ИНТЕРНЕТ В СИСТЕМЕ МИРОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
Становление медиа-сектора в Интернете: специфика
Понятно, что Интернет сам по себе не является средством массовой информации. Однако он является информационной средой, в которой происходит развитие современного медиа-сектора.
По данным журнала «Эдитор энд Паблишер» примерно 1786 газет и журналов мира сегодня существуют в Сети в режиме онлайн, более 340 из них - СМИ Европы. В самом общем смысле Интернет-СМИ подразделяются на две категории:
- с одной стороны, это онлайновые версии печатных изданий, Интернет - представительства информационных агентств и сайты телеканалов и радиостанций, предоставляющие возможность ознакомления с ключевой новостной информацией и расшифровками программ в текстовом режиме и предлагающие возможность просмотра/прослушивания прямого эфира посредством Интернета. Такими сетевыми ресурсами обзавелись по всему миру большинство газет и журналов. Свои представительства имеют практически все центральные телеканалы.
- вторую категорию представляют специализированные Интернет - проекты, которые существуют только в Сети, не имея печатных аналогов, и используют особые стандарты. Сюда мы относим сегодня как классические средста массовой информации, подобные российским «Газете. ру», порталу CNews и многим другим, так и промежуточные сетевые явления, которые не являются журналистикой в традиционном её понимании, однако выполняют значительные информационные функции и приобретают все большую популярность в информационной среде, как например, блоги, дайджест - порталы и др.
Разумеется, можно привести и другие типы классификации по типу контента, тематике, авторству, целевой аудитории и т. п.
Что касается Интернет-ресурсов, задуманных изначально для Сети, то они сегодня обладают рядом значительных преимуществ, по сравнению с вебаналогами печатных изданий. Заключаются эти преимущества в способности Интетрнет-СМИ учитывать особую программную, лингвистическую и визуальную дизайнерскую среду веб-пространства, которые, несомненно, наложили отпечаток на инновационный характер Интернет-журналистики.
Здесь необходимо понимать, что сетевая журналистика не является близнецом журналистики печатной, с той лишь разницей, что газету нельзя взять в руки, а необходимо читать в онлайне. Интернет-журналистика, безусловно, новый феномен, требующий отдельного изучения и разработки и модификации своих уникальных профессиональных стандартов.
Важной характеристикой развития медиа-индустрии в Интернете стала проблема диверсификация средств массовой информации. Для трансформации аудиовизуальных СМИ, оказавшихся наиболее мобильной частью индустрии, становление их деятельности в онлайне было отмечено, преимущественно, положительной динамикой, выразившейся в способности сектора быстро изменяться, подчиняясь логике вновь зарождающихся процессов технологического и коммуникационного прогресса. Так, в развитых странах мира зародилось и сделало успешные шаги в сторону дальнейшей эволюции тематическое телевидение, появилось множество разноформатных радиостанций. Структура нового потребления, продиктованная аудитории развитием технологических возможностей традиционных СМИ и доступностью самой разнообразной информации в сети Интернет, обусловила сегментацию лектората и телезрителей (радиослушателей) по принципу заинтересованности в различных жанрах и направлениях, что заставило медиаиндустрию предложить на рынок новые продукты.
Однако в системе неэлектронных СМИ возможности плюрализма, обусловленные Интернет-бумом, проявились не только и не столько в факторе возникновения большого разнообразия тематической и идейной направленности изданий. Напротив, набирающий обороты сетевой медиасегмент, выбросивший в массы бесчисленное множество однотипных СМИ, поразил, скорее, не качеством, а количеством.
Показательным стал пример развития радио-индустрии в Интернете. Сетевое пространство предоставило радийному медиа-сектору не виданные ранее возможности для создания по-настоящему нового, креативного, не ограниченного традиционным понятием стандарта творческого продукта.
Достоинства Интернета для радиовещания заключены в том, что, во - первых, Интернет дает возможность проникать туда, куда радиосигнал не доходит, или трансляция этого сигнала стоит настолько дорого, что экономически не оправдана. Интернет в данном случае важен прежде всего как средство коммуникации со слушателями, которые находятся вне зоны приема радиостанции. Некоторые станции могут определить это себе как главную цель и работать над тем, чтобы дать возможность этой аудитории приобщиться к эфирному продукту. Во-вторых, интернет позволяет создать виртуальный клуб поклонников радиостанции, дает возможность общаться и обсуждать музыкальные и околомузыкальные темы. В - третьих, любая радиостанция, в том числе и музыкальная, сообщает большой объем информации, и Интернет позволяет эту информацию делать, с одной стороны, визуальной, с другой — более доступной52.
Сегодня во всем мире насчитывается более 5 тысяч различных радиостанций, вещающих исключительно в Интернете. В России таких проектов пока немного, но все же нельзя сказать, что их совсем нет. Значительная их часть развивается даже не в глобальном киберпространстве, а на уровне локальных Интернет-сетей, в которых творят местные непризнанные ди-джеи, поклонники альтернативной музыки и начинающие журналисты - экспериментаторы.
Изменилась во многом сама природа журналистики.
Выделяют следующие ключевые характеристики Интернет - пространства, обусловивших развитие онлайновых СМИ:
• интерактивность;
• персональная ориентированность;
• инфоцентричность;
• мгновенность;
• масштабируемость;
• гибкость;
• взаимосвязанность;
• экономичность.
Интерактивность стала, безусловно, новой задачей которая будет вносить существенные изменения в стилевые особенности журналистской работы, в организационные аспекты издательской деятельности и т. п. Интернет предоставил возможность не только что-то сообщать обезличенному читателю, но и узнавать его реакцию, получать незамедлительно его реакцию. Традиционные подходы, рассчитанные на абстрактного читателя, здесь не подходят.
Не могут они удовлетворить и новых требований аудитории к персонифицированному подходу СМИ к потребностям и привычкам своих потребителей. Сегодня, когда появилась возможность учитывать пожелания конкретного читателя, умение сделать это вовремя и должным образом стало конкурентным преимуществом СМИ на онлайновом рынке.
Важными новыми явлениями стали гибкость и измеримость. Сеть обладает инструментами (например, счетчики посещений), позволяющими быстро оценить популярность той или иной публикации. Таким образом у журналистов и издателей появились новые возможности для непрерывного мониторинга эффективности своей деятельности и мгновенного опроса читательского мнения. Гибкость онлайновых СМИ выразилась, прежде всего, в возможности быстро обновлять материал, реагируя на актуальное развитие событий.
Неограниченные возможности и тематического плюрализма наряду с интерактивным участием аудитории в процессах деятельности СМИ предоставили некий плацдарм для обновления и укрепления институтов демократии. Впрочем, было бы слишком оптимистичным не видеть обратную сторону этих процессов, выразившихся в новых механизмах манипулирования общественным мнением, предоставленных сетевыми возможностями.
Журналистика в режиме онлайн поставила и новые этические проблемы: переход от площадки к площадке, способность загружать, дополнять и произвольно изменять тексты, создали иные условия работы, к которым журналистам приходится тем не менее применять традиционные стандарты. Стало целесообразным отдельное внимание уделять сохранению целостности информации, публикуемой на различных Интернет-порталах, когда технические средства искажения, манипулирования и преобразования формы информации обрели огромную силу.
Работа исключительно в компьютерных сетях порождает новую ответственность. Передвигаясь по звеньям Интернета, можно получить сравнительно легкий доступ к информации, но остается проблема обеспечения ее использования в соответствии с этическими и профессиональными стандартами.
Интернет-СМИ на раннем этапе своего развития (впрочем, для многих сравнительно небольших изданий эта проблема характерна до сих пор)
пережили так называемый «кризис вторичности », предлагая своему читателю большие объемы информации, аккумулированной и не всегда грамотно отредактированной по материалам других медиа-ресурсов: информационных агентств, сайтов телеканалов и т. п.
На сегодняшний день вторичность новостных выпусков характерна, преимущественно, для коммерческого радиовещания, практически исключившего из своей жизнедеятельности жанр репортажа и передающего событийную информацию в перепечатке страниц новостных сайтов.
Другой проблемой информационной Интернет-среды и развития концепции информационной прозрачности стал тот объективный факт, что информации на определенном этапе оказалось слишком много. Преимущественно, это данные плохо сегментированные. Источники их во многих случаях остаются анонимными. В настоящий момент пользователям Интернета становится все труднее «фильтровать» информацию, проводя различие между достоверными фактами и фальсификацией, устаревшими сведениями и ещё не проверенными данными. Наконец, иногда в системе глобальных информационных потоков практически невозможно отделить действительно актуальные материалы от «мусора» бесчисленных Интернет-
порталов. Данное явление, получившая распространение особенно в последние годы, было охарактеризовано как проблема «информационного
наводнения», когда потребители просто захлебнулись в количестве неструктурированных или плохо структурированных данных. Однако если для обычного пользователя Интернета эта проблема связано с рядом определенных неудобств, как объективного, так и субъективного свойства, для журналиста подобные свойства Сетевого пространства характеризуются, в первую очередь, новыми факторами профессиональной ответственности.
С момента развития Интернет-медиа и присоединения к журналистам других участников информационного бизнеса, с профессией непосредственно не связанных, концепция профессиональной этики претерпевает существенные угрозы. Во-первых, многие из вновь прибывших в информационную отрасль не имеют представления о традиционных понятиях и нормах журналистской морали. С другой стороны, на сегодняшний день остается неясным, каким образом классифицировать и оценивать ресурсы, напрямую не связанные с журналисткой спецификой ни жанрово, ни по идейной направленности. Возьмем, к примеру, хотя бы блоги, которые ведутся как откровенными графоманами, так и настоящими акулами пера, порой профессиональными писателями и журналистами, не обязанными тем не менее нести непосредственную ответственность за свои творения в Сети, не сопряженные с деятельностью конкретного СМИ или некоей информационной редакции.
Претерпела изменения структура журналистской работы. Непосредственно с вторжением ИКТ в деятельность СМИ журналистам пришлось начать овладевать навыками, которые ранее использовались другими работниками. Информационные технологии звукозаписи и видеосъемки предполагают, что журналист становится одновременно редактором и репортером. Такая роскошь как помещения для редактирования звуковых и видеоматериалов из обихода радио и телестанций скоро исчезнет. Радио - и тележурналисты смогут произвольно манипулировать словами, образами и звуками в своих репортажах. Серьезная угроза таких перспективных преобразований даже не столько в безграничности возможностей теле - и радиожурналистов к управлению информационным пространством и представлением аудитории об объективной реальности (не секрет, что современный зритель далеко не глуп и уже не готов, как раньше, с широко открытыми глазами припадать к телеэкранам ради очередной байки журналистов). Однако важно понимать, что «журналисты-многостаночники», выполняющие одновременно несколько профессиональных функций в бешенном рабочем ритме, не способны порой производить качественный продукт, требующий аккуратности, затраты усилий и времени.
Безусловно, мы не можем отрицать то влияние, которое оказало развитие медиа-индустрии в Интернете на традиционные, офлайновые средства массовой информации. В отличие от динамического увеличения числа Интернет-СМИ, на традиционном, не онлайновом медиа-рынке, претерпевающем конкуренцию со стороны сетевых изданий, усилились в последние годы процессы концентрации, охарактеризованные сокращением количества журналов и газет, переходящих в руки одного владельца в собственность крупных холдингов, что не могло поставить под угрозу концепцию новой демократии в журналистике. Процессы монополизации медиа-индустрии коснулись большинства европейских стран. Таким образом, на рубеже постиндустриального и информационного общества мы столкнулись с проблемой «антидиверсификации», обратной дифференциации медиа.
Для представителей средств массовой информации новые возможности ИКТ оказались, к сожалению, серьезным испытанием - вызовом профессионализму и умению формулировать приоритетные задачи. В печатной прессе сегодня очевидны сложности, связанные с возможностями обработки и дизайна цифрового фото. Многие журналистские организации призывают к помещению на газетных фотографиях специальной маркировки в тех случаях, когда они подверглись процессам цифровой манипуляции.
Для индустрии электронных СМИ характерно развитие кабельного и спутникового телевидения, распространение системы интерактивности ТВ и радиовещания, связанной опять-таки с развитием Интернета и мобильной телефонии, и началом эры конвергенции способов коммуникации и передачи информации.
Интерактивное телевидение в сочетании с прогрессом ИКТ оказалось лучшим механизмом, которые когда-либо знало СМИ, для идентификации потребителя. Интерактивные цифровые технологии используются в Европе вот уже несколько лет для предоставления телерадиовещания и новых интерактивных услуг. Во Франции канал Canal Plus ввел цифровое телевидение в 1996 г, Television par satellite - в 1997 г, а Испания, Италия и Германия начали использовать эти возможности в 1996-1997 г. В России переход на цифровое вещание намечен на 2010 г.
Одной из стран, добившихся наиболее значительных достижений в сфере развития интерактивных технологий сегодня является Великобритания. Здесь существует несколько провайдеров. Так, Sky Digital имеет более 5 миллионов абонентов, и изначально его контент предоставлялся банками, такими как HSBS и Woolwich, розничными торговцами, такими как Woolworths, Dixons и Carphone Warehouse. Это была закрытая услуга, так как она не имеет открытого доступа подобно Интернету. Лишь немногие компании могли похвастаться успехом на ранних этапах: HSBS зарегистрировал 80 000 клиентов за три недели, 20 000 из которых были новыми. Domino Pizza получила 10 000 запросов за первые 10 дней. В 2002 г. некоторые розничные торговцы прекратили использовать Sky service, ссылаясь на высокие затраты. Кабельные провайдеры Ntl, Telewest и Digital terrestrial ITV digital также находятся среди крупнейших компаний в своей области.
Когда компания решает, как позиционировать себя в отношении цифрового ТВ, нужно определить следующие моменты:
• Промоушн - использование интерактивной рекламы
• Контент - перенацеливание веб-сайта
• Контент - новые интерактивные услуги
• Электронная торговля - возможно, для ограниченного ряда товаров.
Ядром домашних центров является сегодня процессор, который размещается либо в компьютере, либо в телевизионной приставке. Процессор фиксирует потребности аудитории касательно выбора тех или иных теле - и видеопрограмм. Когда потребитель заходит на тот или иной сайт повторно, компьютер фиксируется по его IP-адресу. На сегодняшний момент консорциум из пяти японских компаний планирует создать рабочую группу, целью которой станет разработка единой платформы для производства цифровых телевизоров с возможностью доступа к Интернету. В состав рабочей группы вошли представители ведущих мировых корпораций, среди которых Hitachi, Matsushita Electric Industrial, Sharp, Sony и Toshiba. Таким образом концерн надеется превратить телевизор в центр домашних развлечений.
Однако до настоящего времени все попытки начать продажи телевизоров с возможностью доступа в Интернет были не слишком удачны. Выходить в Сетевое пространство посредством компьютера оказалось заметно удобнее. Однако японские компании, в частности Sony, надеются на успех своей инициативы.
Телевизионная приставка является важным компонентом интерактивной телевизионной системы. Она используется для получения и декодирования сообщений со спутниковой тарелки или кабеля, которое затем отображается на традиционном телевизоре. Телеприставка также включает в себя модем, который используется для передачи назад выбора, произведенного клиентом на интерактивном торговом канале в компанию посредством Интернета.
Другим важным достижением ИКТ в области теле-индустрии стало активное развитие стереовидения. Стереовидение основывается на создании различных изображений для левого и правого глаз. Генерируются эти изображения за счет смещения угла зрения на дистанцию, ранвую среднему расстоянию между глазами. В результате человек видит реалистичную и объемную картинку. Для разделения двух видов изображений необходимо, чтобы каждый глаз видел только свою картинку.
Применяются различные поляризационные фильтры, располагающиеся перед глазами. На сегодняшний день существует ряд технологий, позволяющих реализовывать стереовидение. В частности, по новому принципу начинают сегодня работать кинотеатры Великобритании и других стран.
Суть процессов конвергенции заключается в том, что на основе цифровых технологий аудитория может получать по одному каналу (кабелю) различные виды информации и коммуникационные услуги, причем для телезрителей становится возможным, например, самостоятельно формировать интересующую их программу передач путем выбора наиболее актуальных именно для них телепрограмм и фильмов среди предлагаемых поставщиком коммуникационных услуг.
Совокупность идей конвергенции и интерактивности цифрового контента позволила сегодня говорить о возможности единого информационного пространства, инициативы по развитию которого активно ведутся в странах ЕС. Что имеется в виду? Информационное общество в Европе находится сегодня на том этапе своего развития, когда информационно-коммуникационные технологии перешли в стадию массового использования и распространения и реально могут оказывать положительное влияние на уровень жизни людей. В этом контексте становится возможным разговор о едином информационном пространстве, которое должно представлять собой разнообразный насыщенный мультимедийный контент, доставляемый пользователям независимо от их географического нахождения посредством развивающихся сетевых технологий.
По данным Европейской Комиссии, уже сегодня продукция интерактивного контента составляет 8% общего ВНП стран ЕС. Развитие цифровой конвергенции вместе с тем постепенно переходит на глобальный уровень и усиливает мировую конкуренцию как на ИТ, так и на экономических рынках.
Таким образом, создание единого Европейского информационного пространства должно решить четыре главные проблемы, связанные с цифровой конвергенцией:
• скорость: внедрение широкополосных сетей передачи данных для предоставления жителям европейских стран новых услуг, таких, как доступ к
более насыщенному контенту и высококачественному видео;
• насыщенный контент: принятие юридических и экономических мер, направленных на поощрение развития новых типов услуг и создание интерактивного контента;
• способность к взаимодействию: расширение номенклатуры устройств и платформ, которые могут "разговаривать друг с другом", и рост числа услуг, переносимых с платформы на платформу;
• безопасность: усовершенствование Интернета (сокращение числа технологических отказов, защита людей от мошенничества и информации непристойного содержания и т. д.), направленное на повышение доверия со стороны инвесторов и потребителей54.
Должна быть выработана система правил, регулирующих принципу цифровой конвергенции и охватывающих различные сферы: аудиовизуальные СМИ, цифровое телевидение, интерактивную торговлю, охрану прав интеллектуальной собственности и мероприятия по поддержке создания и оборота европейского контента.
Уже начиная с 2003г. Европейская Комиссия подвергла глубокому изучению и анализу механизмы регулирования деятельности электронных средств массовой информации, сделав акцент на необходимости их совершенствования. В последнее время был выпущен ряд Директив, охватывающих некоторые области цифровой экономики. Многие из этих Директив нуждаются, по мнению ЕК, в доработке или даже в пересмотре. На сегодняшний день ситуация такова, что Европейская Комиссия рассчитывает:
• до конца 2005 г. пересмотреть директиву «Телевидение без границ» в
части
модернизации правил оказания услуг аудиовизуальных средств информации;
• к началу 2007 г. провести анализ общественного восприятия информационного общества и услуг средств массовой информации и выдвинуть предложения о проведении необходимых изменений55.
Построение единого Европейского информационного пространства в рамках инициативы І2010 должно основываться на ряде мероприятий:
• Обобщение опыта использования рамочной структуры регулирования электронных телекоммуникаций (2006 г.), включая определение эффективной стратегии (2005 г.) управления радиочастотным спектром.
• Создание согласованной внутренней рыночной структуры для информационного общества и предоставление услуг средств массовой информации путем таких мер, как:
—модернизация правовых рамок для предоставления аудиовизуальных
услуг
(начнется с предложения комиссии пересмотреть в 2005 г. директиву "Телевидение без границ");
—проведение анализа общественного восприятия информационного общества и услуг средств массовой информации и выработка предложений о внесении необходимых изменений (2007 г.);
—эффективная реализация существующих и модифицированных технологий
управления информационным обществом и услугами средств массовой информации.
• Постоянно осуществляемая поддержка действий по созданию и циркуляции европейского контента.
• Определение и реализация стратегии обеспечения безопасного Европейского информационного общества (2006 г.)
• Идентификация и продвижение целенаправленных действий по
обеспечению интероперабельности, включая управление правами на цифровой контент (2006—2007 гг.)56.
Отдельным аспектом, на который ЕК обращает особое внимание, является проблема обеспечения безопасности интегрированного цифрового информационного пространства, как нельзя более уязвимого к таким негативным явлениям, как утечка и потеря данных, подверженность информации и систем различного рода вирусам, осуществление мошеннических операций в киберпространстве и т. д.