Исследование и эквивалентирование моделей, описывающих упругие механические связи электроприводов
Механизмы ЭК (бумагоделательных машин, станов непрерывной прокатки металла, линий по производству полимерных материалов и др.) представляют собой многосвязные многомассовые механические подсистемы (ММП), управление которыми осуществляется многодвигательными системами электроприводов.
Чтобы с достаточной точностью отразить динамические свойства системы в заданных полосах частот сепаратных подсистем, необходимо провести анализ и синтез ММП уже на этапе проектирования ЭК, поскольку внесение изменений в готовую конструкцию нерационально.
Методы математического описания и исследования характеристик ММП в общем виде рассматриваются в теории колебаний. Сложность кинематических схем основных функциональных узлов ММП ЭК затрудняет исследование их динамических характеристик. В большинстве случаев можно предположить, что взаимосвязь механической и электромагнитной систем слабая (что объясняется влиянием обратных связей по ЭДС двигателей на динамику СУ). Таким образом, ММП могут рассматриваться независимо от электромагнитных контуров управления. В этом случае входными воздействиями для ММП будут электромагнитные моменты приводных двигателей (если рассматриваются угловые перемещения) или силы (если рассматриваются линейные перемещения), а выходными переменными — координаты движения (скорости, угловые и линейные перемещения) и упругие моменты (силы). В любой ММП существуют также моменты или силы сопротивлений, которые могут быть отнесены к возмущающим воздействиям.
ММП, как и любая механическая система, может быть представлена бесконечным числом материальных точек, упруго связанных между собой. Очевидно, что число степеней свободы такой системы бесконечно велико и точное решение задач о колебаниях подобных механических систем удается получить в замкнутой форме лишь в относительно простых случаях. В общем виде эту задачу решить невозможно, что вызывает необходимость упрощения расчетной модели ММП.
В этом случае относительно малоинерционные части ММП полагают вовсе лишенными массы и представляют в виде безынерционных элементов (жестких или деформируемых). Примерами таких частей ММП могут служить перемещаемые бумажное полотно или полоса прокатываемого металла. Наиболее жесткие части конструкции (например, направляющие, нажимные валы и др.) принимаются за абсолютно жесткие тела. В этом случае число обобщенных координат ММП будет равно числу ее степеней свободы. Как правило, исследование динамических свойств ММП производится в режиме свободного движения. Для чего сначала к ММП прикладывается импульс силы, а затем при отсутствии внешних возмущений исследуется движение ее к положению равновесия, соответствующему минимуму потенциальной энергии.
Свободное движение для устойчивой ММП всегда является затухающим под влиянием демпфирующих (диссипативных) сил. Однако учет этих сил сильно усложняет исследование динамики ММП, поэтому исследование динамических свойств их моделей проводится для консервативного случая, т. е. при отсутствии рассеянья запасенной в ММП энергии. Учет влияния демпфирующих сил возможен лишь в простых случаях или после эквивалентирования исходной модели ММП. Механическая модель ММП может быть представлена в виде отдельных инерционных звеньев, соединенных упругими связями. Система дифференциальных уравнений, характеризующая свободные колебания консервативной ММП с конечным числом степеней свободы и соответствующая механической модели, является математической моделью ММП.
Подробно методика составления дифференциальных уравнений и матричного описания, характеризующих свободные колебания взаимосвязанной механической подсистемы, изложена в [8].
М |
КР |
ЦР |
Цр
Q.5 Рис. 6.7. Математическая модель механической подсистемы электроприводов прокатного стана: М — электродвигатель; ЦР — цилиндрический редуктор: КР — конический редуктор; В — валы клети |
Рассмотрим определение собственных частот колебаний механической подсистемы на примере электропривода клети прокатного стана 250 (см. рис. 1.4). Математические модели механической подсистемы электроприводов для 1, 3, 5, 7 клетей его черновой группы одинаковые (рис. 6.7).
Исходные данные для расчета клети 1: У, = 105000 кг - м2; J-, = 110000 кг м2; /3 = 90 кг м2; /4 = 20 кг■ м2; /5 = 100 кг• м2; Jb = 100 кг - м2; С,, = 2,8 ■ 10" Н ■ м/рад; С23 = 5,7-107 Н м/рад; С34 = 8-Ю7 Н - м/рад; С45 - 6,4-107 Н-м/рад; С46 = = 6,4-107 Н - м/рад.
Механическая подсистема электропривода клети описывается следующей системой уравнений:
■ЛФ, = С12(ф, -<р2); J2Ф2 =-Сп(фі - фг) + С2з(ф2 - Фз);
/зФз = - С23(ф2 - ф3) + С34(ф3 -ф4);
/4ф4 =-С34(ф3 - ф4) + С45(ф4 -ф5) + С46(ф4 - ф6); /5ф5 =-С45(ф4 - ф5); ЛФб =-С46(ф4 -ф6).
Расчеты собственных частот, частот упругих колебаний и собственных векторов производим с помощью математического пакета MATLAB.
Из приведенной системы уравнений, используя методику, изложенную в [8], получим матрицу G1 для расчета собственных частот:
-С12 J1
С12 J1 -С12 32 0 |
Gl:= |
С12 + С23 J2 - С23 J3
0
-С23 J2
С23 + С34 J3
-С34
J4
О
О
-С34 J3
С45 |
J5 0 |
О -518,2 1,5х 106 -4х106 О О |
-266,7 772,7 -6,3 х105 О О О
О О
-8,9х105
В MATLAB для решения задачи нахождения собственных значений матрицы применяется функция eig. Существует несколько способов обращения к этой функции: Lam = eig(A) — столбец Lam заполняется собственными числами матрицы A; [V, D] = eig(A) — диагональная матрица D содержит собственные числа; столбцы матрицы V содержат нормированные собственные векторы для каждого собственного числа. При этом векторы нормированы таким образом, что норма каждого из них равна единице.
. : 3.2844Є + 003 2.164 С
При параметрическом синтезе сепаратных систем управления взаимосвязанных ЭП, как правило, подлежат учету лишь те частоты свободных колебаний ММП, которые деформируют частотные характеристики этих систем в зоне существенных частот. При инженерных расчетах достаточно учесть две - три частоты колебаний ММП, наиболее существенно влияющих на динамику работы систем управления. Для упрощения ММП производится ее эквивален - тирование двух - или трехмассовой механической системой [23, 531.
Методика эквивалентирования, позволяюшая сохранить как суммарный момент инерции (массу) ММП. так и точные значения интересующих частот свободных колебаний исходной ММП, основана на разделении главных координат исходной подсистемы на «медленные» и «быстрые» и исключении последних.
Для решения задачи эквивалентирования можно использовать алгоритм или функцию fsolve(fun, хО, options, PI, Р2, ...), входящую в ToolBox Optimization MATLAB.