НАУКИ ТЕХНИКУ ПИТАЮТ
Создавая какую-либо машину, конструктор всегда держит в голове ее идеальный прообраз. Изобретение на первых порах формируется немного наивно, например: «Нужен агрегат, который автоматически, без всякого вмешательства извне, выдавал бы по первому требованию жареные пирожки и булочки. Хорошо, если бы он при этом был невесом, невидим й не расходовал никакой энергии!» Но конструктор прекрасно понимает: идеальных машин на свете нет и быть не может. От общего абстрактного замысла он переходит к постепенной его конкретизации, ко всякого рода частностям. Расплывчатый и абстрактный поначалу сюжет идеи обрастает понемногу живой плотью подробностей, реальными деталями.
Если на первом этапе творчества конструктору требуется знание самых общих принципов техники, то постепенно в работу вовлекаются все более глубокие, все более специальные участки инженерного знания. Один из узлов машины «не решается» без электротехники, создать второй узел поможет химия, в третьем не обойтись без теплотехники, а в пятом понадобились средства металловедения, гидравлики и термодинамики.
Для решения всех возникающих на практике задач инженер должен приобрести самые разнообразные знания: изучить несколько десятков дисциплин. Поскольку мир техники, как и весь окружающий нас мир, подчиняется действию некоторых общих законов, то инженеру преподают некоторые общие дисциплины: физику, химию, математику. Заложив прочный фундамент, инженер углубляет знания по специальным дисциплинам: сопротивлению материалов, тепло- и электротехнике, теории машин, гидравлике, металловедению и т. п.
Все эти предметы по сути своей более подробная и узкая разработка некоторых положений той же математики, физики, химии.
Так постепенно формируется профиль инженера: общий, широкий и более специальный, узкий. Инженер, более подробно изучивший радиотехнику и электронику, становится радиоинженером; освоивший горное дело, машины и механизмы шахт и рудников,— горным инженером и т. д. Но в основе каждой инженерной специальности должно лежать хорошее знание общих дисциплин, тех, которые изучаются еще в школе. Поэтому мы и утверждаем: инженер начинается в школе.
После школы мы ничего существенного не изменим в нашей позиции, мы только будем углублять и расширять приобретенные знания, не больше. И выбор специальности своей происходит в основном в школе. Хотя порою мы даже и не подозреваем об этом.
Существует немало точек зрения на то, каков должен быть объем знаний инженера. Одни считают, что инженер — это сосуд, который надо наполнить знаниями и сведениями до отказа. Другие говорят, что инженер — это факел, который надо зажечь. Одни — за Эдисона: тот помнил тысячи самых разнообразных сведений из различных областей науки и техники, был своего рода ходячей энциклопедией. Другие — за Эйнштейна, которому легче было вывести формулу заново, нежели запомнить ее. А кто же все-таки прав?
Если нам придется в этом споре быть судьями, мы скажем: правы и те и другие. Мы скажем так потому, что спор этот, по существу, беспредметен. Нельзя говорить о человеке вообще и призывать его быть Эйнштейном или, наоборот, Эдисоном. Человек всегда конкретен. Одному достаточно понимания общих закономерностей. Другой силен памятью, идеи в его голове рождаются лишь после того, как она насытится огромным количеством информации, разрозненных сведений и фактов. Для третьего нужна система и озарение.
Мы можем утверждать лишь одно: без знания основных законов материального мира, без ориентировки в сфере техники инженером стать нельзя. Что бы там ни говорилось о факелах, которые нужно зажечь, факел не будет гореть, если он недостаточно пропитан горючим составом.
Может ли врач браться за лечение пациента, полагаясь на один лишь талант и игнорируя знание анатомии и физиологии человека? Может ли пианист играть, забыв о нотной грамоте? Будет ли солдат хорошим бойцом, не взяв ни разу в руки оружия и не умея даже заряжать его?
Инженер всегда стремится создать идеальную машину. Но все, что он создает, зиждется на реальной почве. Все, что окружает нас в цивилизованном мире, кем-нибудь когда-то создано. Оно не появилось само по себе. За каждой вещью стоит реальный инженер и рабочий, и каждая вещь служит отражением их опыта, их умения, их знаний.