ИНТЕРНЕТ В СИСТЕМЕ МИРОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Новые роли и задачи СМИ в системе формирующегося глобального информационного общества

Современные массмедиа представляют собой комплексную систему, объединяющую традиционные средства массовой информации, глобальные телекоммуникационные средства (сеть) и сумму технологий работы с массовой аудиторией, что породило виртуальные реальности информационных пространств.

Целесообразно выделить три ключевых аспекта изменения

современной медиа-модели, обусловленной развитием ИКТ и формированием ИО.

- Во-первых, это те новые возможности для распространения и обеспечения свободы информации, которые привнесли с собой развитие информационного общества и виртуализация медиа-рынка.

- Во-вторых, это те новые обязанности, или, скорее, задачи, которые эти новые возможности наложили на СМИ.

- И, в-третьих, это, разумеется, те угрозы, которым подверглись традиционные СМИ в силу их трансформации и перемещения в киберпространство.

Идея новых возможностей СМИ в эпоху информационного общества, явившая собой, пожалуй, одно из крупнейших достижений человечества в медиа-сфере со времен технической революции, ложится сегодня в основу самых жарких дискуссий. Информационное общество признало своей главной ценностью свободу информации и свободу доступа к данным. С развитием Интернета, где априорно невозможна система какой бы то ни было цензуры, эта свобода в абсолютном её понимании стала практически безграничной.

На сегодняшний день Интернет - довольно новое информационное средство, постепенно обретающее черты СМИ. В глобальном смысле это гигантское киберпространство, представляющее собой объединенную сеть компьютеров, размещенных по всему миру, в котором множество людей могут одновременно обмениваться информацией, использовать неограниченные базы данных, вступать в интерактивном режиме в обсуждение значимых для них проблем. Развитие Интернета как источника информации и элемента инфраструктуры медиарынка гарантирует ряд очевидных преимуществ и движущих факторов положительной динамики индустрии современных СМИ. Прежде всего, это возможность значительного увеличения информационных каналов, доступных массовому потребителю, что в определенной степени способствует повышению информационной культуры населения и демократизации существующей системы СМИ.

С другой стороны, вследствие повышения экономической активности посредством новых Интернет-услуг, развивается рынок рабочей силы в информационной среде: увеличивается спрос на квалифицированных

специалистов в области журналистики, расширяется сфера деятельности работников средств массовой информации. Это также и развитие новых видов медиа, которые базируются на современных технологиях и способны предоставить своей аудитории более качественные с профессиональной, эстетической и оперативной точки зрения продукты. Информационно­коммуникационные технологии в самом широком смысле этого слова изменили саму природу журналистики, открыв новые способы сбора, обработки и передачи информации с неслыханной быстротой и с затратой минимальных ресурсов. Новости стали конкурентоспособным бизнесом48, заставив журналистов работать быстрее и сделав читателей более разборчивыми и требовательными по отношению к медиа-индустрии.

Однако новые возможности и преимущества в нашей современной действительности, представляющей собой взаимосвязанный механизм теорий и практических деталей, безусловно, накладывают и новые обязанности.

Всемирный саммит по информационному обществу признал за средствами массовой информации ведущую роль в системе дальнейшего развития ИО, электронной демократии и продвижению ИКТ. На обеих фазах Встречи на высшем уровне прошел ряд круглых столов и заседаний, посвященных роли средств массовой информации в системе развития информационного общества. Именно современные СМИ, наделенные теперь большей властью в силу обретения новых механизмов распространения информации, должны сообщать, обучать, способствовать лучшему пониманию проистекающих процессов среди граждан, служить на благо популяризации ценностей ИО - словом, способствовать преодолению информационного разрыва и неравенства возможностей развития. Кроме того, СМИ могут содействовать развитию рыночной конкуренции, прозрачности и предсказуемости власти49. Отдельно стоит проблема медиа-прозрачности.

В целях повышения эффективности функционирования СМИ в системе развития информационного общества, ЕС и ООН проводят различные конференции и мероприятия с участием представителей средств массовой информации, такие как «Семинар по концентрации СМИ и прозрачности50», организованный Советом Европы совместно с правительством Болгарии в 1997 и 2004г. г. и др.

На предмет того, справляются ли СМИ с этой задачей и насколько полно они осознают свою ответственность перед обществом в свете предоставленной им свободы, и ведутся разгоряченные споры между представителями общественных структур и медиа-индустрии.

С появлением Интернета и рождением индустрии электронных СМИ начались разговоры о том, что традиционные медиа не выдержат конкуренции с мгновенными распространителями новостей в Сети и потеряют как своих рекламодателей, так и большую часть читательской аудитории. Однако, несмотря на то, что и сегодня найдется немало желающих высказать предположение, что традиционные средства массовой информации с приходом цифровой эры умрут, и это только вопрос времени51, в целом подобные разговоры постепенно теряют актуальность. Очевидно, что традиционные СМИ пережили эту новую угрозу, как когда-то выдержали печатные газеты конкуренцию со стороны радио и телевидения. На данный момент более остро стоит проблема соотношения свободы и ответственности, выполнения средствами массовой информации своей миссии, которую возлагает на них эпоха общества, основанного на знаниях и информации.

Таким образом, в современном информационном обществе средства массовой информации должны быть, прежде всего, полностью освобождены от государственного господства и поставлены в центр динамических процессов развития ИО, чтобы, обладая объективными и полными данными, они могли бы донести их до граждан.

В противовес своей новой образовательной и гражданской функции СМИ получили и более широкие возможности как средство индустрии развлечений. С одной стороны, эти новые задачи, обусловленные все возрастающей потребностью перегруженного работой взрослого населения в отдыхе, очень гармонично сочетаются с творческой природой деятельности медиа. Сегодня СМИ во всем мире ощущают на себе тенденции к облегчению стиля, изменению формата в сторону более упрощенного и ненавязчивого содержания, наконец, непосредственной таблоидизации (против которой не смогли, как мы помним, устоять даже родоначальники качественной прессы, вроде английского Times). Совершенно естественно, что средства массовой информации, будь то печатные газеты и журналы, традиционные электронные медиа или представители онлайновой индустрии, наделенные сегодня безграничным количество ресурсов, чтобы не только информировать, но и развлекать, должны приносить людям радость.

Однако важно понимать, что Интернет существенно изменил

структуру современного досуга, что играет не всегда положительную роль в системе формирования личности менее психологически защищенной части населения, среди которой дети и подростки. Так, По разным оценкам, количество полезной информации в Сети, куда условно включаются порталы библиотек, музеев, театров и других научных и культурных представительств и сообществ, не превышает 10% от общего Интернет-контента.

Популярность Интернета как развлекательного ресурса среди молодого населения уже превысила популярность, казалось бы, бесспорного лидера на рынке медиа - телевидения. По недавним исследованиям американской компании Knowledge Networks/Statistical Research (KN/SRI), более 33% детей в США считают Интернет самым важным источником информации. В исследовательском проекте «Как дети пользуются медиа-технологиями» (How Children Use Media Technology) принимали участие дети и подростки в возрасте от 8 до 17 лет, которым предложили ответить на вопрос о том, какому из следующих устройств они отдали бы предпочтение, 33% опрошенных выбрали Интернет, 26% - телевизор, 21% - телефон и 15% - радио. Предпочтения мальчиков и девочек значительно различаются. Среди мальчиков Интернет на первое место поставили 38% опрошенных, а среди девочек - только 26%. У девочек несколько больше популярен телефон.

Определяющим фактором изменения структуры развития СМИ, привнесенным появлением Интернета, стала концепция интерактивности. Интерактивность сегодня является важнейшим компонентом средств мультимедиа, базовой составляющей сети Интернет и различных информационных служб. Приобретает доминирующее значение она и в системах кабельного телевидения, спутникового и наземного вещания, во всех видах телекоммуникаций и других средствах информационного обслуживания.

Поскольку обязательным атрибутом систем вещания и телекоммуникаций становится массовая интерактивность, предоставляющая возможность диалога пользователей с источниками программ и услуг, изменяется традиционная роль вещания как поставщика однонаправленных программ.

Современный цифровой вещатель начинает предоставлять целую гамму привлекательных интерактивных и мультимедийных услуг вещательного и невещательного вида для макро - и микрогрупп пользователей. Пользователь в свою очередь становится активным участником процесса вещания и потребителем ряда новых услуг, получая, например, возможность формировать по своему вкусу «продолжение» просматриваемой программы или даже создавать свою собственную программу из фрагментов различных передаваемых программ. Такие программы вещания становятся нелинейными в отличие от традиционной линейной программы, где телезритель пассивен и может лишь просматривать сменяющие друг друга сцены и сюжеты в последовательности, жестко заданной поставщиком программы (модулем вещания).

Таким образом, Интернет и другие информационные технологии изменили медиа-среду, предоставив ей новые возможности развития и задав этому развитию новое направление, поскольку деятельность СМИ развернулась сегодня в принципиально ином культурном и информационном пространстве, которое явила собой Сеть.

ИНТЕРНЕТ В СИСТЕМЕ МИРОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Развитие современных информационных технологий

Сегодня мы стали свидетелями революции в сфере информационных технологий. Благодаря развитию компьютеров, интернета и различных других технологических инноваций, мир информационных технологий стал невероятно разнообразным и обширным. Одним из ключевых направлений …

Перспективы развития информационных технологий

Сегодня информационные технологии играют важную роль в развитии мировой экономики и предоставляют бесценные возможности для развития бизнеса. Для процветания предприятий и организаций необходимо использовать самые современные информационные технологии. На данный …

Прогресс информационных технологий

Информационные технологии обеспечивают нам инновационные и быстрые средства доступа к информации и позволяют нам совершать действия быстрее и эффективнее. Прогресс информационных технологий имеет решающее значение для развития современного общества. Информационные …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.