ИНТЕРНЕТ В СИСТЕМЕ МИРОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
Российский медиа-рынок в Интернете
В настоящее временно медийный сектор Интернета является одним из наиболее эффективно развивающихся Сетевых сегментов в России. По данным исследований, именно медиа-среда Рунета аккумулирует 16% совокупного
трафика57.
Однако по мнению многих специалистов, ситуация развития медиа в Рунете должна быть охарактеризована как кризисная. Этот своеобразный парадокс далеко небезоснователен. Постоянное прибавление медиа-ресурсов в Рунете, их стремление занять ещё не охваченные ниши медиа-сегмента (одним из самых успешных примеров в последние годы стал аналитический ИТ-портал CNews, например) и претворить в жизнь инновационные модели развития характеризуют положительную динамику сектора. С другой стороны, очевидна нестабильность сектора, обусловленная теми причинами, что ни развлекательные, ни информационные порталы, в большинстве своем, не смогли занять по-настоящему заметного места в современной медийной индустрии. Так, деятельность Интернет-ресурсов как организаторов новостей (newsmakers) ни коем образом не оправдала ожиданий создателей проектов. Выложенные в Сеть порталы информационных агентств остаются не более чем онлайновыми представительствами, а чисто Интернет-порталы явно уступают своим оффлайновым конкурентам. Что до развлечений, так их оказалось в Сети слишком много и без Интернет-СМИ. А качество индустрии развлечений, ни по мнению все более взыскательной публики, ни в глазах медийных аналитиков, не повысилось.
Современное развитие российских Интернет-СМИ подразделяется на 4
основных периода :
Первый период ведет свое начало от появления первых русскоязычных Интернет-ресурсов, большинство из которых разрабатывалось представителями русской эмиграции, в первую очередь - в Израиле и США, и условно оканчивается 1998г. Это время преобладания единичных, не похожих друг на друга авторских порталов, активность создателей которых была относительно невелика и объемы вложений в медиа-сектор в Сети были незначительны. Преобладающая направленность контента - индивидуальнокомментаторская. Выделить лидеров рынка не представляется возможным.
Среди первых российских Интернет-проектов «Паравозов-ньюс», «Вечерний Интернет» и другие ресурсы, которые зачастую позиционировали себя как периодические издания (журналы, вестники, газеты), однако в силу многих причин не могли быть причислены к профессиональным медиаинститутам. Серьезной информационной акцией, открывшей глаза производителям и потребителям медиапродукции на возможности Всемирной паутины как нового канала информационного вещания, была трансляция результатов президентских выборов 1996г. в онлайновом режиме на сервере Национальной службы новостей, одного из первых информационных агентств, занимавшихся производством и распространением общественно-политической информации в Интернете.
Ситуация стала меняться летом 1997 г., когда на российском медиаландшафте появился новый игрок под названием Фонд эффективной политики (ФЭП), в дальнейшем сыгравший решающую роль в учреждении большинства первых крупных медиапроектов в Сети. Тогда ФЭП запустил сразу два проекта — «Русский журнал» и свой основной корпоративный сервер, на страницах которого была обнародована концепция этой организации, руководимой известным политтехнологом Глебом Павловским. В рамках «Русского журнала» создается «:Полит. т», позиционирующее себя как ежедневное информационно-политическое издание, которое позже будет зарегистрировано под собственным доменным именем. Эксперты называют «:Полит. т» «бабушкой российской Интернет-журналистики», это
действительно было первое веб-издание, привлекшее немалую аудиторию своей эксклюзивной политической информацией.
По-настоящему громко Интернет-сектор отечественной
медиаиндустрии заявил о себе в дни дефолта в августе 1998г. Кризис спровоцировал небывалый массовый спрос на актуальную финансовоэкономическую информацию, а нишу предложения с первых дней заняло российское сетевое информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг» (РБК).
Второй период условно датируется 1999 - началом 2000г. Это время характеризуется ростом активности в медийном секторе, связанным, в первую очередь, с выборами в Государственную Думу РФ 19 декабря 1999г. и президентскими выборами 26 мая 2000г. В этот период в Сети появился ряд новых политизированных игроков, увеличились объемы инвестиций в медиасектор в Интернете. Преобладающими ресурсами в Сети стали новостные проекты. Многие из них успешно развиваются до сих пор. Например, это такие порталы, как «СМИ. Ру», «Вести. Ру», «Лента. Ру», «Страна. Ру» (проекты все того же ФЭПа), «Утро. Ру» и др.
В конце февраля 1999 г. в Интернете был опубликован пилотный выпуск «Газеты. Ру» (основатель издания — Фонд эффективной политики), позиционирующей себя как Интернет-газета.
В 1999-2001 гг. в Сети появляется все больше Интернет-изданий разных форматов, профилей и ориентации. В этот период их количество исчисляется уже тысячами наименований, однако подсчитать их точное число не представляется возможным, так как разные веб-каталоги и медиаметрические службы предлагают весьма приблизительную статистику и несовпадающие классификационные критерии. Однако уже очевидно, что сектор российских Интернет-СМИ имеет ряд особенностей, отличающих его от аналогичного
западного медиарынка.
В этот период были реализованы две примитивные стратегии организации сетевых ресурсов, которые, впрочем, доминируют в отечественном Интернет-секторе до сих пор: лента новостей и более или менее полный онлайновый аналог оффлайнового издания.
Третий период начинается в 2000г. Это время так называемого «инвестиционного бума». На сетевом медиа-рынке появляется больше участников, не имеющих прямого отношение к политике. Преимущественно, это оказались проекты, связанные с западным (в первую очередь, американским) венчурным капиталом. В этот период деятели Рунета пытаются реализовать принципы «американской модели» (понятые, впрочем, достаточно примитивно) посредством создания в Сети многочисленных информационных ресурсов. В этот период появляется классический портал «НТВ. Ру».
Формальной датой четвертого периода считается 8 сентября 2000г., когда было объявлено о закрытии одного из наиболее амбициозных проектов третьего периода «Поле. Ру». настоящий период развития характеризуется возрастанием значимости информационных ресурсов и тенденции онлайновых СМИ к независимости в медиа-секторе на правах самостоятельных изданий, а не веб-клонов традиционных медиа-ресурсов.
Согласно одному из недавних исследований Роцита60, современное состояние российской медиа-индустрии в Интернете можно оценивать по следующим показателям. Большинство Интернет-медиаресурсов являются аналогами оффлайновых СМИ, причем такая зависимость характерна для 54% текстовых сайтов, 61% телевизионных сайтов и 70% радийных порталов. Одновременно с этим СМИ оказываются наиболее частыми учредителями Интернет-ресурсов, опережая практически вдвое коммерческие структуры. Показательно, что наименее часто в роли учредителей Интернет-СМИ выступают органы власти (на данный момент это только 1% текстовых сайтов и 3% радийных и телересурсов).
Доступ к контенту у большинства сайтов бесплатный. Однако некоторые сайты, преимущественно онлайновые представительства газет и журналов, работают в режиме оплаты доступа к архивным публикациям.
Практически все ресурсы используют русский язык для предоставления информации. Более 30% текстовых, 16% радийных и 6% телевизионных сайтов предлагают также англоязычную версию своего контента (реже оказываются доступными другие иностранные языки).
По тематике среди текстовых Интернет-СМИ преобладают универсальные сайты (более 60% ресурсов), которые не специализируются на каких-либо областях и ставят в свою повестку не менее трех различных тематических ориентаций. Среди наиболее популярных тем - экономические (к экономики обращаются 66% ресурсов), политические, искусствоведческие и культурные (56%), вопросы гражданского общества (44%), наука (43%), происшествия и криминалистика (40%), спорт (32%). Тематическая специализация характерна для радиовещательных и телевизионных сайтов.
Аудитория российского Интернет-медиарынка остается сегодня достаточно независимой и демократичной. Если традиционные средства массовой информации, соответственно выбранной концепции и редакционной политике предлагают потребителю «фиксированный» контент новостей, которые подаются под уже известным «соусом», то глобальная среда Всемирной паутины позволяет читателю самостоятельно отбирать необходимый перечень материалов, изучая события одновременно по нескольким источникам, таким образом «фильтруя» информацию. Неограниченность доступа к этой информации, а главное - особая привлекательность этой свободы, которую уже успели оценить как главное достоинство среды Интернет современные российские пользователи, усложняет процесс утверждения четкой системы правового регулирования. Впрочем, нельзя игнорировать и тот факт, что при всей неограниченности свободы Интернета, российский сегмент его пользователей остается сам по себе достаточно ограничен в возможностях доступа к Всемирной паутине.