Инструменты развития бизнеса

ТЕХНИКИ И ПРОЦЕДУРЫ

Техники и процедуры являются вторым (наряду с категориальной сеткой) ком­понентом содержания тренинга. О некоторых мы уже упоминали в процессе иллюстрации приведенной модели. Теперь же сделаем это в более компактной и систематической форме.

Невербальные техники и приемы установления и поддержания контакта, "маркировки" отношений

Описывая модель группового взаимодействия, называемого совещанием, мы показали, насколько взаимосвязанными являются предметный и эмоциональ - но-отношенческий уровень взаимодействия. Ведущий совещания постоянно должен заключать и перезаключать "отношенческие контракты", чтобы обес­печить продуктивную работу с предметом взаимодействия на различных его этапах. Эти контракты ставят участников в различные позиции и роли по от­ношению друг к другу. Основную "нагрузку" в поддержании того или иного типа отношений несут на себе невербальные компоненты общения (по разным данным от 70 до 90 процентов "отношенческой" информации в общении про­ходит по невербальным каналам). Ведущий отнюдь не всегда сообщает участ­никам словами, что сейчас будет выступать в таких-то и таких-то ролях. Чаще всего он демонстрирует это своим поведением. Мало того, если ведущий ска­жет, что он, например, сейчас не хочет оказывать давление на мнения участ­ников и будет лишь следить за процессом, а сам начнет постоянно перехваты­вать инициативу, оценивать высказывания с содержательной точки зрения, де­лать повелительные жесты, сидя на председательском месте, то участники "не поверят" его словам, а будут ориентироваться на отношения, заданные невер­бально, — то есть будут вести себя в соответствии с заданными невербально иерархическими отношениями.

Владение группой техник и приемов невербальной коммуникации позволяет избегать таких психологических противоречий и точно задавать необходимый отношенческий (позиционно-ролевой) контекст взаимодействия на каждом из его этапов.

Вербальные техники формулирования и переформулирования

Здесь имеются в виду не навыки риторики, а умение сформулировать свою мысль по крайней мере двумя способами: в терминах проблем и в терминах задач. Лидер совещания должен также уметь переформулировать высказыва­ния участников в этих терминах. Эти умения необходимы ему практически на всех этапах взаимодействия. Особенно "чувствительными" к отсутствию этого умения или к неосознаванию ведущим типа формулировок являются, как мы видели, подготовительный этап (первичное формулирование повестки дня), этап проблематизации и перевода проблем в задачи. Если ведущий здесь "пу­тается", то упускает управление процессом.

Группа техник

Фасилитации взаимодействия

Буквальный перевод с английского этого термина — "проявление" ("сделать более явным"). В данном контексте он означает управление процессом груп­пового взаимодействия путем акцентирования тех его сторон, которые необ­ходимы на том или ином этапе. Фасилитация, таким образом, включает в себя передачу инициативы партнерам по общению, что, как мы видели, является од­ним из важнейших моментов взаимодействия на этапах проблематизации, пе­ревода проблемы в задачу (выработки решения).

Активное слушание

Это одна из самых известных техник фасилитации (См. Атватер, Петровская). Она входит в "джентльменский набор" техник, составляющих основу коммуни­кативной компетентности управленца. Активное слушание включает в себя присоединение (подстройку) к партнерам и поддержание контакта с помощью невербальных средств общения, использование пауз, техник вербального па­рафраза (возвращение партнеру его мысли, сформулированной другими сло­вами), что позволяет ему чувствовать понимание со стороны слушающего и стимулирует на развитие своей мысли, и т. д. Кроме того, эта техника способ­ствует достижению согласия: точный парафраз вызывает ответную реакцию "да", что создает позитивный эмоциональный настрой общающихся по отно­шению друг к другу, готовность слушать, слышать и признавать точки зрения друг друга даже в ситуации существенных содержательных разногласий по обсуждаемому предмету. Мы видим также, что активное слушание включает в себя техники формулирования и переформулирования.

Я-сообщение

Умение формулировать высказывания в форме так называемых Я-сообщений является важным ресурсом управления отношениями во взаимодействии. Оно представляет собой некатегорическое высказывание, сделанное "от себя" и "о себе" без апелляции к логике, авторитетам, к каким-либо общим принципам и т. п.: "Я думаю...", "Я чувствую...". Казалось бы, элементарная вербальная "тех­ника", но при использовании в общении она наталкивается на психологичес­кие препятствия. Так, первая реакция, которую обычно демонстрирует человек, когда партнер по общению высказывает точку зрения, не совпадающую с точ­кой зрения слушающего, — возражение по содержанию или/или оценка точки зрения говорящего: "По-моему, ты говорищь неверно". Если же точка зрения партнера существенно затрагивает интересы или чувства слушающего, то уси­ливается эмоциональный компонент такой реакции: "Ты говоришь ерунду!". В отличие от таких формулировок, Я-сообщение звучало бы примерно так: "Ког­да ты это говоришь, мне сразу хочется возражать, я даже начинаю сердиться". Разница огромная. В первом случае это высказывание о партнере: он и его мысль подвергаются оценке, а говорящий оказывается закрытым. Это так назы­ваемое "Ты-сообщение". Во втором случае говорящий в Я-сообщении рассказал о себе, никоим образом не оценивая мысль партнера и его самого. Здесь имен­но говорящий оказывается открытым. Я-сообщение — это приглашение к бо­лее открытому общению. Решиться на такую открытость, особенно с подчи­ненным — часто непростая задача для руководителя: это связывается в его со­знании с возможной потерей статуса. Однако использование Я-сообщений ру­ководителем, ведущим совещание, на этапах проблематизации и перевода про­блем в задачи весьма эффективно для передачи инициативы участникам, воз­никновения у них чувства свободы и психологической безопасности, создания атмосферы взаимного уважения и принятия чужих мнений. Оно активизирует участников, повышает открытость общения, что, как мы видели, очень важно для выработки оптимальных решений и принятия участниками ответственнос­ти за них.

Процедуры

Структурирования содержания

В структурировании предмета совещания возникает необходимость как на эта­пе проблематизации (содержательный анализ проблемного поля и выбор при­оритетов), так и на этапе перевода проблем в задачи (анализ вариантов пред­лагаемых решений). Мы обычно предлагаем участникам два варианта таких процедур. Первый — уже упомянутая нами выше процедура модерации. Вто­рой — создание блиц экспертных групп.

Модерация (означающая "усиление") — достаточно хорошо известный способ группового анализа и структурирования предметного содержания. Напомним лишь основные его черты. Сначала тем или иным способом вычленяются эле­менты, описывающие содержание, которое необходимо структурировать: на­пример, участники в ходе обсуждения проблем, стоящих перед организацией, высказывают утверждения, каждое из которых выписывается на карточку. Да­лее эти карточки вперемешку размещаются перед участниками дискуссии. Участники, читая и анализируя утверждения, высказывают суждения о степени близости той или иной пары или группы утверждений. Ведущий группирует карточки согласно мнениям участников, каждый раз добиваясь общего согла­сия на тот или иной вариант группировки. Обсуждаются основания объедине­ния. Таким образом усиливаются те содержательные компоненты проблем, ко­торые послужили критерием их группировки в один класс. Понятно, что при этом ведущему лучше выполнять функцию только процедурного лидера — в таком случае в обсуждении будет актуализировано больше информации, в том числе об интересах и проблемах каждого участника. Давая наименование тому или иному классу, участники фактически формулируют проблемы. Часто в результате возникает нечто вроде тезауруса или карты проблем, поскольку начинают "вырисовываться" содержательные связи между классами. Нередко данная процедура автоматически приводит также к согласию в оценке приори­тетности той или иной проблемы.

В эмоционально-отношенческом плане здесь важными являются следующие моменты: все участники имеют возможность высказываться и формировать проблемное поле, а следовательно, "вбрасывать" в обсуждение свои интересы вполне безопасным способом. Кроме того, классифицируя и переформулируя проблемы, участники вместе создают некий продукт, он является согласован­ным и в нем уже учтены их интересы. А это, в свою очередь, ведет к тому, что отпадает необходимость конфронтировать, отстаивая свою точку зрения, а также к принятию внутренней ответственности за созданный продукт.

Анализ обсуждаемого предмета с помощью экспертных групп, формируемых из участников совещания, также является достаточно распространенным мето­дом. Разойдясь на заранее оговоренное время по экспертным группам, участ­ники затем снова собираются на "пленарную сессию" и представляют резуль­таты своей работы.

Здесь важными моментами являются принцип формирования экспертных групп и формулировка данного им задания (каков должен быть продукт ра­боты групп). Группы могут состоять из людей, чьи взгляды на проблему ока­зались близкими в процессе предварительной дискуссии. Группы могут форми­роваться из специалистов сходного профиля (например, финансисты составят одну группу, специалисты отделов маркетинга и продаж — другую, и т. д.). Продуктом работы групп может быть как собственно формулировка проблемы (или проблем), так и предложения по решению проблемы и пр. — в зависимо­сти от того, на каком этапе работы используется эта процедура, и от конкрет­ного содержательного контекста взаимодействия. Результаты работы групп

Оказываются уже более структурированными и согласованными "блоками" со­держания и именно они теперь являются предметом общего обсуждения. В от­личие от традиционно-бюрократического "подготовьте и доложите вопрос", этот метод дает разностороннее, "стереоскопическое" видение проблемы все­ми "заинтересованными сторонами", созданное ими самими, что повышает ко- оперативность и способствует принятию согласованных решений и ответ­ственности за них всех участников.

Согласие в несогласии

Можно использовать много вариантов этой процедуры, но суть ее заключается в том, что элементы обсуждаемого содержания с помощью ведущего разбива­ются на два "списка": "Мы согласны в том, что... " и "Мы не согласны в том, что...", причем во второй список попадают те элементы, по которым есть хотя бы одно несогласие. Далее основное внимание уделяется второму списку. Пусть, например, участники обсуждают факторы снижения рентабельности. Тогда, обращаясь к фактору, записанному в этот список, ведущий спрашивает: "Все ли согласны с тем, что у нас нет согласия, считать ли это фактором сни­жения рентабельности?". Тем самым он провоцирует новую дискуссию, в ре­зультате которой обсуждаемый элемент остается в этом списке либо перехо­дит в первый. Чаще всего, однако, в процессе дискусии он преобразуется: на­ходится новая формулировка, обсуждаемый фактор "дробится" на несколько или объединяется с другими и пр. Получившиеся в результате новые формули­ровки или даже новые факторы разносятся по спискам "согласия" и "несогла­сия". Финал обсуждения — констатация того, что "мы согласны в том, что..." и "мы согласны в том, что не пришли к согласию по...". Психологически это два согласия. Содержательные же несогласия в результате такой кооперативной работы приобретают уже в иной статус: они оказываются "очищенными" от конфликта интересов, позиций, амбиций и пр., то есть не являются предметом разногласия между участниками, но общей проблемой, общим предметом дея­тельности, поскольку возникают естественные в данной процедуре вопросы: "Что делать с разногласиями?", "Повлияет ли различие в видениях на приня­тие согласованного решения?" и т. д.

Особенно полезна эта процедура в качестве способа выявления оставшихся со­мнений и недовольств участников уже после принятия решения, когда не было возможности достичь по нему полного согласия.

Ритуалы

Ритуалом обычно называют строго фиксированный набор действий, смысл ко­торых лежит не в их "буквальном", материальном результате, а в их влиянии на какие-то иные сферы бытия данной группы людей. Эта связь обычно пони­мается как иррациональная, мистическая. Поэтому ритуалы понятны только

Носителями данной мифологии — представителям данной культуры. Своя культура со своей (необязательно мистической) мифологией может быть не только у племени или нации, но и у корпорации, отдельного подразделения, управленческой команды. Ритуалы сплачивают. Участие в общем ритуале — подтверждение того, что ты один из таких-то и нас можно объединять словом "мы". Любые — особенно иронические, шуточные ритуалы — настраивают на корпоративный и кооперативный лад, сдвигают атмосферу в сторону согласия и уводят в сторону от конфронтации.

Могут использоваться "ненавязчивые" ритуалы, например, традиционная чаш­ка кофе каждому участнику перед совещанием. Ритуалы могут быть и "наро­читыми". Академик Петр Леонидович Капица использовал деревянный моло­ток, "отбивая" им открытие и закрытие своих знаменитых семинаров. Это ста­ло ритуалом: удар молотка имел уже гораздо большее значение, чем просто знак структурирования времени, он уже задавал особую систему отношений участников в процессе обсуждения проблем. Именно эта система отношений и была "семинаром Капицы". Формирование и функционирование ритуалов в организации — признак "командообразования". Поэтому ритуалы обсуждают­ся и опробуются в различных тренингах группового взаимодействия, том чис­ле в тренинге ведения совещаний.

Каждый тренер работает по-своему. У каждого свой набор тематических бло­ков и техник работы с группами. Но если читатель, потратив время на изуче­ние этого текста, сумеет пополнить свой "тренерский саквояж", автор будет считать свою задачу выполненной.

Инструменты развития бизнеса

Как зарабатывать в интернете?

Зарабатывать деньги в интернете может быть очень прибыльным и захватывающим занятием. Интернет предоставляет огромное количество возможностей для преуспевающего бизнеса и заработка денег. Но прежде чем начать зарабатывать в интернете, необходимо …

Корпоративная почта для бизнеса

Когда дело доходит до бизнеса, эффективное общение является ключевым фактором. И хотя существует множество способов общения как внутри компании, так и за ее пределами, корпоративная почта по-прежнему остается важным инструментом …

Как заработать больше 60 тысяч долларов на арбитраже трафика?

Зарабатывать огромные суммы в интернете на работе с трафиком – это не фантастика, а реальная возможность аффилейт маркетинга. Подробный разбор годовых итогов на странице https://trafficcardinal.com/post/godovoj-otchet-2021 подтверждает высокую рентабельность процесса. Однако …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.