Язык и МЫСЛЬ
Земной шар ныне населяют сотни народов, проживающих почти в 200 государствах. Исторически сложилось так, что у каждой народности — свой язык, и далеко не все люди, проживающие даже в одной стране или местности, вполне понимают друг друга, ибо говорят они на разных языках и наречиях (местных диалектах). Давно уже предпринимаются попытки создать единый международный язык; предлагаются различные системы такого языка, среди которых наибольшей известностью пользуется система эсперанто. Несмотря на большие усилия, прилагаемые энтузиастами эсперанто, язык этот не получил еще широкого распространения.
И все же международный язык существует. Это язык науки и техники, язык чертежей и формул. Им владеет почти каждый технически грамотный человек. В совершенстве владеет техническим эсперанто и каждый инженер. Чертеж — единый для всех народов мира и понятный в любой точке земного шара — выражает идеи и мысли конструктора. По чертежам, разработанным в одной стране, могут быть изготовлены изделия в любой другой.
Юному технику тоже следует хорошо знать язык чертежа. Без этого ему не удастся ни перенять опыт и знания других, ни передать им свои технические идеи. Вот почему на выставке технического творчества неукоснительно требуют соблюдения правила: вместе с моделью сдавать на нее и техническую документацию, то есть чертежи.
Самое трудное в черчении — не заучивание правил и даже не их применение. Труднее всего научиться пространственному объемному мышлению, то есть умению представлять мысленным взором чертежи в виде готового, законченного изделия.
Задания, приводимые в этой главе, как раз и преследуют цель помочь в развитии пространственного мышления у читателей. В чертежах очень часто применяют резьбовые соединения. Размеры массовых крепежных деталей стандартизованы. Их нужно хорошо знать и уметь изображать на бумаге. Закреплению их в памяти вам помогут следующие задания:
Задание №1. Вычертить в сборе (то есть в собранном виде) болт, шайбу и гайку.
Технические условия: 1. Резьба М20, основная.
2. Длина тела болта 80 мм, резьбы — 60 мм.
3. Масштаб — М 1 : 1.
4. Проставить на чертеже все размеры.
В школе часто конструируют для нужд мастерской станки по заточке инструмента, например шлифовальный станок. Крепление шлифовального круга на шпинделе такого станка дело чрезвычайно ответственное. Надежное закрепление круга достигается с помощью двух фасонных шайб, имеющих выточку глубиной 2—3 мм со стороны, обращенной к кругу. Кольцевая выточка начинается от самого отверстия, но не доходит до наружного края шайбы, поэтому на шайбе получается кольцевой выступ, которым и прижимается круг. Между шайбой и шлифовальным кругом следует помещать прокладку (кожаную или картонную).
Задание №2. Сделать рабочий чертеж прокладки для крепления шлифовального круга.
Технические условия: 1. Наружный диаметр прокладки равен наружному диаметру фасонной шайбы с допуском 4=1,0 мм.
2. Внутренний диаметр прокладки на 0,1—0,2 мм больше посадочного диаметра шпинделя станка.
Задание №3. Сделать рабочий чертеж втулки-вкладыша для шлифовального круга.
Технические условия: 1. Наружный диаметр втулки на 0,1—0,15 мм меньше внутреннего диаметра отверстия круга.
2. Внутренний диаметр втулки на 0,05—0,1 мм больше диаметра посадочного места шпинделя.
3. Высота втулки на 0,2—0,3 мм меньше толщины круга.
Задание №4. Сделать рабочий чертеж фасонной
Шайбы для крепления шлифовального круга на валу электродвигателя.
Технические условия: 1. Диаметр шпинделя 20 мм.
2. Размеры круга DHap. =200Мм; dB„yTp.=25 мм, H=20Мм.
3. Размеры шайбы: DHap# =D кРуга; ширина прижимающего кольцевого выступа Н = кр^га; форма наружной стороны шайбы произвольная.
Рис. 2. Круглая плашка с держателем.
Для нарезания резьбы на стержнях небольшого диаметра обычно используют круглые плашки (рис. 2). Плашку закрепляют винтами в плашкодержателе, представляющем собою кольцо (обойму) с цилиндрической выточкой и сквозным отверстием, через которое проходит нарезаемый стержень. В кольцевой стенке обоймы просверлены — по направлению к ее оси — отверстия для винтов, которые и удерживают плашку в держателе от проворачивания во время нарезания резьбы. Перпендикулярно оси регулирующего винта просверлены отверстия с резьбой для двух ручек.
Задание №5. Сделать рабочий чертеж плашкодер - жателя для круглой плашки с резьбой 10 мм.
Технические условия: 1. Наружный диаметр плашки равен 30 —0,1 мм, ее толщина 11 мм.
2. Размеры обоймы: наружный диаметр 45 мм, толщина 14 мм.
3. Ручки цилиндрические. Длина: общая —130 мм, Длина заточки под резьбу — 6 мм; диаметр резьбы 8 мм; Диаметр ручки 12 мм. Свободный конец ручки закруглить R=0,75 резьбы.
4. Размеры удерживающих винтов: D—6 мм; /=10 мм, Головка — по ГОСТу.
В школах нередко приходится нарезать много болтов. Вручную это малопроизводительный труд, его следует механизировать с помощью приспособления, устанавливаемого на токарном станке. Приспособление (рис. 3) состоит из корпуса, ползуна (с плашкодержателем) и подвижного упора. Корпус представляет собой цилиндрический стержень, оканчивающийся коническим хвостовиком (хвостовик подгоняется по конусному отверстию пиноли задней бабки
Токарного станка). В цилиндрической части корпуса вдоль оси просверливают и чисто растачивают отверстие. Приспособление вставляют хвостовиком в конусное отверстие пи - ноли задней бабки и закрепляют плашку в держателе ползуна. Для того чтобы нарезать болт, заднюю бабку продвигают к обточенной заготовке и закрепляют. Затем, вращая рукоятку задней бабки, подают пиноль вперед, пока плашка не врежется в заготовку, после чего включают станок на скорости 20—30 оборотов в минуту. Ползун движется вперед и нарезает резьбу. Затем дают обратный ход станку, ползун отходит назад и сходит с нарезанного болта. Остается отвести пиноль бабки и отрезать болт.
Задание №6. Сделать рабочий чертеж приспособления для нарезания болтов на токарном станке.
Технические условия: 1. Хвостовик с конусом Морзе № 3 №=23,8 мм; D2= 18,6 мм; 1 = 93,5 мм).
2. Максимальная длина нарезаемого болта 100 мм.
3. Плашкодержатель для плашек М10 (D=30—0,1; L=11±0,1).
Эти упражнения кажутся скучными, но в результате выпускается документ, отступить от которого не может ни рабочий, ни директор, ни технолог, ни министр. Его может изменить только выпустивший его конструктор. Выпуск рабочего чертежа дело огромной ответственности, ибо дальше начинаются затраты материалов, энергии, труда.