СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА БЕСЕДЫ С УВОЛЬНЯЕМЫМ
Две стратегические задачи руководителя:
• Помощь увольняемому.
• Предотвращение возможного негативного влияния состояния и поведения увольняемого сотрудника на психологический климат и работу подразделения.
• Помочь сотруднику снять эмоциональную остроту ситуации.
• Помочь ему увидеть перспективу (или даже наметить конкретные шаги) преодоления ситуации.
В беседе необходимо учитывать следующее:
• Беседа должна вестись не от имени компании, а как личная беседа руководителя и сотрудника.
• Не апеллировать к ситуации "вообще" или проблемам компании ("в стране кризис и все мы в плохом положении" и пр.), а делать акцент на конкретных проблемах — своих и сотрудника.
• Не пытаться переложить ответственность за принятое решение на вышестоящее руководство.
• Как правило, лучше избегать фраз типа: "Я вас понимаю", "Я вам сочувствую". Подобное часто воспринимается как формальность или вызывает внутренний протест ("Легко тебе так говорить, не тебя увольняют!") и нарушает контакт.
• Как правило, руководителю неплохо начать беседу с краткого формулирования собственной проблемы в ситуации разговора ("Для меня сейчас этот разговор тяжел", "Не знаю как начать говорить о твоем увольнении", "Чувствую себя дискомфортно" и пр.).
• Не следует угадывать проблемы, чувства и мысли собеседника, а также сразу предлагать пути решения этих проблем (сразу говорить о пакете помощи от компании увольняемому). Задача руководителя — помочь сотруднику самостоятельно сформулировать свои проблемы в связи с увольнением и словами выразить чувства, которые у него при этом возникают. Это помогает сотруднику снять эмоциональную остроту ситуации, перевести проблемы в рациональный
План и настроиться на самостоятельный поиск решения своих проблем (преодоления ситуации). Другими словами, это помогает человеку взять на себя ответственность за выход из ситуации.
• Далее руководитель может помочь человеку поставить конкретные задачи, решение которых является выходом из ситуации для данного человека — то есть путем решения его проблем. Важно не навязывать своего видения ситуации, не выспрашивать человека ("А что ты собираешься делать?"), а помогать ему высказаться.
• После этого можно обсудить, какие из поставленных задач поможет решить предоставляемый компанией пакет помощи.
Б. М. Мастеров, Н. Ю. Тумашкова