Классификация электронных магазинов
В настоящее время среди специалистов по электронной торговле принято несколько вариантов классификации электронных магазинов по целому ряду признаков: например, по занимаемым ими сегментам рынка либо предлагаемому покупателям ассортименту товаров (специализированные магазины или «электронные супермаркеты»), однако наиболее распространенным критерием является все же уровень технологий, применяемых на том или ином сервере для организации торгового процесса. В упрощенном виде пример такой классификации описан ниже.
Самым простым способом организации торговли с применением возможностей Всемирной сети является организация так называемой электронной витрины - специализированного web-сайта, на котором опубликована подробная информация о предлагаемых к продаже товарах, размещены все соответствующие иллюстрации, однако отсутствуют функции автоматического оформления покупки и механизмы приема электронных платежей. Для того чтобы сделать заказ, покупатель должен направить администраторам такого ресурса сообщение по электронной почте, позвонить по контактному телефону или лично явиться в офис фирмы для оформления всех необходимых документов. Безусловно, подобное решение не требует от создателей электронной витрины разработки и установки на сервере какого-либо специального программного обеспечения, что позволяет подготовить и запустить подобный проект в эксплуатацию в кратчайшие сроки, однако этот подход крайне неудобен для покупателей, поскольку вынуждает их совершить целый ряд дополнительных действий, требующих не только времени, но и определенных усилий. С другой стороны, создание электронной витрины может стать оптимальным решением для организаций, торгующих товарами специализированных категорий: промышленным оборудованием, стройматериалами, спецавтотехникой, либо для фирм, производящих свой товар на заказ под конкретные требования покупателя.
К другой категории ресурсов, ориентированных на организацию прямых продаж в Интернете, можно отнести торговые площадки. По большому счету, торговая площадка — это web-сайт, которому присущи черты как электронной витрины, так и полнофункционального электронного магазина. Такой подход требует уже как минимум использования комплекса технологий CGI, SSI и Java. На web-сайте предприятия-продавца по-прежнему предлагаются изображения образцов товаров, однако при помощи соответствующего сценария CGI пользователь может добавить какое-либо из представленных наименований в виртуальную «корзину покупателя» («shopping-basket»). Сценарий CGI фиксирует при этом название выбранного товара и его стоимость, суммируя все сделанные пользователем покупки. Перед подтверждением заказа у пользователя должна быть возможность отредактировать содержимое «корзины», постоянно отображающееся на web-странице посредством применения соответствующего сценария, чтобы «подогнать» итоговую сумму к его реальным финансовым возможностям. Следующим шагом посетитель виртуального магазина должен выбрать из заранее предложенного списка регион своего проживания, и CGI-скрипт динамически высчитывает стоимость доставки заказа в этот регион, суммируя полученное число с ранее обсчитанной стоимостью товаров. Затем покупатель выбирает форму оплаты. Иными словами, оформление и подсчет стоимости заказа, которая исчисляется как сумма стоимости самой покупки и стоимости ее доставки адресату, берет на себя автоматика сервера. На этом функции установленного на серверном компьютере программного обеспечения исчерпываются: обработку поступивших заказов, прием платежей и контроль за отгрузкой уже оплаченных покупок сотрудники фирмы-продавца производят вручную. С одной стороны, подобная автоматизация торгового процесса значительно сокращает количество информации, которую предстоит обрабатывать обслуживающему торговую площадку персоналу, создает существенно более комфортные условия для покупателя и не требует больших капиталовложений - несколько программных комплексов, предназначенных для создания торговых площадок, можно найти в многочисленных коллекциях бесплатного программного обеспечения, представленных в Интернете. С другой стороны, ручная обработка заказов требует большого количества времени, а также в случае, если сервер, на котором размещается торговая площадка, достигнет высокой посещаемости, не исключает возможности возникновения ошибок и накладок, особенно на начальном этапе работы.
И наконец, третья категория представленных во Всемирной сети торговых служб - это полнофункциональные электронные магазины. В отличие от торговых площадок, подобные службы оснащены специализированными программными комплексами, полностью обслуживающими технологический процесс электронной торговли. Они не только осуществляют демонстрацию товаров посетителю, выполняют подсчет полной стоимости заказа и автоматически взаимодействуют с базами данных, содержащими информацию о наличии товаров на складе, но также выполняют прием платежей от держателей банковских карт и пользователей электронных платежных систем, выполняют полное сопровождение сделки от оформления покупки до контроля за получением оплаты, позволяют организовать ряд вспомогательных функций, таких, как, например, система поиска по категориям товаров, служба технической поддержки пользователей, интерактивная система помощи посетителю сайта и т. д. Большинство современных программных комплексов, предназначенных для создания электронного магазина, имеют также механизмы взаимодействия с бухгалтерскими приложениями, что заметно облегчает процесс учета продаж и подготовки налоговой отчетности. Реализация подобной торговой службы требует прежде всего наличия соответствующего аппаратного и программного обеспечения. Под аппаратным обеспечением в данном случае понимаются серверные рабочие станции в комплекте с другими устройствами, необходимыми для включения вашего сервера в локальную сеть, имеющую соединение с высокоскоростной магистралью Интернет. Безусловно, вам понадобится также наличие канала связи с Всемирной сетью, посредством которого ваш сервер сможет осуществлять обмен данными с клиентским про- граммным обеспечением. Оптимальным методом получения выделенного канала связи здесь было бы заключение отдельного договора с провайдером услуг Интернет на установку вашего компьютера в его локальную сеть, провайдер же предоставит вам список необходимого и рекомендуемого для этих целей аппаратного обеспечения.
Под программным обеспечением подразумеваются специальные программные комплексы, ориентированные на работу в сфере электронной коммерции и позволяющие выполнять полный комплекс функций виртуального магазина, от идентификации и авторизации пользователя до подготовки бухгалтерской документации. Среди таких программных пакетов можно назвать Microsoft Merchant Server для Windows NT и Windows 2000 Server, Netscape Xpert, Oracle Internet Commerce Server и несколько других аналогичных комплексов. Существует и отечественная реализация полнофункционального виртуального магазина производства известной фирмы «1С», которая называется «1С Интернет-магазин». Данный пакет отличает, в первую очередь, относительно невысокая стоимость по сравнению с его зарубежными аналогами, а также, возможность интеграции с программными комплексами «1С: Бухгалтерия», «1С: Склад» и «1С: Предприятие», что является оптимальным для компаний, работающих на базе данных программных продуктов. Однако все то, что видит посетитель электронного магазина на экране своего компьютера, - лишь надводная часть айсберга. Помимо достаточно большого комплекса серверных программ, осуществляющих чисто технологическое взаимодействие «покупатель—продавец», настоящий электронный магазин должен иметь довольно сложную внутреннюю инфраструктуру, как правило, скрытую от глаз посетителя. Прежде всего, это служба доставки товаров, отвечающая за своевременную отправку уже оплаченных заказов покупателям. Такая служба может включать в себя отдел курьерской доставки для отправки покупок жителям города, в котором расположен офис электронного магазина; также она должна располагать отлаженными механизмами взаимодействия с внутригосударственными и международными почтовыми организациями. Кроме того, электронный магазин, рассчитывающий достичь достаточно больших объемов продаж, должен иметь склад и тесно интегрированный с ним отдел снабжения, обеспечивающий своевременное пополнение ассортимента и закупку пользующихся высоким спросом товаров у поставщиков. Сотрудники технического отдела осуществляют круглосуточный контроль за работоспособностью электронного магазина, незамедлительно реагируют на все «сигналы тревоги», поступающие как от «автоматики» сервера, так и от самих пользователей, а также по
Возможности пресекают попытки неблагонадежных посетителей совершить покупку с использованием недостоверной информации, если этого не смогло сделать программное обеспечение. Часто технический отдел включает в себя службу поддержки покупателей, операторы которой отвечают на всю поступающую от посетителей магазина корреспонденцию. И разумеется, как и любая другая коммерческая организация, электронный магазин должен располагать собственной бухгалтерией и отделом рекламы. Другими словами, крупный электронный магазин - это прежде всего большое предприятие с разветвленной внутренней структурой, полностью ориентированное на получение прибыли за счет прямых продаж какой-либо продукции пользователям Интернета.
Из всего сказанного выше можно сделать вполне справедливый вывод о том, что создание электронного магазина — весьма дорогостоящий проект. Именно по этой причине в последнее время наблюдается бурный рост популярности сервисных служб, предоставляющих всем заинтересованным организациям готовые электронные магазины в аренду. Так называемые торговые ряды - специализированные порталы, гостеприимно размещающие на своем дисковом пространстве электронные магазины других организаций, — позволяют начать торговлю в Интернете, не прибегая к помощи программистов и не вкладывая средств в Покупку дорогостоящего программного обеспечения. Арендатору нет необходимости создавать даже собственную службу технической поддержки, поскольку за бесперебойность работы электронного магазина отвечают специалисты предоставляющей аренду фирмы. Арендатор не обязан досконально разбираться в принципах работы составляющих магазин программ: в большинстве случаев владельцам магазина достаточно лишь загрузить на сервер прайс-листы, описания предлагаемых товаров, а также дополнительные иллюстративные и текстовые материалы, после чего принимать поступающие заказы. Безусловно, количество предлагаемых арендаторам сервисных возможностей зависит от стоимости аренды электронного магазина (в среднем она не превышает 300 долларов в месяц), используемого на сервере программного и аппаратного обеспечения и других характеристик предназначенной для размещения магазина технической площадки.
Возможна и иная ситуация: арендатору будет предоставлено лишь дисковое пространство и все необходимое программное обеспечение, настройку и сопровождение которого он должен выполнять самостоятельно.