Расчет гармоник тока и напряжения в электросети, питающей преобразователь частоты
Как было показано в гл. 2, неуправляемый диодный выпрямительный мост в составе преобразователя частоты, является источником высокочастотных гармоник тока и напряжения. В некоторых случаях необходимо оценивать уровень этих гармоник, так как превышение допустимого уровня их содержания в питающей сети вызывает дополнительные потери в питающем трансформаторе и другом силовом оборудовании. Для расчета уровня гармоник в конкретной питающей сети необходимо знать ее полное сопротивление, значение которого влияет на уровень тока короткого замыкания сети, номинальные параметры питающего трансформатора и установленное полное сопротивление питаемых электроприемников. Существуют прикладные программы для определения количественного состава гармоник тока и напряжения в питающей сети в зависимости от нагрузки, типа и числа подключенных преобразователей. Например, программное обеспечение Harmac4, созданное фирмой Siemens для анализа гармонического состава сети, питающей преобразователи частоты.
Автотранс - 6-пульсный |
Рис. 3.10. Эквивалентная схема системы питающая сеть — ПЧ: |
Пматор управляемый : 1,2 выпрямитель |
А — для двигательного режима работы с использованием неуправляемого выпрямителя; о — для генераторного режима работы с использованием модуля выпрямления/рекуперации |
Состав гармоник, поступающих в питающую сеть, зависит от режима работы привода. Рассмотрим двигательный режим работы привода с использованием неуправляемого выпрямителя и генераторный режим с использованием модуля выпрямления/рекуперации, взяв за основу соответствующие эквивалентные схемы (рис. 3.10).
6-пульсный неуправляемый выпрямитель а |
Предположим, что ток нагрузки /н остается постоянным и рассчитаем его соответственно для двигательного и генераторного режимов:
^'н — ^дв. ном/( ^вЛдвЛн)? ^'н — (^лв. номЛдвЛи)/^?
Где Рдв. ном — номинальная мощность двигателя; г|ДБ, ри — соответственно КПД двигателя и инвертора; UB — выпрямленное напряжение на звене постоянного тока.
В двигательном режиме UB можно оценивать без учета падения напряжения в промежуточных цепях: UB = ,35UC где Uc — напряжение питания сети на входе преобразователя. В генераторном режиме значение UB задается при настройке контура регулирования напряжения на звене постоянного тока.
Емкость конденсатора С определяется для конкретного преобразователя частоты или инвертора. Индуктивность сетевого фильтра Lc рассчитывается исходя из мощности короткого замыкания 5КЗ на стороне высокого напряжения питающего трансформатора, его номинальной мощности 5Т Н0М и напряжения короткого замыкания мКзт( %)- а также напряжения короткого замыкания входного сетевого дросселя мКЗд ( %) и номинальной активной или полной мощности инвертора 5И ном. В режиме рекуперации энергии при наличии модуля выпрямления/рекуперации необходимо также учитывать напряжения короткого замыкания согласующего автотрансформатора мкзат ( %)• Суммарная индуктивность сети таким образом складывается из следующих компонентов:
Lo = -^КЗв + -^КЗт + ^КЗд + (^КЗАт)і
Где L'K3b = iPJiS^a) — составляющая высоковольтной питающей сети; £КЗт = t/2cMK3T/(1S'T Н0мсо) — составляющая питающего трансформатора; ^кзд = U2cuK3J(SHMOVa) — составляющая входного сетевого дросселя; LK3AT = = Ј/2ci/K3,vr/(S„.nm, to) — составляющая согласующего автотрансформатора (при использовании модуля выпрямления/рекуперации); со = 2тс/
Расчет гармоник, поступающих в питающую сеть, рассмотрим на примере привода мощностью 90 кВт при работе в двигательном и генераторном режимах.
Пример 3.1. Для работы в двигательном режиме используется преобразователь частоты мощностью 90 кВт с входным сетевым дросселем («кзд = 2 %). В генераторном режиме используется инвертор с звеном постоянного тока мощностью 90 кВт, питающийся от модуля выпрямления/рекуперации мощностью 90 кВт с входным сетевым дросселем (иКзд = 4 %). Номинальный выходной ток преобразователя/инвертора ном = 186 А. Инверторный мост модуля выпрямления/рекуперации подключается к питающей сети через согласующий автотрансформатор (икзат = 2 %). Характеристики питающей сети, одинаковые для обоих режимов: используется трансформатор 2,2/0,4 кВ, 5Т. Н0Ч = 150 кВ ■ А, мКЗт = 4 %, 5КЗ = 10 MB ■ А. КПД двигателя 94,9 %; КПД инвертора 98 %. Емкость конденсатора в звене постоянного тока преобразователя частоты и инвертора С = 12 мФ.
Компоненты для расчета индуктивности питающей сети Lc:
4002 _ , 4002 ■ 0,04 ,,, _
Lkt.„ =--------- 1------ = 51 мкГн; 1КЗв =------------------- г—— = 136 мкГн;
К3в 10 10б 315 3 150 103 ■ 314
4002 0,02 V3 ■ 400 ■ 186 314
АсЗд2% = п: . = 79 мкГн;
Таким образом, в двигательном режиме £с = 1'кздтв + ^кзт + ^кзд2% = 266 мкГн, а в генераторном £с = L'KЗв + 1КЗт + 1КЗд4»с + ^кзат2% = 424 мкГн. Ток нагрузки в двигательном режиме при UB = 521 В
/н = ЛвнА^вЛдвЛи) = 90 107(521 0,949-0,98) = 186 А.
Ток нагрузки в генераторном режиме при Ub = 521 В
40Q2 ■ 0,04 л/3 ■ 400 ■ 186 ■ 314 |
ЧОд4 % |
= 158 мкГн; £кз ат2% = 79 мкГн. |
4 = (^B.„rWl„)/Ј4 = (90-103 ■ 0,949 -0,98)/521 = 161 А.
Приведем количественные результаты анализа гармонического состава тока питающей сети в специализированном программном пакете Excel/VBA с графиками изменения формы тока и напряжения питающей сети в двигательном и генераторном режимах (рис. 3.11), тока и напряжения на звене постоянного тока ПЧ в двигательном и генераторном режимах (рис. 3.12), а также диаграммы, отражающие гармонический состав тока питающей сети (в % от основной гармоники) в двигательном и генераторном режимах (рис. 3.13).
Двигательный режим: /с(= 145,5 А — амплитудное значение первой гармоники тока питающей сети во вторичной обмотке трансформатора; cos ф(1) = 0,963 — коэффициент мощности первой гармоники; /cZ= 153,2 А — среднеквадратичное значение тока питающей сети во вторичной обмотке трансформатора; Кф1 = 7,2 — коэффициент искажения формы тока питающей сети во вторичной обмотке трансформатора; АГфі = 2 % — коэффициент искажения формы тока питающей сети в первичной обмотке трансформатора.
Тающей сети в вторичной обмотке трансформатора; А"ф2 = 8,6 — коэффициент искажения формы тока питающей сети в вторичной обмотке трансформатора; = 2,4 % — коэффициент искажения формы тока питающей сети в первичной обмотке трансформатора; а= 141,3° — угол открытия тиристоров модуля выпрямления/рекуперации.
Следует заметить, что ток нагрузки в звене постоянного тока в генераторном режиме ниже, чем в двигательном, вследствие влияния КПД двигателя и инвертора. Однако значение основной гармоники тока питающей сети в генераторном режиме больше, чем в двигательном, так как коэффициент мощности cos<p(|) в генераторном режиме меньше, чем в двигательном (угол открытия тиристоров модуля рекуперации Данный факт обусловлен также применением повышающего автотрансформатора. Несмотря на большую индуктивность питающей сети Lc в генераторном режиме наблюдаются более высокие гармоники тока из-за неблагоприятного влияния угла (3 модуля выпрямления/рекуперации.