определяется разностью моментов двигателя и нагрузки (рис. 3.14). По окончании разгона, т. е. при скорости ятах, моменты двигателя и нагрузки сравниваются. Ускорение при разгоне тем выше, чем больше отношение AfaB/Mcmax и чем ниже суммарный момент инерции системы.
Если зависимость момента нагрузки от частоты вращения отличается от квадратичной или момент двигателя не остается постоянным в период разгона, то время разгона
_ J к "Т dп
/тг Ыт 1 Р 30 п 2 |
Разбив данную функцию на т отрезков, можно получить следующую аппроксимацию (рис. 3.15):
( 1
Мдвы - AfcM Mmi - Мс, j
Для вычисления данного выражения необходимо иметь значения моментов двигателя Мт и нагрузки Мс, представленные в табличном виде. Для примера рассчитаем время разгона привода вентилятора.
Пример 3.2. Вентилятор, оснащенный редуктором с коэффициентом передачи / = 1/3, требуется разогнать до скорости ишах= 4450 мин4. Мощность, потребляемая вентилятором на максимальной скорости, Ртт = 67 кВт. Механическая характеристика вентилятора приведена на рис. 3.16, а его момент инерции /в= 25 кг м2.
Максимальный момент нагрузки
Листах = ртзх9550/п = 67-9550/4450 = 143,8 Н ■ м.
Таким образом характеристику момента нагрузки вентилятора можно записать в виде
Мс = 143,8(и/4450)2.
По известному моменту инерции вентилятора выберем двигатель мощностью 75 кВт, имеющий следующие номинальные данные: Л/ДВ1ЮЧ = 484 Н м; птмоы = 1480 мин"1; 4В. ІЮМ = 134 А; /дв = 1,4 кг ■ м2.
Суммарный момент инерции, приведенный к валу двигателя,
J* = JJi2 + /дв = З2 ■ 25 + 1,4 = 225 + 1,4 = 226,4 кг ■ м2.
О 0,2 0,4 0,6 0,8 Рис. 3.16. Механическая характеристика вентилятора |
1,0 п/пл |
Характеристика момента нагрузки вентилятора, приведенного к двигателю, имеет следующий вид:
М„ |
М: |
/ 4450
Полагая КПД редуктора г) = 1, получим
= 431,4 |
4450 / 3 |
1483 |
Ml ~ 3 ■ 143,8
Для управления вентилятором требуется преобразователь частоты с следующими номинальными данными: Лічном = 90 кВт; /ПчНоч = 186 А.
Ток двигателя во время разгона должен соответствовать номинальному длительному току преобразователя частоты. Таким образом, максимальный допустимый момент двигателя
Следовательно, Ма |
+ 1 |
Г In |
,6 с. |
60д/Мдвmax Метах |
Ml Расчет и выбор тормозных резисторов в системах без рекуперации энергии в электросеть. Для осуществления остановки или снижения скорости приводов |
Мзв птах ~ Л'/ ,,,,,,,,, дв max — ^и лв )/( Лівлюм — ^|Ідв) > где /двтах= Лгчном = 186 А, а ток намагничивания двигателя / дв = 0,35/дв. нОм-
.ОА,1862 -0,352 1342 484,1т—;—= 694 Н ■ м.
11342 - 0,352 134 Время разгона вентилятора до итах = 4450 мин
Mlt
М:
В генераторном режиме используются блоки рекуперации тормозной энергии в питающую сеть либо блоки торможения с встроенными или внешними тормозными резисторами. Использование модулей рекуперации энергии в сеть экономически оправдано для индивидуальных или многодвигательных приводов общей мощностью свыше 150...200 кВт, работающих в генераторном режиме с определенной цикличностью. При малых значениях времени цикла — общей мощностью свыше 200 кВт. В большинстве же случаев применяются блоки торможения с встроенными или внешними тормозными резисторами.
Тормозные резисторы предлагаются производителями преобразовательной техники в качестве дополнительной комплектации к преобразователям частоты и выбираются исходя из конкретных параметров режима торможения по каталожным данным. Основными параметрами, служащими для выбора тормозных резисторов, являются: номинальное сопротивление, продолжительность включения в процентах от общего времени рабочего цикла Т, пиковая МОЩНОСТЬ торможения P-rmax В ТЄЧЄНИЄ ОПрЄДЄЛЄННОГО ВРЄМЄНИ, МОЩНОСТЬ ТОр - можения в продолжительном режиме Рт2лт и температура окружающей среды. Некоторые производители указывают нагрузочную способность тормозного резистора в процентах от номинального момента конкретного привода при определенных параметрах рабочего цикла.
В общем случае пиковая мощность тормозного резистора рассчитывается по формуле Ртmax = UmaJR, где Uтах — порог срабатывания тормозного прерывателя преобразователя частоты (либо прерывателя внешнего тормозного модуля); R — сопротивление резистора. Как правило, табличные данные пиковой, номинальной или продолжительной мощности тормозного резистора указываются производителями для конкретных преобразователей частоты с учетом порога срабатывания тормозного прерывателя, настроенного по умолчанию. Однако в некоторых случаях значение порога срабатывания может настраиваться пользователем. Соответственно снижение данного порога влечет за собой уменьшение допустимой пиковой мощности торможения.
Например, параметры тормозных резисторов для приводов серии Simovert VC указываются из расчета цикличности торможения 90 с (рис. 3.17). Величина Р2о характеризует допустимую (номинальную) мощность торможения в течение 20 с с цикличностью 90 с, Р3 — максимальную (пиковую) мощность
0 3 20 23 90 ?, с Рис. 3.17. Диаграммы изменения нагрузки при торможении привода с использованием внешнего тормозного резистора |
Торможения в течение 3 с с последующим ее линейным снижением в течение 20 с, а Рдв — это максимально допустимая длительная мощность торможения. При этом Р20 = 4РДВ; Рз = бРдв-
При выборе тормозного резистора необходимо учитывать цикличность и параметры режима торможения привода. Порядок действий при выборе тормозного резистора следующий.
1. Построить диаграмму изменения мощности торможения в течение рабочего цикла привода PT=f(t).
2. Рассчитать среднее значение мощности торможения Рт ср в течение рабочего цикла.
3. Выбрать тормозное сопротивление из условия Р2й > 4РТ с
4. Определить максимальную (пиковую) мощность торможения Рттах и проверить выполнение условия Рттлх< 1,5 Р20. Если условие не выполняется, необходимо выбрать тормозной резистор большей мощности.
Если реальное время цикла не равно 90 с, процедура выбора тормозного резистора сводится к построению диаграммы изменения мощности торможения в течение рабочего цикла и выбору на ней отрезка времени Т= 90 с, где значение РТЛ. р максимально. Дальнейшие действия в соответствии с пунктами 3 и 4 описанной методики.
Для определения максимальной мощности торможения при проверке условия - Рттах< 1,5 Р2о необходимо рассматривать всю область построенной диаграммы. Если торможение привода происходит нерегулярно и случается при остановке привода, методика выбора тормозного резистора аналогична методике, применяемой для времени цикла, отличного от 90 с.
Для определения мощности торможения при остановке необходимо рассчитать:
Момент торможения привода, Н-м,
Л/т = (ЛИт)/(9,55Гт),
Где Л — суммарный момент инерции вала двигателя и нагрузки, приведенной к валу двигателя, кг - м2; ят — скорость двигателя в начальный момент торможения, мин1; tT — время торможения привода до полной остановки, с;
Максимальную мощность торможения, кВт,
I'Tmax = (MT«Tr1jB)/9550,
Где гідВ — КПД двигателя;
Среднее значение мощности торможения, кВт,
Р = Р /2
А т. ср 1 тгпах/
Мощность тормозного резистора можно определить на основе полученных значений средней и максимальной мощностей торможения.
Для примера рассмотрим расчет режима торможения привода вентилятора.
Пример 3.3. Привод вентилятора должен тормозиться с максимальной частоты вращения ятач= 1500 мин~' до полной остановки с помощью существующего тормозного резистора. Предполагается, что нагрузка имеет квадратичную зависимость момента от частоты вращения.
Данные системы электропривода следующие: номинальная мощность четырехпо - люсного двигателя Равмом = 250 кВт; номинальный ток двигателя /двлюм = 430 А; номинальный момент двигателя Д/дв ном= 1600 Н - м; максимальная частота вращения вентилятора ятах = 1500 мин-1; потребляемая нагрузкой при птах мощность Ртах = 198 кВт; момент инерции вентилятора JB = 223 кг ■ м[1]; момент инерции вала двигателя JaB = = 3,6 кг м2; КПД двигателя г)лв = 0,962; номинальная мощность преобразователя частоты /пчном = 250 кВт; номинальная мощность внешнего тормозного резистора Pi о = 100 кВт; пиковая мощность торможения Рттах = 1,5^20 = 150 кВт; длительная мощность торможения РТ длнт = 25 кВт.
Для оптимального использования тормозного резистора целесообразно осуществлять торможение с постоянным темпом замедления, так как в случае торможения с постоянным тормозным моментом в течение одного и того же времени будет генерироваться большая пиковая мощность торможения. При оптимизации использования тормозного резистора необходимо учитывать пиковую мощность и энергию торможения, т. е. их значения должны оставаться в пределах допустимых.
1. Расчет режима торможения с постоянным темпом замедления. Найдем пиковую мощность торможения для тормозного резистора. Момент двигателя при торможении
& «max )
МнтаХ=^= 19,8 000;60 =1260,5 Н-м: ^ = Таким образом,
П v |
П.. 2кп 2к р = М --------------------- =___ Лвт двт 60 60 |
Мн П12Х |
П. |
MJB. T = Мн
Т -/27t«ma,
V «max J 60tT
Соответственно мощность двигателя в тормозном режиме
Х2 А
Итах 2кптяу 2л; ■ 1500 dt 60tT |
П |
J 2кптах 60 /т
Максимальная мощность двигателя в тормозном режиме достигается при
J2nnlm 1
И определяется выражением
J™ max 4050 V10Мнтах At |
Р
Минимально возможное время торможения определяется заданной пиковой мощностью торможения Р1тах с учетом Равлашх = РТта/Лдві Т-е - минимальное время торможения
T — Гттп ll ^ «тахЛдв
Ттт там 10.40502Мнтя PL
' н max' т max
Л215002 ■ 0,9622
= 226,6л; 1500 з------------------------------------- т =17,52 с.
V ю -40502 1260,5 1500002
Новки с постоянным замедлением скорость двигателя п = лтах[1 - (t/tT)]. Соответственно мощность двигателя при торможении
__ 2к
Л |
T |
1-1 |
М, |
М inav'max |
60 ?т |
Дв т " 60
Общий вид зависимости мощности двигателя от времени в режиме торможения нагрузки с квадратичной зависимостью момента от частоты вращения приведен на рис. 3.18. Отрицательная область характеристики соответствует режиму выделения тормозной энергии. Энергия, выделяемая при торможении на внешнем резисторе,
J2™L>
Цлв2к гт |
М. |
Н max"ma |
1-- |
60 |
2 ■ 60L
Время /0 можно определить из условия Рзв = 0:
Л |
226,6 -2ті1500 60 ■ 1260,5 ■ 17,52 |
J ах 60 мдвшахгт |
1- |
17,52 = -4,72 с. |
Гп = И = |
Отрицательное значение Г0 показывает, что даже в самом начале торможения тормозной момент превышает момент нагрузки. В этом случае значение t0 в выражении для расчета энергии торможения необходимо приравнять к нулю. Тогда
2 |
= -1855 кВт-с. |
60 |
0,962 ■ 2л • 17,52 Г1260,5 ■ 1500 226,6 - 2к ■ 1500
2-60-17,52
Допустимая энергия торможения, рассеиваемая на данном тормозном резисторе за 90 с (время рабочего цикла для тормозного резистора),
: Л-.длиг90 = 25•90 = 2250 кВт-с,
Т. е. рассчитанное значение энергии находится в пределах допустимого.
Можно определить, что торможение привода должно осуществляться с минимальной цикличностью 7"( Ж,-/Ж,.доп)90 = 74,2 с.
Диаграммы изменения мощности и момента двигателя при торможении привода до полной остановки за 17,52 с приведены на рис. 3.19).
J2nn„ |
Проверка правильности выбора преобразователя частоты. Максимальный момент, развиваемый двигателем в режиме торможения в момент перехода через нулевую скорость (я = 0),
226,6 2тг 1500
= -2032 Н • м.
60/т 60-17,52
W '' т |
Максимальный ток двигателя, соответствующий моменту Ма1
М,, |
2 JB. HOM |
/2 ) + /2 ' ц ном / 1 и I |
МЛ1 |
Рис. 3.18. Зависимость мощности двигателя от вре - мени в режиме торможения нагрузки с квадратичной зависимостью момента от частоты вращения
Положим номинальный ток намагничивания двигателя /цном = 0,31/тном. Тогда /штп = j (4302 - 0,312 • 4302) + 0,312 ■ 4302 = 536 А.
Параметры выбранного преобразователя частоты:
РПч„ом = 250 кВт; /ПЧноч = 510 А; /ПЧпмх = 694 А.
Таким образом, преобразователь частоты выбран правильно. 4. Расчет режима торможения с постоянным тормозным моментом. Максимальная мощность торможения в этом режиме достигается при я = яшах. Момент торможения определяется на основе пиковой мощности тормозного резистора:
Кв. т = -(^ттач60)/(2яятахЛдВ) = -(150 000 ■ 60)/(2л - 1500 - 0,962) = -993 Н • м.
Минимальное время торможения
_ Пкпт^ Ж^ _ 226,6 • 2к ■ 1500 11260,5 с
,П1Ш 60 ^МитйХМЖ1 1 мш, т 6071260,5 993 1 993 ' '
Т. е. при той же пиковой мощности время торможения с постоянным тормозным моментом больше. Мощность двигателя при торможении в этом случае
Рдв. т = Л/двт2ли/60,
Где
П= , tgfarctgf
0 2 4 6 8 10 12 14 16 с |
Рис. 3.19. Диаграммы изменения за период торможения мощности (а) и момента (б) двигателя |
Л/^нтах/^лвт { [V Мжт ) J2™max
І |
T |
Л. |
= Лдві'ЛвСІГ |
0 |
0 |
-155,93 |
0 |
1 |
2,69 |
-131,64 |
-371,91 |
2 |
5,38 |
-110,98 |
-685,69 |
3 |
8,07 |
-92,94 |
-949,42 |
4 |
10,76 |
-76,85 |
-1169,02 |
5 |
13,44 |
-62,21 |
-1348,87 |
6 |
16,13 |
-48,63 |
-1492,21 |
7 |
18,82 |
-35,85 |
-1601,47 |
8 |
21,51 |
-23,61 |
-1678,37 |
9 |
24,20 |
-11,72 |
-1724,06 |
10 |
26,89 |
0 |
-1739,22 |
-20 -40 -60 -80 -100 -120 -140 -160 |
П, об/мин 1600 1400 1200 1000 800 600 400 200 |
Рис. 3.20. Диаграммы изменения за период торможения мощности (а) и частоты вращения (б) двигателя |
0 |
Энергия торможения здесь может быть рассчитана только численными методами. Например, при разделении участка торможения на т сегментов можно получить следующую аппроксимацию:
1-т р і р
ДВТ' YJ№' (?, + ,-Г,).
/=1 £
При разбиении участка торможения на 10 сегментов энергия торможения
И^ = -1739 кВт-с.
Результаты численного расчета энергии торможения приведены в табл. 3.7.
Диаграммы изменения мощности и частоты вращения двигателя при торможении привода с постоянным моментом за 26,9 с приведены на рис. 3.20.
5. Расчет торможения с постоянным замедлением и последующим ограничением тормозного момента. При торможении с фиксированным темпом замедления момент двигателя возрастает при переходе частоты его вращения через нуль. В некоторых случаях необходимо ограничивать момент торможения, например до значения номинального момента двигателя. Однако при этом увеличивается продолжительность торможения. Для оптимизации использования тормозного резистора момент торможения ограничивают только при достижении максимальной мощности торможения, которая достигается на частоте вращения
J2nn„ 60L |
Для расчета режима торможения с фиксированным темпом замедления без ограничения момента следует использовать ранее вычисленное время торможения timin = = 17,52 с. Момент торможения двигателя при достижении максимальной мощности
-^дв. т ^11 max
^ 1500 J 60-17,52 Момент торможения двигателя при переходе через нулевую скорость
226,6 - 271 1500 60-17,52 |
Лкп„ Ш |
= -2032 Н • м. |
Мт |
Таким образом, ограничивать тормозной момент можно в диапазоне от -1354,4 ло -2032 Н м. В данном примере момент торможения ограничивается номинальным моментом двигателя (-1600 Н-м), что иллюстрирует диаграмма на рис. 3.21.
Сначала рассчитаем частоту я, и момент времени tx перехода в режим ограничения момента торможения:
1 |
И, = п„ |
М„ |
J2Nnmax ^ д, 60/
: 877,8 мин-'; |
: 1S00J—j— 226'6 2* 1500 - 1600
1260,5 60-17,52
=17.52(1-^1=7,27 с. ятях. 1500 [2]
Затем рассчитаем увеличенное время торможения
Мн mav щ М п
J2nn„ |
T'=t, + |
Г arctg |
60у]МнтіХМл |
Ііі. мом "max
, „ 226,6 ■ 2% • 1500 ,
= 7,27 +------ , —------------- arctg
1260,5 877,8 1600 1500 |
19,28 с. |
60ТЇ26О5 • 1600
В диапазоне времени от 0 до tx энергия торможения
М п
Г |
J2nnL |
Лдв2ягт |
- 1- |
60 |
2 • 60rT |
U |
1ГІ н max "max
Рис. 3.21. Диаграмма изменения момента дви - гателя за период торможения
4 > |
7,27 17,52 |
1260,5-1500
0,962-2л-17,52 60
7,25 17,52 |
= -1032 кВт - с. |
226,6 ■ 2л ■ 15002 '
2-60 17,52
Для расчета энергии торможения fVr2 в данном диапазоне tx...t необходимо определить мощность торможения:
^дв. т = - Л/Дв. ном2ли/60,
Где
М„ |
-(t-h) |
*tg |
Arctg |
П = |
М |
Дв. ном "max |
БОУ^нша. х^дв. н
J 2кптт
В этом случае энергия торможения может быть рассчитана только численными методами. При разбиении участка торможения на 10 сегментов энергия торможения Wr2 =-815 кВт-с. Таким образом, суммарная энергия торможения
WT = IVT] + JVT |
Т2 |
-1032 - 815 = -1847 кВт-с.
Результаты численного расчета энергии торможения приведены в табл. 3.8. Диаграммы изменения мощности и частоты вращения двигателя при торможении привода с постоянным моментом за 19,28 с приведены на рис. 3.22).
Таблица 3.8
|
Б
10 12 14 16 18?, с |
10 12 14 16 18/, с |
-1800 М, Нм |
Рис. 3.22. Диаграммы изменения за период торможения мощности (а) и момента (б) двигателя
3.2.4. Расчет и выбор электропривода циклического действия
С рекуперацией энергии торможения в электросеть
Пример 3.4. Для примера рассмотрим расчет электропривода центрифуги. Центрифуга оснащена асинхронным шестиполюсным двигателем с системой принудительного охлаждения. Данные системы электропривода следующие: момент инерции пустого барабана JL = 565 кг м2; момент инерции заполненного барабана Jv= 1165 кг-м2; момент инерции заполненного барабана после удаления воды JE = 945 кг м2; частота вращения при загрузке nF = 180 мин-1; частота вращения при отжиме ns = 1240 мин-1; частота вращения при выгрузке nR = 70 мин"1; время загрузки tF = 34 с; время отжима rs = 35 с; время выгрузки tR = 31,83 с; время разгона от nF до ns tbs = 45 с; время торможения от ns до nR tv= 39 с; момент при выгрузке MR = 500 Нм; момент трения fTр = 120 Н м; номинальная мощность двигателя Р2ЙАІоч = 250 кВт; номинальный ток двигателя /дв ноч = 430 А; номинальный момент двигателя М1В Н0м = 2410 Н м; номинальная частота вращения двигателя ятнт, = 989 мигт1; КПД двигателя г)дв = 0,96; момент инерции двигателя /1В = 7,3 кг м2.
На рис. 3.23 приведена диаграмма изменения частоты вращения центрифуги в течение рабочего цикла.
На диаграмме можно выделить следующие участки: 1 — разгон с частоты вращения выгрузки до частоты вращения загрузки. Дг, = tbF 2 — загрузка с частотой вращения nF, At2 = rF; 3 — разгон с частоты вращения загрузки до частоты вращения отжима, Д?3 = tbS', 4 — отжим с частотой вращения ns. А?4 = ts', 5 — торможение с частоты вращения отжима до частоты вращения выгрузки, А т} = Г у, 6 — выгрузка с частотой вращения nR, Atb = tR.
Времена t{г, rbs, ts, ty и tR указаны в исходных данных. Разгон с частоты вращения выгрузки nR до частоты вращения загрузки nF должен осуществляться с тем же ускорением, что и разгон до частоты вращения ns. Таким образом
TbF=tbs{nF-nR)/{ns-nF) = A5(m - 70)/( 1240 - 180) = 4,67 с.
Суммарное время цикла Г= tbF+ tF+ tbS+ ts+ tv+ tR= 189,5 c.
Циюіа, разбитого на 6 участков |
Диаграмма изменения момента инерции центрифуги в течение цикла представлена на рис. 3.24. Предполагается, что момент инерции центрифуги линейно увеличивается в течение загрузки (участок 2) и уменьшается при разгоне до скорости отжима (участок 3) и выгрузке (участок 6). В общем случае для момента привода при изменении частоты вращения и момента инерции справедливо следующее выражение:
Рис. 3.23. Диаграмма изменения частоты Рис. 3.24. Диаграмма изменения момента вращения центрифуги в течение рабочего инерции центрифуги в течение рабочего |
Цикла, разбитого на 6 участков
., . 2л dп ля dJ
М = J------ +------- ,
60 df 60 df
Где M — в Н • м; / — в кг м2; п — в мин-1.
С учетом линейности характеристик n(t) и /(f) можно использовать следующие отношения:
Dn _ An dJ hJ df At ' df At'
1. Расчет момента двигателя на участках цикла. Момент двигателя необходимо рассчитывать в начальной и конечной точках каждого участка (рис. 3.25). Момент в начальной точке участка будем обозначать индексом 0, в конечной точке — 1. Между этими точками момент изменяется линейно.
На участке 1 при разгоне с частоты вращения выгрузки до частоты вращения загрузки
Мшю = мдв11 = (JL + J3B)~ "F ~Пк + мтр = oil tbr
= (565 - 7,3) jg 180 ~ 70 + 120 = 1532 Н-м.
60 4,67
На участке 2 при загрузке с частотой вращения nF (An = 0; АЗф 0)
,, nnFJv-JL л ■ 180 1165 - 565 Мяв20 = мяв21 - + мтр = — + 120 = 286 Н • м.
60 tF 60 34
На участке 3 при разгоне с частоты вращения загрузки до частоты вращения отжима (An ^ 0; AJФ 0)
М - а +Т 2%nS~nF mF JE-JV м __
Лвзо - Jv + •'дв^ттг—:- + ------- :---- + -
60 tbS 60 tbs
,2л 1240- 180 л-180 945- 1165 ..,, „
= (1165 + 7,3)— — +—------------ — 120 — 2966 Н м;
Рис. 3.25. Диаграмма изменения момента двигателя центрифуги в течение рабочего цикла, разбитого на 6 участков |
М _ / , , / ч ns-nF кщ JF - Jy _
Двзі - JЕ + J! m>~zK—:-------------- + тт;—: + ™тр -
60 tbS 60 tbS
,Qd< п 2K 1240 - 180 Я-1240 945- 1165 = (945 + 7,3) + + 120 = 2152 H м.
60 45 60 45
На участке 4 при отжиме с частотой вращения ns (Дп = 0; Д/= 0)
М, в40 = л/дв4, = Мтр = 120 Н • м.
На участке 5 при торможении с частоты вращения отжима до частоты вращения выгрузки (Ди * 0; AJ = 0)
2 ТС /7 /7
Мав50 = Мдв51 = (JF + JJB) — s + мтр =
= (945 - 7,3) p-70 ~ 1240 + 120 = -2872 H • м.
60 39
На участке 6 при выгрузке с частотой вращения nR (An = 0; 0)
„ кпо J і - JF,, л • 70 565 - 945 ,„„ „,„
Mw№ = Млвм =—f + Mw = —------------------------- + 120 + 500 = 576 H м.
60 tR 60 31o83
2. Проверка теплового режима работы двигателя. На определенных участках цикла двигатель работает с частотой вращения больше номинальной, таким образом попадая в диапазон ослабления потокосцепления. В этом диапазоне для обеспечения требуемого момента двигателя необходим больший ток, чем в диапазоне с постоянным потокосцеплением, поэтому для проверки теплового режима двигателя целесообразно использовать метод среднеквадратичного тока.
/2 ' ц НОМ ' |
Ток двигателя в диапазоне работы с постоянным потокосцеплением при п < п№ ном
Т = Ш 7~М ¥(Г2 - І2 ї + Iі
1 дв Vv дв ' дв. ном / 1 ДВ. НОМ 1 LL ном / ' 1 ц
Ток двигателя в диапазоне работы с ослабленным потокосцеплением п > идв_ном
М„ |
(І2 - Iі ) У ДВ. НОМ JLlHOM/ |
+ р ~ 1 [Л ном |
Ток двигателя рассчитывается в начальной (с индексом 0) и конечной (с индексом 1) точках каждого участка. На участках J и 5 дополнительно рассматривается точка входа в диапазон работы с ослабленным потокосцеплением (с индексом FW). Для упрощения расчетов предположим, что ток двигателя на этих участках изменяется линейно. Диаграмма изменения частоты вращения центрифуги в течение рабочего цикла с выделением диапазона работы с ослабленным потокосцеплением приведена на рис. 3.26:
^S Ядв. ном __ 3Q |
= 8,37 с. |
Д?3 w = tbs ns~ ядв. ном = 45 1240-989 = 10> 66 с.
Щ - пг
1240-180 1240 - 989 1240-70
% - nR
На участке 1 при разгоне с частоты вращения выгрузки до частоты вращения загрузки
Мдвю= Мдвп = 1532 Нм;
П>п Рис. 3.26. Диаграмма изменения частоты вращения центрифуги в течение рабочего цикла, разбитого на 6 участков |
1532 ,2410 V У |
-ГавЮ — ^дві I |
(4302 - 133,32) + 133,З2 = 292 А.
На участке 2 при загрузке с частотой вращения nF
Л4в20 = Мдв21 = 286 Н • м;
286 2410 |
^дв20 - ^дв21 |
(4302 - 133,32) + 133,32 = 142 А.
На участке 3 при разгоне с частоты вращения загрузки до частоты вращения отжи
Ма
МдВз0 = 2966 Н-м;
2966 2410 |
^явЗО ~ |
(4302 - 133,32) + 133,32 = 520 А;
М, |
ДвЗґЖ |
<м |
= и - Mwil ~ Мдв3° AW = 2152 2'52 Г.2966 10,66 = 2344,8 Н ■ м;
45
2344,8 2410 |
'двЗПГ |
(4302 - 133,32) + 133,32 = 419,5 А; MRBз, =2152 Н-м;
(4302 - 133,32)
989 j 1 1240
На участке 4 при отжиме с частотой вращения ns
1240 Т,„„„2Г989 |
21 2410 |
+ 133,32 |
I |
= 469,9 А. |
ДвЗІ |
Мш40 = Мдв4, = М, р = 120 Н ■ м:
2 f 989 |
^Дв40 - ^дв41 |
+ 133,32 |
= 109,3 А. |
I^T(4302 - 133,32)fiM 2410 989
На участке 5 при торможении с частоты вращения отжима до частоты вращения выгрузки
Л/дв50 = Мав5FW = Л/дв51 = -2872 Н • м;
' дв50 |
989 |
1240 |
2872 ^ (4302 - 133,32)f^f + 133,32 ГЖТ = 620 А;
2410
2872 2410 |
Лш5FW - ^дв50 |
(4302 - 133,32) + 133,32 = 505 А.
На участке 6 при выгрузке с частотой вращения nR
Мдвбо = МмЬХ = 576 Н м;
576 2410 |
-^двбО - Аивбі |
(4302 - 133,32) + 133,32 = 1653 А.
Используя диаграмму, приведенную на рис. 3.27, рассчитаем среднеквадратичное значение тока двигателя центрифуги. Для участков J и 5, где ток двигателя изменяется, можно записать следующее соотношение:
/2df = I (I} + IU +/,-/,+1)АГ,.
І
Тогда для всего рабочего цикла
= ьг + ІІо[3] f + ^(Цо + Hrw + hpwMhs ~AhFiv) +
0 20 40 60 80 100 120 140 160 180 200 t, с Рис. 3.27. Диаграмма изменения тока двигателя центрифуги в течение рабочего цикла, разбитого на 6 участков |
+ — (I32fw + Йі + ^3fw 1 з і )AtiF]v +1l(,ts + — (/20 + / lFW + Iso^sfw )Ah fw + + Ilw (ty - At5FW) + Ji0tR = 2921 • 4,67 +1422 ■ 34 +
+ i(5202 + 419,52 +520-419,5)(45-10,66) + + ■^(419,52 + 469,92 + 419,5-469,9)10,66 + 109,32 -35 + + ^(6202 +5052 +620-505)8,37 +5052(39-8,37)+ 165,32-31,83 = 22 557 472 A2c;
_ 22 557 472 aBK"V 189,5
Рассчитанное среднеквадратичное значение тока двигателя находится в допустимых пределах, так как номинальный ток двигателя /дв ном = 430 А.
3. Расчет мощности торможения. Торможение двигателя имеет место при переходе из режима отжима в режим выгрузки на участке 5 (рис. 3.28). Тормозной момент двигателя при этом составляет 2872 Н • м.
Максимальная мощность торможения на звене постоянного тока при частоте вращения
Л max = ЛлвЛ^ = 2879255'0240 о, 96 - 0,98 = 350,8 кВт.
Минимальная мощность торможения на звене постоянного тока при частоте вращения nR
Рт mn = ЛдвЛжя = 0,96 - 0,98 = 19,8 кВт.
Энергия торможения центрифуги в течение рабочего цикла (см. рис. 3.28) определяется следующим образом:
WT = Pjm№ + Pjmin tv = 35Q'82+ 19,8 39 = 7226,7 кВт-с.
Среднее значение мощности торможения за рабочий цикл Л. ср= 7226,7/189,5 = 38 кВт.
Вследствие большой мощности торможения целесообразно применение преобразователя частоты с модулем рекуперации энергии торможения в питающую сеть.
4. Выбор преобразователя частоты. Максимальный ток двигателя 620 А (в режиме торможения), а среднеквадратичный ток 345 А. Выбранный преобразователь частоты с рекуперацией энергии в сеть имеет следующие номинальные параметры: />Пчном = = 250 кВт; /пчном = 510 А; /пч, тах = 694 А; номинальный ток в звене постоянного тока Д ном = 605 А.
5.
Проверим преобразователь на допустимый максимальный ток в звене постоянного тока в режиме рекуперации:
Л. ршах = Лтач/(1,35 Uc) = 350,8 ■ 103/( 1,35 ■ 400) = 650 А.
Допустимый ток в звене постоянного тока преобразователя в режиме рекуперации составляет 92 % от значения тока, допустимого для двигательного режима:
Д. птах = /в. но„ 1,36 0,92 = 605- 1,36-0,92 = 757 А,
Где 1,36 — значение коэффициента, учитывающего перегрузочную способность ПЧ. Таким образом, блок выпрямления/рекуперации преобразователя выбран правильно. 5. Выбор автотрансформатора для согласования модуля рекуперации с питающей сетью. При выборе согласующего автотрансформатора в первую очередь необходимо рассчитать среднеквадратичное значение тока в звене постоянного тока для режима рекуперации:
^в. р.к jj jj J ^ (-^т max "^-^ттіп ^ттах-^ттіп ) ^V/Т
540 І(350'82 + 19'82 + 35°'8 '19'8) 39/'89'5 = 175 А-
Допустимое среднеквадратичное значение тока для согласующего автотрансформатора с продолжительностью включения 25 % определяется следующим образом:
/в. с.к = /,„ом • 0,92^Ц = /в. ном - 0,46 = 605 - 0,46 = 278,3 А.
При работе нескольких центрифуг возможен выбор системы многодвигательного привода, состоящего из модуля выпрямлении/рекуперации, шины звена постоянного тока и автономных инверторов для каждой центрифуги. При правильном согласовании циклов работы центрифуг энергия, передаваемая на звено постоянного тока при торможении одними центрифугами, может использоваться другими центрифугами в двигательном режиме. Таким образом возможен выбор модуля выпрямления/рекуперации меньшей мощности.