Электродвигатели и мотор-редукторы
Электродвигатели. Наибольшее распространение в электроприводах переменного тока получили низковольтные асинхронные двигатели с коротко - замкнутым ротором. Их массовое применение обусловлено высокой надежностью, простотой эксплуатации, сравнительно низкой стоимостью и хорошими регулировочными свойствами при работе от преобразователя частоты. Соединение вала двигателя с рабочим органом машины или механизма может выполняться напрямую — безредукторным способом либо через понижающий (а в некоторых случаях через повышающий) редуктор. Способ механического соединения зависит от конструкции, требуемой скорости вращения и момента приводного механизма, однако предпочтительным является использование безредукторных приводов [54]. При невозможности безре - дукторного исполнения привода в современном машиностроении широко применяются мотор-редукторы — электродвигатель и понижающий редуктор, образующие единую конструкцию. Область применения мотор - редукторов, как правило, ограничена мощностью 200 кВт. Более мощные редукторы изготавливаются на заказ. Производство асинхронных электродвигателей широко развито в России и за рубежом. Отечественные электромашиностроительные предприятия выпускают: асинхронные двигатели общепромышленного назначения различного конструктивного исполнения (серий 4А, 5А, 6А, АИР и др.) и их модификации специального назначения; взрывозащищенные двигатели (серий ВА, ВРА, 2В, АИМ и др.); крановые и лифтовые двигатели (серий MTF, МТН, MTKF, МТКН, 4МТМ, 4МТКМ, 5АН, АНП и др.); высоковольтные асинхронные двигатели (серий А4, ДА304 и др.).
Среди зарубежных производителей наиболее широкую производственную программу низковольтных асинхронных двигателей предлагает компания Siemens (см. приложение).
Электродвигатели с механическими тормозами. Во многих приводных системах, используемых для позиционирования рабочего органа, двигатель должен быть оснащен дополнительным механическим тормозным устройством. Двигатели с тормозом применяются и в тех случаях, когда необходима высокая степень безопасности. Например, в подъемных устройствах, когда двигатель электрическим способом останавливается при определенном положении привода, для его надежной фиксации налагается стояночный тормоз. Подобные требования к безопасности действительны и для систем, чувствительных к отказу электросети. В этом случае механический тормоз двигателя является гарантом экстренной остановки. При подаче напряжения на катушку тормоза он освобождается (отпускается) электромагнитным способом, при снятии напряжения тормоз автоматически налагается усилием пружин. Тормозной момент дисковых тормозов регулируется посредством установки различных комплектов пружин, т. е. в заказе необходимо указывать требуемый тормозной момент двигателя, выбранный по каталогу в соответствии с условиями эксплуатации. Например, для подъемных устройств из соображений безопасности следует выбирать тормозной момент приблизительно вдвое больше необходимого номинального момента двигателя.
Защита двигателей от перегрева. Условием стабильности вращающего момента двигателя является сохранение эффективности его охлаждения даже в нижнем диапазоне частоты вращения. Для двигателей с самоохлаждением это невозможно, поскольку при снижении частоты вращения уменьшается и эффективность вентиляции. Если вентилятор принудительного охлаждения не используется, вращающий момент необходимо снизить. Работать с постоянным вращающим моментом и без принудительного охлаждения может только двигатель большего, чем требуется, типоразмера. В этом случае при той же полезной мощности, но большей плошади поверхности двигателя, тепловые потери будут эффективно отводиться даже на низкой частоте вращения. При выборе максимальной частоты вращения следует учитывать условия работы редуктора. При высокой окружной скорости входной ступени увеличиваются потери от перемешивания масла, возрастает трение в подшипниках и манжетах, повышается уровень шума. Эти факторы ограничивают максимально допустимую частоту вращения двигателя. Нижняя граница диапазона частоты определяется параметрами самой приводной системы.
Для защиты обмоток двигателя от перегрева используются устройства, действующие в зависимости от значений тока и температуры двигателя. Токозави - симыми защитными устройствами являются, например, автоматические выключатели, а термочувствительными — термисторы и биметаллические выключатели (термостаты). Термисторы и биметаллические выключатели срабатывают при достижении максимально допустимой температуры обмотки, причем измерение производится непосредственно в месте ее повышения. Предохранители не защищают двигатель от перегрузок. Они используются исключительно для защиты подводящих кабелей от короткого замыкания. Защитные автоматические выключатели обеспечивают достаточную защиту двигателя от перегрузки при работе в нормальном режиме с малым числом включений, недолгими запусками и умеренным пусковым током. Однако их не следует использовать при работе в режиме с большим числом включений (более 60 в час) и тяжелом запуске.
Мотор-редукторы. Состоят из электродвигателя и понижающего редуктора, образующих единую конструкцию. Тип редуктора выбирается с учетом монтажного пространства, способа крепления и соединения с приводимым механизмом. Мотор-редукторы производятся российскими и зарубежными компаниями, наиболее крупными из которых являются SEW-Eurodrive, Flender, Sumitomo, Varvel, Motovario и др. Типы выпускаемых мотор-редукторов, принципы их расчета и выбора наиболее обстоятельно даны в каталогах компании SEW-Eurodrive.