Проектирование форм
При проектировании формы для задуманного вами маркетингового или социологического исследования необходимо учитывать ряд психологических факторов. Приведу ряд общих рекомендаций, которые помогут вам подготовить проект маркетинговой анкеты более грамотно, сделать формы простыми в заполнении и популярными у посетителей вашего сайта:
Не заставляйте пользователей вводить в поля формы много текста. Для этого им придется отрывать руку от мыши, основного инструмента при работе с Интернетом, и прибегать к помощи клавиатуры, что наверняка вызовет у посетителей подсознательное недовольство. Применяйте по возможности больше элементов Drop-Down Menu, Radio Button, Check Box и как можно меньше - One-Line Text Box и Scrolling Text Box. He ленитесь заранее подготовить подходящий список возможных вариантов ответа на каждый вопрос. Сделайте заполнение большей части текстовых полей формы необязательным; □ При использовании элементов Drop-Down Menu, Radio Button и Check Box прибегайте к обобщению. Например, в пункте анкеты «Ваша профессия» не обязательно перегружать меню подробным перечислением всех возможных специальностей. Ограничьтесь списком из основных сфер профессиональной деятельности респондента: «торговля», «сфера образования» и т. д. Аналогичным образом в пункте «Ваша должность» можно ограничиться такими вариантами ответа, как «руководитель высшего звена», «руководитель среднего звена» и т. п.;
Заранее продумайте и составьте текст преамбулы к форме, в которой поясните, зачем нужна эта форма и почему посетитель должен ее заполнить. Старайтесь не давать пространных объяснений, сформулируйте информацию по возможности кратко, внятно и исчерпывающе;
I Избегайте форм, состоящих из нескольких десятков вопросов и занимающих более двух физических экранов, — посетитель просто устанет их заполнять. Чем длиннее форма, тем меньше шансов, что люди станут тратить на нее время;
I Включайте в форму вопросы личного характера только тогда, когда это действительно необходимо: пользователи Интернета не любят оставлять где бы то ни было информацию о себе. Обязательно объясните, зачем вам нужны эти данные. Старайтесь предлагать вопросы
Демографического характера в последнюю очередь: если посетитель заполнил все остальные поля, психологически ему будет жаль уже потраченного времени, и он скорее заполнит форму до конца, чем покинет страницу; I Статистика показывает, что пользователи Всемирной сети читают вопросы интерактивных анкет невнимательно, лишь бегло проглядывая текст. Поэтому чем короче будут сформулированы вопросы, тем больше вероятность, что вы получите достоверные данные; А Старайтесь формулировать вопросы четко и ясно, избегая пространных и неопределенных формулировок. Если вы напишете в форме «Нравится ли Вам наш электронный магазин?», посетитель непременно задумается: «А что значит "нравится"? Красиво оформлен, но медленно загружается? Или загружается быстро, но на вид страшен, как последствия атомной бомбардировки?»;
I Избегайте формулировок, провоцирующих посетителя дать негативный ответ. Если вы спросите, например: «Вызывает ли у Вас цветовое решение данного сайта неприятные ассоциации?» в девяноста процентах случаев вы получите утвердительный ответ, даже если это на самом деле не так. Поставьте себя на место читателя и подумайте, как отреагировали бы на каждый вопрос лично вы; Q Если ответ на какой-то вопрос пользователь может выбрать из предложенного списка, этот список должен содержать все возможные варианты ответа: у посетителя должна оставаться полная свобода выбора. Например, на вопрос: «Нравится ли вам музыка the Beatles?» могут быть три варианта ответа: «Да», «Нет», «А что это такое?». С другой стороны, разумеется, если на вопрос: «Ваш пол?» вы предложите на выбор варианты «Мужской», «Женский» и «Не знаю», это будет выглядеть по меньшей мере глупо.