Эффективность рекламных кампаний
Большинство величин, определяющих эффективность баннерных рекламных кампаний, выражаются в форме неких условных коэффициентов и потому для составления
Грамотного отчета о проделанной интернет-маркетологом работе не годятся. Для того чтобы руководитель фирмы принял такой отчет, изложенные в нем выкладки должны быть представлены в более привычных единицах измерения — в долларах США.
Затраты на проведение баннерной рекламной кампании исчисляются не только суммой вложенных в нее средств, но и количеством ушедшего на подготовку данного проекта времени и труда специалистов, принимавших участие в осуществлении этого проекта. После реализации спланированной рекламной кампании перед интернет-маркетологом неизбежно встает необходимость просчитать ее эффективность, чтобы оценить отдачу от приложенных усилий и представить соответствующий отчет руководству фирмы. О методиках оценки эффективности баннерных рекламных кампаний и пойдет речь в этой главе.
CTI и СТВ
Уже знакомый читателю показатель Click Trough Ratio (CTR), определяемый как соотношение количества посещений сайта и числа баннерных показов, является весьма безликой величиной, недостаточной для составления подробной статистики по «раскрутке» web-сайта. Среди общей массы заглянувших на ваш сайт посетителей неизбежно будет определенное количество случайных людей, какая-то часть по разным причинам не заинтересуется опубликованной вами информацией либо сочтет размещенные на сайте коммерческие предложения неинтересными для себя. Как оценить удельный вес целевой аудитории среди всех посетителей вашего сайта? Какой процент составят те из них, кто готов стать вашими клиентами? Для определения этих величин и служат показатели CTI и СТВ.
CTI (Click To Interest) описывает отношение количества посетителей, заинтересовавшихся вашим web-сайтом, к общему числу посетивших его пользователей. На первый взгляд кажется, что понятие «заинтересованности» аудитории в предложенной рекламодателем информации настолько абстрактно, что дать ему четкую количественную оценку невозможно. Тем не менее, если кто-нибудь скажет вам, что методик подсчета CTI не существует, не верьте. Подсчитать можно все что угодно, в том числе и человеческий интерес к электронной рекламе.
Для начала давайте внесем ясность в понятие «интереса» пользователя к рекламируемому ресурсу. Безусловно, установить, какие именно психологические или эмоциональные ощущения получил зритель в процессе просмотра сайта, мы не сможем, мы вынуждены исходить из совершенных им действий, свидетельствующих о его положительной реакции на полученную информацию. Например, если пользователь не ограничился просмотром заглавной страницы web-сайта, а посетил еще несколько разделов, можно смело сказать, что он проявил к этому ресурсу определенный интерес. Тот же вывод можно сделать, если он вернулся на сайт спустя какое-то время после первого посещения или занес ссылку на данный ресурс в папку «Избранное» своего браузера.
Зафиксировать все эти события позволяют соответствующие CGI-скрипты, отслеживающие не только посещаемость сайта в целом, но и качественный состав его аудитории. Работает данный механизм следующим образом. При первом заходе на сервер скрипт определяет уникальный IP-адрес посетителя и заносит его в соответствующую базу данных вместе с информацией о дате и времени визита. На каждой страничке сайта web-мастер размещает невидимый счетчик, отслеживающий факт открытия документа в браузере и снова устанавливающий IP пользователя. Таким образом можно отследить не только информацию о посещении одним и тем же человеком разных разделов сайта, но и выяснить «траекторию» его движения по страницам. Как только посетитель покидает ресурс, скрипт фиксирует время этого события, вычитает из него время входа на сервер и устанавливает продолжительность сеанса просмотра web-сайта. При следующем обращении к серверу снова определяется IP-адрес визитера и сравнивается с имеющимся в базе данных списком, благодаря чему можно выяснить, первое это посещение сайта или повторное.
Часто на страницах сайтов размещают специальные ссылки, нажимая на которые, пользователь заносит адрес ресурса в папку «Избранное» своего браузера. Не составляет труда настроить сценарий CGI таким образом, чтобы он отслеживал количество нажатий на данную ссылку, добавляя единицу к соответствующему счетчику. Один раз в установленный вами промежуток времени скрипт будет автоматически составлять отчет по полученным данным. Этот отчет может быть помещен в специально отведенную для данных целей серверную директорию либо направлен вам по электронной почте.
Безусловно, описанная здесь технология не лишена ряда существенных недостатков. Во-первых, для размещения и настройки всех необходимых скриптов вам потребуется доступ к служебным директориям сервера на правах администратора, да и разработка таких сценариев стоит недешево. Во-вторых, некоторые провайдеры могут назначить нескольким своим клиентам, работающим во Всемирной сети в разное время, один и тот же IP-адрес; одинаковый IP может оказаться и у пользователей, подключающихся к Интернету через общедоступный прокси-сервер. Такие «совпадения» заметно искажают статистику, внося в нее определенную погрешность, которую обязательно следует учитывать при анализе собранных данных.
Существует альтернативная методика определения повторных посещений web-pecypca, основанная на технологии cookies. При первом соединении посетителя с web-сервером последний направляет его браузеру небольшой файл, содержащий сведения о дате и времени входа на сервер, а также определенный набор другой информации. Этот файл, называемый cookie, записывается в специальную директорию на пользовательском компьютере. При следующем подключении к данному ресурсу сервер обращается к клиентскому программному обеспечению в поисках соответствующего файла cookie, и если таковой будет обнаружен, установленный на сервере программный комплекс считает это соединение повторным. Далее эта информация может быть записана в файл отчета или использована при подсчете статистики посещении.
Следует отметить, что многие пользователи Интернета намеренно отключают в своих браузерах прием cookies, поскольку в некоторых случаях под видом cookie с удаленного узла на пользовательский компьютер может быть передан вирус. В частности, обработка cookies по умолчанию отключена в браузере Microsoft Internet Explorer 6.0, работающем под управлением Windows XP.
Если у вас нет возможности использовать на сервере собственные CGI-скрипты, получить все необходимые цифры, кроме, пожалуй, количества пользователей, поместивших ссылку на ваш сайт в папку «Избранное», можно, став абонентом мониторинговой системы Spylog (Http:// Www. spylog. ru). Для этого вам понадобится бесплатно зарегистрироваться на сервере данной службы и разместить на страницах своего сайта полученный при регистрации код. Spylog предоставляет подробную статистику как по количеству единичных и повторных посещений вашего ресурса, так и по «глубине проникновения» пользователя в его тематические разделы, фиксируя наиболее популярные «маршруты» визитеров по web-страницам. Такие отчеты можно гибко настраивать с произвольной степенью детализации, вплоть до перечня зафиксированных IP-адресов. Вот теперь по этим данным можно смело рассчитывать CTI.
Другой важной характеристикой, определяющей степень эффективности проведенной вами рекламной кампании, является СТВ (Click To Buy ratio). Эта величина выражает отношение количества посетителей, принявших нужное рекламодателю решение (например, купивших предлагаемый товар или воспользовавшихся рекламируемой услугой), к общему числу посетивших сайт пользователей. Вычислить СТВ достаточно просто лишь в том случае, если на рекламируемом сервере реализован механизм прямых продаж в режиме онлайн. Методика подсчета основывается на том же механизме определения IP покупателя. Если щелчок мышью на баннере, размещенном на том или ином сайте, сопровождается определением логической пары «IP посетителя — адрес рекламной площадки», то подсчитать соотношение числа совершивших сделку клиентов, пришедших на ваш сайт с каждого удаленного узла, к общему количеству визитеров, узнавших о существовании вашего сайта благодаря размещенной на этом узле рекламе, поможет простой микрокалькулятор. Приблизительно определить СТВ можно и более простым способом, разделив количество совершенных сделок на показание счетчика посещений, установленного на первой странице вашего ресурса.
В отличие от CTR, величина которого зависит исключительно от креативности разработанного вами баннера и характеристик выбранной рекламной площадки, CTI и СТВ во многом определяются содержанием и оформлением всего сайта. Каким бы эффективным ни оказался баннер, упомянутые показатели окажутся крайне низки, если рекламируемый с его помощью ресурс будет малоинформативен, неинтересен либо навигация или установленный на сервере интерактивный механизм, обеспечивающий совершение сделок, покажутся посетителю неудобными. Поэтому высокий CTR в сочетании с низкими CTI и СТВ - верный сигнал о необходимости срочно менять оформление и логическую структуру либо информационное наполнение сайта.