Бизнес-план инвестиционного проекта
Бизнес-план как средство решения проблем практической организации бизнеса конкретной фирмой включает в себя ряд положений, в которых раскрываются суть ее деятельности, потенциальные возможности, политика. Это не только внутренний документ фирмы, он также определяет привлекательность фирмы для получения внешних инвестиций. Методики составления бизнес-плана в целях создания и развития бизнеса подробно раскрыты в [17, 21, 44]. Общая схема бизнес-плана имеет примерно следующий вид: титульный лист; формулировка цели; оглавление; введение (резюме);
Описание фирмы (компании, предприятия); описание продукции, услуги;
План маркетинга (оценка внешней среды, потенциальных покупателей, потенциальных услуг, конкурентов; комплексное исследование рынка; стратегия маркетинга);
Производственный план; схема управления фирмой;
Финансовые ресурсы (источники и направления финансирования); финансовый план (планы прибыли и движения денежных потоков, анализ безубыточности и сравнительный анализ эффективности производства); оценка степени риска; приложения.
В инвестиционном бизнес-плане следует не только определить срок окупаемости инвестиций и рентабельность предприятия, но и проанализировать, как будут изменяться его выручка и доход, издержки производства, прибыль, фондоотдача, производительность труда, материалоемкость и др.
При выполнении крупных проектов или проектов, имеющих большую перспективу на тиражирование, разрабатывается бизнес-план инвестиционного проекта. Приведем в качестве примера схему бизнес-плана инвестиционного проекта по разработке научно-технической продукции [20]: общие сведения о заявителе;
Резюме (реферат бизнес-плана, ключевые слова, научно-технический задел по проекту);
Описание продукции (назначение, определяющие технико-экономические показатели, основные технические параметры, оценка научно-технического ;.ровня, области применения, а также перспективы совершенствования);
План маркетинга (форма реализации продукции, анализ рынка, стратегия реализации, планируемая организация рекламы, а также сервис и гарантии);
Организационный план производства (состояние работ по проекту и планируемая организация производства продукции, в том числе технология создания);
Правовая охрана продукции;
Финансовая часть (часто носит иллюстративный характер, дающий представление о типовом соотношении статей затрат, возможных источниках финансирования и вероятных финансовых результатах); приложения.
На основании прогноза и предварительных расчетов устанавливают, например, следующие технико-экономические показатели, определяющие:
Новизну продукции (патенты, свидетельства на полезные модели, ноу - а);
Уровень продукции (наличие прямых аналогов, мирового уровня или выше); устойчивость существования продукции на рынке;
Относительную эффективность затрат потребителя на приобретение продукции;
Рентабельность создания первого опытного образца при базовом значении 20 °с (для повышения конкурентоспособности возможно снижение рентабельности до 6 %);
Рентабельность тиражирования;
Срок возврата инвестиций (при базовом значении 3,5 г.); финансовую обоснованность срока возврата инвестиций; ценовую рыночную перспективность продукции (с указанием цен зарубежного и отечественного аналогов); ресурсосбережение;
Повышение безопасности продукции для населения; создание рабочих мест; улучшение экологии.
Экономические показатели, используемые при сравнении различных инвестиционных проектов, см. в подразд. 2.3. Вопросы новизны, уровня продукции и форма ее правовой охраны, устанавливаемые в результате патентных исследований, раскрываются в подразделе 1.8.2. Здесь рассмотрим маркетинговые исследования, выполняемые при разработке бизнес-планов.