ИНТЕРНЕТ В СИСТЕМЕ МИРОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
Понятие 3 интеллектуальной революции и роль Интернета в современной жизни людей
Прогресс в науке и технологиях, развитие новых форм знания, инновации в бизнесе, появление новых видов искусства и культурного обмена - вот факторы, которые определили понятие 3 революции, которую мы называем сегодня интеллектуальной, или информационной.
По сути, это 3 революция и среди революций интеллектуальных (после изобретения печатного станка и радиоприемника). Основное отличие 3 революции от предшествующих не в том, что сенсационным стало само по себе изобретение, предназначенное для умножение знаний (хоти мы не в коем случае не пытаемся умалить значение Интернета), а в том, что аккумуляция знания произошла немедленно, в ни с чем не сравнимых объемах и продолжает развиваться ускоренными темпами. Скорость и размах - вот отличие 3
интеллектуальной революции от предыдущих.
По подсчетам науковедов, с начала нашей эры для удвоения знаний потребовалось 1750 лет, второе удвоение произошло в 1900 году, а третье - к 1950 году, т. е. уже за 50 лет, при росте объема информации за эти полвека в 810 раз. Это явление и получило имя «информационного взрыва». Знания оказались повсюду. И вместе с тем мы обречены на перманентный дефицит знания. Вот такой парадокс.
История промышленных революций
■ Первая индустриальная революция: 1760-1830 гг. Паровой двигатель, демократические философии
■ Вторая индустриальная революция 1875-1930 гг. Электричество и двигатель внутреннего сгорания, рыночная экономика и законодательство
■ Информационная революция 1980 годы и длится поныне. Персональный компьютер, мобильная
связь.
Самые значительные промышленные взрывы и самые опасные мании со времен Золотой лихорадки:
■ 1792 - строительство каналов
■ 1845: Железнодорожная мания
■ 1873: вновь железнодорожная мания
■ 1890: сталелитейная мания
■ 1928: Автомания
■ 1929: Радиомания
■ 1960: Телевизионная мания
■ 2000: Интернет
Информационная революция пришла на смену революции промышленной, чье влияние на цивилизационное развитие общества сложно переоценить. Однако современные исследователи во главе с философом и футурологом Э. Тоффлером отмечают, что именно интеллектуальной
революции предстоит изменить нашу жизнь сильнее, чем совокупность достижений индустриальной эпохи. По мнению Тоффлера, информационная магистраль заменит ежедневные поездки на работу и в магазин и человечество начнет жить в киберпространстве41.
Справедливости ради отметим, что многие прогнозы футуристов уже начинают сбываться. Интернет и другие электронные и интерактивные технологии, ставшие на определенном этапе приоритетными направлениями ИКТ-развития, рекомендованными Международной академией связи, прочно вошли в нашу работу и повседневную жизнь.
Согласно одному из недавних исследований компании Nemertes Research, более 65% специалистов различных компаний работают вне офиса в
удаленном режиме, по крайней мере какую-то часть своего рабочего времени. Это ни в коем случае не означает выключение сотрудников из рабочего процесса. Напротив, они оказываются более мобильны и при затрате меньших усилий, выполняют больший объем работ. Показательно, что эта тенденция продолжает развиваться.
С нарастающей динамикой расширяется внедрение системы IP - телефонии и увеличивается число публичных зон доступа Wi-Fi.
Становятся виртуальными телефонные номера. Все больше клиентов крупнейших банков мира переходят на систему обслуживания в электронном сетевом режиме.
Все активнее используют Интернет подростки, пенсионеры и домохозяйки. Интересно, что за последние годы существенно снизились продажи дорогостоящих кулинарных книг. Ярким подтверждением того, что Интернет стал абсолютно незаменимым инструментом каждодневной жизни - по крайней мере на Западе - является онлайновая система eBay. Интернет - аукцион начинался как сайт книголюбов, затем вырос в инфраструктуру, где существовали возможности платежей между физическими лицами, а потом стал работать и для нужд малого и среднего бизнеса. Постепенно туда был включён ряд специализированных возможностей для оптовых операторов, а теперь появились даже функции страхования рисков и предоставления гарантий. Сегодня эта система конкурирует с такими поисковыми порталами как Google, Yahoo! и Overture. Причём темп эволюции eBay измерялся в месяцах, а не в годах.
В совокупности результаты многочисленных мониторингов выявили 8 основных параметров использования Интернета в современном мире42:
1. Деловая мотивация. Характерен для 91% респондентов. Этот мотив является составной частью профессиональной деятельности, направленной на достижение конкретной цели: поиск конкретной информации, контакты и взаимодействие с определенным человеком, организация работы какого-либо подразделения и т. д.
2. Познавательная мотивация - 81%. Этот мотив связан с получением новых знаний. Предметом познания могут быть новые сервисные возможности, гипертекстовая информация, новые люди, идеи и мнения, визуальные и слуховые образы.
3. Мотивация сотрудничества (корпоративный мотив) -59 %.
Большинство видов деятельности человека носит социальный характер как по своему содержанию, так и по своей структуре. Это означает, что деятельность предполагает разделение функций между людьми, сотрудничество между ними, обмен результатами деятельности, совместное решение проблем по ходу работы. Значительная часть людей работает в условиях совместной деятельности. Данный вид мотивации сложен по своему психологическому строению. Мотивация сотрудничества, проявляющаяся как стремление помочь другим пользователям, часто является способом увеличения собственного авторитета, достижения признания компетентности и мастерства. Это подтверждается сочетанием данного мотива с мотивом аффилиации, выражающимся в чувстве причастности к интеллектуальной и информационной элите современного общества. У этих респондентов присутствует и мотив самоутверждения. Можно предположить, что мотивация сотрудничества связана с особой формой мотива самоутверждения.
4. Мотивация самореализации и развития личности - 52% респондентов. Пользователи рассматривают Интернет как способ проявления и развития собственных интеллектуальных и творческих возможностей, отмечают наличие в своей работе мотива аффилиации, мотива самоутверждения и коммуникативного мотива. По-видимому, можно говорить о едином комплексе социально ориентированных мотивов, в состав которого входят мотивы, связанные с различными аспектами делового и межличностного общения. Среди них - мотив сотрудничества, мотив аффилиации, мотив самореализации, мотив самоутверждения и коммуникативный мотив. Для респондентов с мотивом самореализации характерно следующее мнение о личностных последствиях работы в Интернете. Они считают, что работа в Интернете: имеет элемент игры и импровизации; способствует развитию личности; способствует жизненному успеху; сопровождается чувством включенности в глобальный информационный процесс.
5. Рекреационный мотив - 39%. Основная сфера их интересов - телеконференции по темам хобби и юмор, а также нетематические телеконференции. Наряду с рекреацией отмечается наличие мотивов самореализации, аффилиации, самоутверждения, познавательный и
коммуникативный мотивы.
6. Мотивация аффилиации - 41%. Мотивация аффилиации проявляется в стремлении пользователей найти в Интернете референтную группу, принять ее ценности, найти свое место в этой группе. Этот вид мотивации имеет комплексный характер, что подтверждается связью такой мотивации с мотивом сотрудничества, мотивом самореализации, самоутверждения, познавательным мотивом, рекреационным мотивом и собственно коммуникативным мотивом. Данный вид мотивации включает в себя различные аспекты социального взаимодействия: профессиональные, глобально-личностные и ситуативно-эмоциональные.
7. Мотивация самоутверждения - 29%. Самоутверждение является необходимым аспектом активности Я, реализующим сущностные свойства человеческой личности. В зависимости от типа личности, индивидуальных особенностей и социальной ситуации самоутверждение принимает различные формы. Оно может носить характер научного или художественного творчества, коммуникативной активности, социальной карьеры, стремления к лидерству, саморазвития личности. Поскольку Интернет предоставляет новые коммуникативные и познавательные возможности, можно предположить, что исследуемый тип самоутверждения связан с различными феноменами общения (поиском референтной группы, идентификацией с ее ценностями и возможностью самовыражения в ней). Респонденты данной группы проявляют особый интерес к телеконференциям для свободного обсуждения. Они отмечают также наличие мотивов аффилиации, самореализации, сотрудничества, познавательного и рекреационного мотивов. В качестве психологических последствий отмечается что Интернет: - дает возможность игры и импровизации, - способствует развитию личности, - ведет к чувству включенности в глобальный информационный процесс, - увлечение Интернетом ведет к тому, что люди забывают о других делах.
8. Коммуникативная мотивация - 26%. Респонденты данной группы утверждают, что Интернет позволяет преодолевать коммуникативный дефицит, возникающий в обыденной жизни. Мотив коммуникации сочетается со всем блоком мотивов социально-коммуникативного характера, а также с рекреационным мотивом. При оценке личностных последствий работы в Интернете респонденты данной группы отмечают, что: Интернет способствует развитию личности; общение в Интернете ведет к тому, что обычное общение утрачивает привлекательность; при работе в Интернете возникает чувство включенности в глобальный информационный процесс; увлеченность
неформальные, личностные, собственно коммуникативные моменты.
Интернет, стал четвертым, после телефона, телевизора и компьютера, китом информационной революции.
Сегодня мы выделяем 5 ключевых слагаемых доступа в Интернет:
1. Энергия, без которой сеть не функционирует;
2. Инфраструктура, объединяющая информационно-
клммуникационные каналы в сеть;
3. Устройства, обеспечивающие коммуникацию: маршрутизаторы и, прежде всего, персональные коммуникаторы, которые с минитюризацией техники все больше напоминают гибрид компьютера и монитора с мобильным телефоном;
4. Информационное наполнение Сети (контент);
5. Люди, умеющие пользоваться этим четырьмя компонентами.
Развитие Интернета, определяемое перечисленными выше параметрами,
не происходит, разумеется, равномерно по всему миру. Причем, главными барьерами становится, в первую очередь, даже не технологический вакуум, а недостаток знания у пользователей, внутреннее недоверие потребителей к новым ИКТ и нежелание овладевать ими.