Электромеханическая совместимость электродвигателей с силовыми полупроводниковыми преобразователями
Пульсации электромагнитного момента, вызванные воздействием высших гармоник напряжения на электродвигатели, приводят к ухудшению виброакустических характеристик двигателей, т. е. увеличению акустического шума и появлению вибраций, а также сопровождаются резонансными явлениями и у худшением прочностных характеристик. Иными словами, высшие гармонические составляющие напряжения являются причиной появления еще одной проблемы — необходимости электромеханической совместимости преобразователей и электрических машин, входящих в состав регулируемых электроприводов.
Под воздействием несинусоидального напряжения в статорной обмотке двигателя будет протекать ток, который кроме основной гармоники будет содержать и высшие гармонические составляющие. Следовательно, в воздушном зазоре электродвигателя будут присутствовать движущиеся магнитные поля, скорость и направление вращения которых определяются номером гармоники. В результате этого в роторе возникают магнитные поля, также вращающиеся с соответствующими угловыми скоростями, а в асинхронном двигателе — электромагнитные моменты двух видов — постоянные и колебательные.
Постоянные электромагнитные моменты возникают при взаимодействии магнитных полей статора и ротора одного порядка, например 1-й гармоники статора с 1-й гармоникой ротора или 5-й гармоники статора с 5-й гармоникой ротора.
Колебательные электромагнитные моменты возникают в результате взаимодействия магнитных полей статора и ротора, имеющих разный порядковый номер. Кроме того, колебательные электромагнитные моменты возникают при взаимодействии магнитного поля основной гармоники с магнитными полями высших гармоник. Вращающий электромагнитный момент возникает при наличии разности фаз между вращающимися магнитными полями статора и ротора. В общем виде электромагнитный момент асинхронного двигателя можно выразить следующим образом: М = /3j/,.sin cpST, где Is — составляющая магнитодвижущей силы, обусловленная током статорной обмотки; ц/,. — магнитный поток, создаваемый током ротора; ф„. — угол сдвига между двумя этими векторами. При взаимодействии магнитодвижущей силы и магнитного потока с одним порядковым номером угол сдвига между ними остается постоянным, поскольку эти векторы вращаются с одинаковой угловой скоростью. Следовательно, и электромагнитные моменты, создаваемые гармониками одного порядка, будут постоянными.
Совершенно другая картина наблюдается в случае взаимодействия гармонических составляющих с разными порядковыми номерами. Если вектор магнитодвижущей силы основной гармоники Is вращается с угловой частотой со,, а вектор, например, 5-й гармоники магнитного потока ротора вращается с угловой частотой 5Ю], но в другую сторону, то, естественно, угол ф,[,.5 между этими векторами будет изменяться по синусоидальному закону. Причем за один оборот (период) вектора /$1 угол сдвига изменится шесть раз. Следовательно, электромагнитный момент, создаваемый основной гармоникой статора Is и 5-й гармоникой ротора будет изменяться по синусоидальному закону, т. е. колебаться, причем частота этих колебаний будет равна 6cos.
Рассмотрим электромагнитный момент, создаваемый основной гармоникой статора и 7-й гармоникой ротора. В этом случае векторы /5, и |/,.7 вращаются с разными скоростями ю, и 7соь но в одну сторону. Угол сдвига между этими векторами (psir7 в процессе вращения также будет периодически изменяться по синусоидальному закону. Поскольку рассматриваемые векторы вращаются в одну сторону, то период изменения или колебания электромагнитного момента МЛг1, как и в предыдущем случае, будет равен бсо,. Можно показать, что электромагнитные моменты, создаваемые при взаимодействии 1 и 11-й, 1 и 13-й гармоник, тоже носят синусоидальный характер, причем частота пульсаций этих электромагнитных моментов равна 2x6(0].
В регулируемых электроприводах постоянного тока, в которых двигатели получают питание от преобразователей, напряжение, подводимое к якорным зажимам, представляет собой сумму некоторой постоянной и гармонических составляющих. Если в регулируемом электроприводе в качестве статического преобразователя используется широтно-импульсный преобразователь, то /=/шип. а если двигатель получает питание от выпрямителя, то/= mfc. В электродвигателях постоянного тока также будут возникать колебания электромагнитного момента.
Механические колебания вращающихся частей двигателя, возникающие из-за наличия колебательных электромагнитных моментов, в силу их малости в обычных условиях не существенны. Исключение составляют случаи, когда двигатель используется при частотах вращения, составляющих несколько оборотов в минуту и ниже, а также случаи, когда необходимо очень точное регулирование.
Однако если частота колебательного вращающего момента становится равной собственной частоте крутильных колебаний системы двигатель—механизм, наступает явление резонанса, сопровождающееся сильным шумом и вибрациями, а в ряде случаев и механическими повреждениями. В этом случае говорят уже об электромеханической совместимости преобразователя и электродвигателя, учет и обеспечение которой необходимо осуществлять на всех стадиях проектирования и разработки регулируемых электроприводов.
Способы и устройства обеспечения электромеханической совместимости. Способы минимизации вредного влияния высших гармонических составляющих напряжения на характеристики электродвигателей можно условно разделить на следующие группы: применение фильтрующих устройств; использование схемотехнических решений при разработке преобразователей, включая специальные законы их управления; принятие специальных конструкторских решений при проектировании электрических машин.
В зависимости от типа электропривода, т. е. от рода тока, перечисленные способы обеспечения электромеханической совместимости реализуются по - разному. Поэтому эти способы следует рассмотреть отдельно для электроприводов постоянного и переменного токов.
В современных автоматизированных электроприводах постоянного тока в качестве устройств управления широко применяют управляемые выпрямители и широтно-импульсные преобразователи. Для этих типов преобразователей характерна периодическая пульсирующая кривая напряжения на выходе. Основные требования к фильтрам для уменьшения пульсаций можно сформулировать следующим образом: фильтр не должен существенно изменять режим габоты преобразователя; фильтр должен обеспечивать заданную по условиям электромеханической совместимости степень сглаживания напряжения на нагрузке во всех оговоренных режимах работы электропривода.
Выполнение первого требования достигается в основном соответствующим г ыбором схемы фильтра. Так, например, емкостный фильтр или фильтры с емкостным входным звеном в мощных электроприводах использовать не рекомендуется, так как они ухудшают форму токов, протекающих через вентили и трансформатор в управляемых выпрямителях, в результате чего возрастают потери мощности. Установка таких фильтров на выходе широтно-импуль - ены. ч преобразователей изменяет расчетные условия коммутации, что может привести к аварийным ситуациям.
Второе требование, предъявляемое к фильтрующим устройствам, является определяющим при расчете параметров элементов схемы фильтра. Обычно это требование задается в виде коэффициента пульсаций напряжения на нагрузке. Отношение пульсаций напряжения на выходе преобразователя к коэффициенту пульсаций напряжения на нагрузке определяет снижение пульсаций напряжения, достигаемое в результате применения фильтра. Это отношение называется коэффициентом сглаживания. Для увеличения эффективности фильтрующих устройств и увеличения коэффициента сглаживания S на практике используют многозвенные фильтры. Коэффициент сглаживания таких фильтров равен произведению коэффициентов отдельных звеньев.
Для обеспечения электромеханической совместимости преобразователя и двигателя без применения фильтрующих устройств или с применением фильтров, обладающих незначительными массогабаритными показателями, следует использовать преобразователи с повышенными значениями частот первой армоники выходного напряжения. Так, при использовании в электроприводе з качестве преобразователя управляемого выпрямителя и необходимости обеспечения электромеханической совместимости целесообразно применять мно - тотактные схемы выпрямления. Если в качестве преобразователя используется широтно-импульсный модулятор, то в целях увеличения частоты пульсаций зыходного напряжения, необходимо повышать частоту коммутации его силового ключа. Важнейшим преимуществом широтно-импульсных преобразователей является возможность плавного регулирования частоты коммутации, что позволяет устранять явления резонанса.
Для обеспечения электромеханической совместимости электрооборудования, входящего в состав электропривода переменного тока на основе автономного инвертора с широтно-импульсной модуляцией, следует устанавливать как можно более высокую частоту модуляции. В этом случае частоты всех высших гармоник будут достаточно высокими и не будут оказывать существенного влияния на появление пульсирующих электромагнитных моментов. Дополнительные потери мощности от высших гармоник в двигателе с увеличением их частоты уменьшаются. В преобразователях же при увеличении частоты модуляции увеличиваются потери на коммутацию в ключах, а также потери в звеньях коммутации. Следовательно, при проектировании регулируемых электроприводов с преобразователями на основе инверторов с широтно-импульсной модуляцией большое значение имеет выбор оптимального значения частоты модуляции, для которого суммарные потери в электроприводе будут минимальными.
Задачу обеспечения электромеханической совместимости двигателей с преобразователями нельзя решать в отрыве от решения задачи обеспечения высокого коэффициента полезного действия привода. Для современных преобразователей частоту модуляции выбирают в диапазоне 4... 20 кГц.