ИНТЕРНЕТ В СИСТЕМЕ МИРОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
Деятельность международных организаций по вопросам развития информационного общества
На международном уровне тема информационных и коммуникационных технологий трактуется в первую очередь как проблема нового вида бедности - цифрового неравенства.
Существует ряд международных организаций, занимающихся вопросами информационного общества и использования ИКТ. Основные из них можно условно представить следующей схемой:
ПОЛИТИЧЕСКИЕ
- UN ICT Task Force (Рабочая группа ООН по ИКТ),
- ITU (МСЭ),
- OECD (ОЭСР)
ОБЩЕСТВЕННЫЕ X (НЕКОММЕРЧЕСКИЕ)
- Портал развития,
- Глобальное партнерство 12 во имя знания
НАУЧНЫЕ и ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ - ЦЕРН, - MAC, - Технологический институт в Массачусетсе |
Ниже расскажем кратко о приоритетных направлениях деятельности отдельных организаций и перейдем к описанию некоторых ключевых инициатив, реализованных в Европе в рамках развития глобального информационного общества.
Сразу после саммита в Окинаве была организована международная рабочая группа по цифровым возможностям (Digital Opportunity Task Force, или DOT Force). В DOT Force была реализована попытка построить работу на основе консенсуса представителей государственного, частного и некоммерческого секторов, и в этой попытке участвовала Россия.
Первоначально группа создавалась сроком на один год для выработки рекомендаций по вопросам обозначенным в Окинавской хартии к следующей встрече Большой Восьмерки в 2001 году в Генуе.
Цель группы состояла в проработке вопросов продвижения международного сотрудничества с целью формирования политического, нормативного и сетевого обеспечения, а так же улучшения технической совместимости, расширения доступа, снижения затрат, укрепления человеческого потенциала и поощрения участия в глобальных сетях электронной торговли.
По результатам работы экспертов в 2000-2001 году был составлен Доклад и план действий DOT-Force, который и был одобрен главами правительств стран G8 на совещании в Генуе в июле 2001 года.
В представленном докладе особо отмечалась невозможность решения проблемы мирового информационного неравенства только за счет усилий стран Большой восьмерки. По мнению экспертов группы DOT-Force необходимо привлечение усилий всего мирового сообщества. В связи с этим одним из главных пунктов доклада стало взаимодействие и координации работы группы с другими глобальными мировыми инициативами, в частности с группой ООН.
В отличие от DOT-Force, список участников которой ограничивался количеством стран Большой Восьмерки (по три представителя от страны), образованная в конце 2000 года Группа советников высшего уровня при Генеральном Секретаре ООН по вопросам информационный и коммуникационных технологий с самого начала была ориентированна на максимальное число стран-участниц. Перед Группой была поставлена задача способствовать интеграции информационно-коммуникационных технологий
во все отрасли экономики, включение ИКТ в планы развития стран, чем способствовать сокращению нищеты вдвое к 2015 году.
В 2001 г. был сделан следующий шаг на международном уровне: экономический и социальный совет ООН поручил генеральному секретарю ООН создать Целевую группу по информационным и коммуникационным технологиям (ИКТ). Эта инициатива была призвана перевести на глобальный уровень всю совокупность действий по преодолению мирового цифрового разрыва, развить цифровые возможности и тем самым прочно поставить ИКТ на службу развития для всех.
Одним из ключевых результатов деятельности Целевой Группы явилось создание 5 региональных сетей (узлов) по всему миру, деятельность которых позволила целому ряду стран-участниц начать реализацию современных стратегий и программ развития, направленных на усиление конкурентоспособности экономики и рынка человеческих ресурсов в контексте формирующегося глобального информационного общества:
■ Африканская сеть партнеров (African Stakeholders Network, ASN) - 53 страны;
■ Региональная сеть UN ICT Task Force для стран Латинской Америки и Карибского Бассейна - 20 стран;
■ Региональная сеть UN ICT Task Force для стран Азии - 15 стран;
■ Региональная сеть UN ICT Task Force для арабских стран - 5 стран;
■ Региональная сеть Целевой Группы ООН по информационнокоммуникационным технологиям для Европы и Центральной Азии (UN ICT TF EuCAs) - 16 стран.
К основным направлениям Рабочей группы ООН по ИКТ8 можно отнести следующее:
• Политика и управление в сфере ИКТ;
• Национальные и региональные электронные стратегии;
• Развитие человеческих ресурсов;
• Обеспечение недорогого доступа и подключение к глобальной информационной сети;
• Развитие электронной экономики в развивающихся странах.
С окончанием 2005г. истек срок мандата Целевой группы ООН по ИКТ. На смену этой организации пришел Глобальный Альянс ООН по ИКТ и развитию, в задачи которого включаются следующие положения:
■ способствовать построению единого глобального пространства, благоприятного для ведения открытого диалога среди большого количества заинтересованных участников на уровне согласования политики использования ИКТ в целях решения центральных задач: повышение уровня жизни населения и построение многогранного, основанного на человеческом факторе развивающегося информационного общества;
■ упростить процесс построения и внутреннего связывания сетей использования центральных и периферийных ИКТ для развития и базовых элементов информационного общества на массовом (потребительском), национальном, региональном и глобальном уровне. Альянс не будет выполнять операционных функции;
■ стимулировать заключение инновационных перспективных партнерских соглашений заинтересованных сторон в рамках осуществления политики по ИКТ и развитию;
■ способствовать популяризации ИКТ и распространению верного понимания их роли в развитии информационного общества среди разработчиков концепции развития, а также среди ИКТ-сообществ; способствовать упрощению процесса обмена опытом по вопросу;
■ способствовать упрощению диалога и процессу принятия компромиссных решений по проведению ИКТ-политики и применению ИКТ в системе развития и построения информационного общества;
■ прийти к разработке единой адресной ИКТ-политики и единых решений в области использования ИКТ и структурировать общие принципы двух концепций: концепции развития и концепции построения информационного общества - путем упрощения диалога между двумя стратегическими секторами.
Участие в Альянсе открыто для всех заинтересованных лиц и организаций, включая правительственные структуры, представителей бизнеса и некоммерческого сектора, международные организации, промышленные объединения и профессиональные и научно-образовательные ассоциации и учреждения, расширенные ИКТ-сообщества.
Альянс призван наладить систему партнерств с небольшими подвижными структурами, способными изнутри содействовать выполнению конкретных задач.
Наравне с ООН ключевым органом, занимающимся вопросами развития информационного общества на глобальном уровне, является Международный союз электросвязи (МСЭ), или ITU. Это международная межправительственная организация, членами которой являются правительства входящих в нее государств. По состоянию на 01.01.2005 Членами МСЭ были 189 государств и около 650 частных компаний. Штаб-квартира Международного союза электросвязи находится в Женеве (Швейцария).
В задачи организации входит следующее:
• обеспечение и расширение международного сотрудничества,
• экономического и социального развития народов с помощью эффективно действующей электросвязи,
• развитие технических средств и их эффективная эксплуатация;
• распространение новых технологий и согласование деятельности государств-членов Союза,
• разработка и согласование рекомендаций, обеспечивающих возможность телекоммуникационного сервиса в глобальном масштабе.
Организация экономического сотрудничества и развития9 (OECD)
Задачи:
• обмен опытом,
• поиск способов решения общих проблем,
• выработка согласованной внутренней и внешней политики, которая, в современном едином мире, должна представлять собой все более плотную сеть единых наднациональных подходов к решению этих проблем
Мероприятия:
Форум, в рамках которого правительства стран - членов организации (в количестве 30 участников) имеют возможность обсуждать, разрабатывать и совершенствовать экономическую и социальную политику.
Международная академия связи10 (МАС)
Описание:
• МАС создана как общественная организация в Москве в марте 1996
года;
• Цель - интеграция мирового научного потенциала людей, профессионально занимающихся развитием связи;
• Участие во Всемирных и Международных организациях,
осуществляющих свою деятельность в направлении развития инфокоммуникаций, становления и развития ГИО;
• Участие в разработке и реализации Глобальных и национальных проектов развития инфокоммуникационных инфраструктур и сетей;
• Разработка рекомендаций и методик по формированию,
становлению и развития ГИО, ГИИ, НИИ в странах с различной экономикой;
• пропаганда идей информатизации общества, популяризации Концепции Глобального информационного общества
• В настоящее время членами Академии является более 640 человек из 45 стран. Из них 65% российских и 35% зарубежных членов
• Созданы семь отделений МАС - Грузинское, Латвийское,
Московское, Санкт-Петербургское, Казанское, отделения в Средней Азии, Германии и Швейцарии
• Членами МАС являются представители более 350 компаний
Пионером в вопросах преодоления информационного неравенства
является Всемирный Банк. Уже с 1995 года программа Всемирного Банка Информация для развития (infoDEV) занимается поддержкой новых информационно-коммуникационных технологий для развития.
Только за 2000 год infODEV потратил 22 миллиона долларов США. Основная часть денег пошла на проведение исследований в области развития ИКТ, готовности обществ различных стран к жизни в условиях информационного общества, образование, а так же на финансирование национальных проектов Порталов развития.
Развитие национальных проектов Порталов развития по замыслу Всемирного Банка должно дать толчок к более активному участию стран в международном информационном обмене. Облегчить вход отдельно взятой страны в глобальное информационное общество. Подготовить население страны к более качественному использованию новых информационных технологий для развития.
Программа infODEV поддержала 31 заявку на создание демонстрационных версий порталов. На сегодняшний день работают 8 интернет-порталов в различных странах мира, включая Россию.
Организован Фонд Портала Развития. Его цель - способствовать ликвидации информационного неравенства и сокращения бедности. Всемирный банк принял решение участвовать в работе Фонда.
Для решения поставленных задач Фонд должен действовать в соответствии с тремя основными принципами:
- Налаживать партнерские отношения, способствующие расширению возможностей для использования ИКТ.
- Придерживаться ориентированного на конкретные действия подхода
к ИКТ
- Предоставить беднейшим группам населения, в наибольшей степени страдающим от информационного неравенства, возможность воспользоваться преимуществами нововведений в области ИКТ.
Портал развития11 (Development Gateway Foundation)
Неправительственная некоммерческая организация, созданная Всемирным банком для специалистов широкого профиля, интересующихся проблемами развития, как на международном, так и на местном уровне.
Цели:
■ Способствовать преодолению бедности и устойчивому развитию посредством обмена и распространения знаний
■ Создавать стимулы и способствовать появлению на местном уровне инициатив, способствующих построению экономики, основанной на знаниях
■ Улучшить осведомленность и доступ к программам помощи развивающимся странам и странам с переходной экономикой
■ Способствовать распространению программного обеспечения, основанного на открытом коде, для приложений, связанных с социальноэкономическим развитием
■ Поддерживать сеть национальных порталов развития
Глобальное партнерство во имя знания (Global Knowledge Partnership)
Постоянно развивающееся сообщество, объединяющее примерно 100 организаций, выразивших свою готовность к обмену информацией и опытом, совместному использованию ресурсов для обеспечения широкого доступа к информации и Знанию и их максимальному использованию для устойчивого и равноправного развития.
Заметный вклад в развитие информационного общества в странах Европы делают организации Евросоюза со своими инициативами по продвижению концепции ИО.
В 1994г. исполнительный орган ЕС - Европейская Комиссия - вырабатывая унифицированную стратегию перехода к информационному обществу, предложил документ под названием «План действий: путь Европы к информационному обществу13», который предусматривал ряд
законодательных мер по либерализации рынка. Этот документ можно считать своего рода отправной точкой в деятельности ЕС в этом направлении. В дальнейшем последовала целая серия стратегических документов. О наиболее поздних мы расскажем ниже.
Согласно Декларации Тысячелетия (Millennium Declaration), принятой мировыми главами государств в 2000г., были выработаны 8 ключевых целей развития мирового сообщества на срок до 2015г., направленные, главным образом, на борьбу с крайней бедностью, распространением ВИЧ-инфекции и повсеместное введение обязательного начального образования14. Евросоюз взял курс на реализацию предложенной Декларацией программы и выработал собственные 57 принципов, ориентированных на её воплощение и содержащих, в том числе, важные задачи по развитию информационного общества в странах ЕС.
Выделим следующие положения:
25. ЕС осознает важность компьютеризации процессов управления в общественном секторе, в рамках расширяемой практики деятельности электронного правительства, и ставит перед собой цель борьбы с неэффективностью бюрократии и достижение прозрачности;
29. ЕС акцентирует внимание на том, что революция в сфере ИКТ позволит обратиться к решению многих проблем, связанных с бедностью. Например, использование ИКТ в области образования, для улучшения системы здравоохранения и повышения эффективности работы правительства;
22.,30., 41.,43.,53. Подчеркивается, что ЕС должен принимать активное участие в борьбе за сокращение цифрового разрыва и оказании разнообразной помощи развивающимся странам (как материальной, так и общеобразовательной, заключающейся в обмене опытом и т. п.) с целью создания по-настоящему глобального информационного общества15.
Другой общеевропейской инициативой, направленной на развитие, явилась Лиссабонская программа, принятая Советом Европы в 2000г. и представляющая собой десятилетний план экономических реформ в странах
Евросоюза, ориентированных на ускорение экономического роста, увеличение числа и повышение качества рабочих мест, развитие социальной интеграции16 и т. д. Важным фактором успеха реализации Лиссабонской программы Совет Европы видит направленность на развитие ИКТ-сектора и выработку верной политики в сфере формирования информационного общества. «С самого начала в Лиссабонской программе отмечалась важность информационных и коммуникационных технологий, которые представляют инструменты, обеспечивающие социальную интеграцию и конкурентоспособность Европы... - подчеркнула Вивьен Рединг, комиссар Совета Европы по делам информационного общества и СМИ в своем выступлении на Пражском форуме Microsoft для государственных деятелей Европы, который прошел в начале февраля 2005г. - инвестиции в ИКТ и технический прогресс принесли примерно 40% роста производительного труда в Евросоюзе во второй половине 1990х г. г. Однако для США тот же показатель составил 60%. Это говорит о том, что у Европы есть большой потенциал для будущего прогресса17».
Существует целый ряд проводимых Евросоюзом мероприятий, которые так или иначе связаны с проблемами развития ИКТ и построения информационного общества. Одним из них является, например, Европейский саммит по Интернету, который проходит ежегодно с 2004г. и представляет собой совместную инициативу Австрии, Германии, Лихтенштейна и Швейцарии (посвящен, разумеется, вопросам развития немецкоязычного сегмента Интернета).
Ежегодно различные органы ЕС выпускают большое количество разнообразной информационной и образовательной литературы по вопросам информационного общества; в рамках политики прозрачности публикуются всевозможные отчеты по итогам деятельности Евросоюза по развитию ИО. Значителен вклад Евросоюза в подготовку Всемирной встречи на высшем уровне по информационному обществу.
В 2005г. Европейская Комиссия анонсировала две главные программы, направленные на усиление позиций Европы в области ИКТ: Седьмую рамочную программу исследований и опытных разработок (Seventh Research Framework Programme, FP7) и программу «Конкурентоспособность и инновации» (Competitiveness and Innovation Programme, CIP).
В предложениях по программе FP7 комиссия просит о существенном увеличении бюджета на исследования в сфере ИКТ. Положительное решение этого вопроса за счет расширения вклада со стороны частного и государственного секторов будет серьезно способствовать сокращению отставания европейских государств от других ведущих стран. В программе FP7 на первый план выдвинуты следующие технологические направления:
- технологии в области развития знаний, контента и творческого потенциала, включая распознавание, моделирование и визуализацию;
- расширенные и открытые коммуникационные сети связи;
- безопасное и надежное ПО;
- встроенные системы;
- наноэлектроника.
Комиссия также собирается поощрять инвестиции в исследования в области ИКТ в странах Европы с помощью дополнительных мероприятий. Так, будет поддерживаться стратегическое сотрудничество между различными исследовательскими программами и согласование их на национальных и общеевропейском уровнях. Кроме того, комиссия будет проводить мониторинг затрат со стороны государственного и частного секторов. Наконец, в области образования она намерена продвигать политику, позволяющую европейским специалистам получать все необходимые навыки по проведению исследований, внедрению инноваций и использованию ИКТ18 .
Среди всё увеличивающегося числа программ ЕС необходимо особенно выделить инициативу «Электронная Европа» (которую мы упоминали в самом начале работы) и идущую ей на смену стратегию «i2010 — Европейское информационное общество 2010 года», которая является инициативой Европейской Комиссии и была принята к реализации весной 2005г. Эта инициатива ориентирована на развертывание в странах ЕС цифровой экономики и создание для жителей стран Евросоюза условий, при которых они могли бы максимально воспользоваться плодами ИКТ и превращением информационного общества в экономическую и социальную реальность19. Основными задачами стратегии І2010 должно стать следующее:
1. Создание единого Европейского информационного пространства, ориентированного на развитие открытого конкурентоспособного внутреннего рынка для информационного общества и СМИ;
2. Развитие ИКТ инноваций и инвестиций в сферу исследований по ИТ с целью увеличения числа и повышения качества инфраструктуры рабочих мест;
3. Создание включающего информационного общества, ориентированного на развитие и имеющего среди своих приоритетов
улучшение качества услуг в общественном секторе и повышения качества
жизни.
С расширением использования информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) увеличивается их воздействие на духовную и материальную жизнь общества. Предполагается, что реализация инициативы «12010 — Европейское информационное общество 2010 года» обеспечит:
- рост уверенности общества в том, что ИКТ приносят пользу всем гражданам Европы;
- улучшение государственных услуг - они становятся более рентабельными, эффективными и доступными;
- повышение качества жизни граждан21 .