Маркетинговые исследования
В ходе маркетинговых исследований делается прогноз сегмента рынка продаж продукции, возможных показателей объема продаж и цены. Возможные покупатели определяются как в среде государственных унитарных предприятии с использованием госзаказа, так и в среде предприятий других форм соб - гтвенности. При этом выделяют покупателей, постоянно потребляющих аналогичную продукцию, и потенциальных покупателей разрабатываемой продукции, не удовлетворенных уровнем ранее выпускаемой продукции, которые могут отдать предпочтение новой продукции.
Объемы продаж устанавливаются по статистическим данным, экспертным оценкам и другими методами, причем целесообразно использовать одновременно несколько методов прогнозирования и сравнить полученные результаты. Общий объем продаж складывается из отдельных объемов, определенных по каждой группе покупателей.
Помимо сегментации рынка и прогноза объема продаж необходимо спрогнозировать цену изделия. При этом объектом исследований является цена аналогов, выпускаемых разными коммерческими предприятиями. Статистическую информацию о цене аналогов можно получить путем анализа публикаций. Важно построить модель, которая свяжет потребительские свойства изделия и цену, для чего необходимо собрать статистические данные по 3...5 аналогам, так как чем больше информации будет собрано, тем более модель цены будет способствовать реальным предпочтениям покупателя и его оценке отдельных свойств исследуемой продукции.
При прогнозировании объема продаж и цены необходимо в общем случае учесть [20]:
Объемы производства, импорта и экспорта продукции; структуру и емкость отдельных сегментов рынка; сведения о поставщиках;
Сведения о различных группах покупателей и их предпочтениях;
Вид спроса и его прогноз на предстоящий период;
Планы развития фирмы и ее конкурентов;
Уровень доходов потенциальных покупателей;
Политику цен на рынке;
Издержки производства (себестоимость);
Планы расширения продаж конкурентов;
Сведения о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах (НИР и ОКР), а также о модернизации продукции;
Технологию производства, уровень качества и технологичности продукции; патенты и возможность их нарушения; рекламу продукции и ее успех;
Финансовые возможности предприятия и его конкурентов; проникновение на зарубежные рынки.
Далее необходимо разработать маркетинговую стратегию и указать рекомендуемый тип маркетинга [6, 39, 40].