ИНТЕРНЕТ В СИСТЕМЕ МИРОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
Современная концепция регулирования медиа в Интернете
Важно понимать, что Интернет является нетрадиционным средством коммуникации, ещё недостаточно изученным и характеризующимся, в первую очередь, отсутствием централизованной организационной структуры. Именно этот показатель обусловливает и отсутствие, а точнее сказать, априорную невозможность в Сети цензуры в её классическом понимании, а значит, и связанных с этим понятием цензуры необходимых ограничений и механизмов контроля. Интернет, в том виде, в каком он развивается сегодня, представляет собой глобальный электронный рынок информации, не имеющий территориальных и временных рамок. Этот фактор не позволяет поставить
Интернет под контроль правительства или каких-либо регулирующих структур одной страны. Таким образом, виртуальное коммуникативное пространство Сети, в отличие от других секторов медийной индустрии, оказывается на сегодняшний день практически не ограниченным.
Более того, если в контексте дискуссионной проблемы построения в нашем постиндустриальном мире информационного общества мы во многом признаем неготовность большинства социальных институтов к полноценному использованию новых высоких технологий, в вопросах ограничения и правого регулирования Интернета мы все же несколько лукавим. Мы обсуждаем необходимость или, напротив, нецелесообразность тех или иных механизмов контроля, но не сознаемся в неготовности сегодняшнего общества объективно и, главное, рационально регулировать развивающееся киберпространство.
В этом смысле перед правоведами встает ряд непростых задач, связанных с разработкой и принятием адекватных юридических норм регулирования Интернета, с одной стороны, и соотнесением этих норм с концепцией свободы информации и позитивного развития электронного медиарынка, с другой. Здесь важно разграничивать проблему регулирования Интернета как глобального киберпространства (где механизмы контролирующей цензуры представляются на данный момент довольно размыто и необходимость ограничений видится зачастую нецелесообразной) и Интернета как сегмента индустрии средств массовой информации. Интернет как СМИ и становится сегодня центральным предметом обсуждаемого законотворчества. Однако регулирование Интернета как СМИ сопряжено с рядом более глубоких правовых и этических аспектов, поскольку затрагивает в своей основе систему демократических ценностей и гарантированных Конституцией свобод.
Работы по утверждение правовых норм регулирования медиарынка в Интернете сегодня ведутся во многих странах; в некоторых были даже достигнуты значительные успехи, определены основные приоритеты и правовые механизмы регулирования, ратифицированы отдельные законодательные акты. Однако говорить о полноценном унифицированном своде соответствующих законов в области правового регулирования Интернета в каком-либо из современных государств несколько преждевременно.
Интернет, как информационный источник, с юридической точки зрения, обладает существенными отличиями от традиционных СМИ. Это специфическое положение электронного медиарынка соответственно сказывается на проблемах защиты аудитории от негативных последствий недостаточно ограниченного информационно-психологического воздействия (в его моральном аспекте). Поскольку Интернет в целом никому не принадлежит, очень сложно выделить какой-либо централизованный орган, способный в глобальном смысле взять на себя роль регулятора информационного обмена в Сети и наложить необходимые запреты (скажем, на распространение порнографической продукции или материалов, изображающих насилие и т. д.). Важно здесь учитывать и мнение тех специалистов, которые по-прежнему отказывают существующим правовым нормам регулирования медиарынка в том, чтобы распространять их на Интернет-ресурсы, аргументируя это тем, что «существующие нормы законодательства о СМИ ориентированы на печатные
103
издания ».
С другой стороны, если Интернет в глобальном своем аспекте довольно сложно поддается какому-либо юридическому регулированию, то, говоря о конкретных элементах существующего медиарынка в Сети, мы можем совершенно справедливо ожидать применения к ним норм существующего законодательства.
Основная специфика концепции регулирования Интернета заключается в биполярности обоснования необходимости контроля. Заключается эта биполярность в том, что вновь создающаяся правовая система должна, с одной стороны, защитить интересы общества и государства от неограниченного распространения информации в Интернете, а с другой - гарантировать защиту интересов самих онлайновых СМИ в вопросах сохранения авторского права в процессе рециркуляции информации.
Регулирование содержания информации представляется сегодня непростой задачей. Применение традиционных новостных и юридических стандартов к новой, онлайновой журналистике большинству современных экспертов представляется немыслимым. Поэтому очевидно, что проводимая в этой области государственная политика должна обеспечить гибкость и подвижность вводимых правовых норм, ориентированных на широкую сферу применения и поощряющих концепцию саморегулирования Интернет медиарынка. Причем зачастую механизмы подобного саморегулирования возникают как необходимость для самих издателей онлайновых СМИ за счет главного их свойства - интерактивности.
Размещая в Сети ссылки на свои электронные адреса для получения мгновенных откликов на публикуемые материалы, Интернет-издания сталкиваются с неизмеримым информационным потоком, обрушивающимся на них в виде и позитивных, и негативных мнений критической читательской аудитории, как обывательской, так и профессиональной и заинтересованной. Таким образом, интерактивное взаимодействие с читателями становится своего рода внутренним механизмом контроля для Интернет-СМИ. Те онлайновые издания, которые на самом деле борются за свою аудиторию, будут стремиться к защите её интересов и, в связи с этим, регулированию своей информационной деятельности в соответствии с существующими нормами профессиональной этики и общей морали.