РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖЕРОВ
Где искать резервы повышения производительности труда? Специалисты по управлению выделяют два источника отрицательных воздействий на работу предприятий: 1) недостаточную развитость рыночной инфраструктуры и 2) недостаток управленческой культуры, навыков организации труда, отсутствие опыта коммерческой деятельности в условиях рыночной конкуренции, недостаточную квалификацию менеджеров[2]. Первый источник связан с макроэкономическими условиями, и его в масштабах отдельной компании не изменить; зато работать со вторым — вполне по силам самой организации. Итак, необходимо развитие менеджмента и развитие менеджеров.
Помочь понять, в чем некомпетентен
Директор крупной компьютерной фирмы говорит:
"Наши менеджеры — выпускники престижных вузов: МГУ, МФТИ, МАИ, МВТУ и т. д. Они высококлассные технические специалисты с замечательным интеллектом, прекрасно информированы, много читают. Но это не значит, что они готовы быть менеджерами. Есть разрыв между их знаниями и реальной позицией. К роли менеджера многие из них попросту еще не готовы".
Это мнение подтверждает Гарри Кэмп, генеральный менеджер DHL в СНГ. Он считает, что у нас много менеджеров-"теоретиков", которых в ходе собеседования нелегко отличить от "практиков":
"Человек может выдвинуть блестящую теорию в ответ на какой-то вопрос, проявить все свои знания и эрудицию, которые будут подкреплены его резюме. Но не всегда это говорит о том, что он способен проявить свои знания на практике. Конечно же, потребуется много времени, прежде чем мы научимся отличать людей практики от людей теории"[3].
На первый взгляд, задача развития менеджеров ясна: повышать культуру и навыки управления. Однако не все так просто.
Нередко менеджеры с заметной напряженностью относятся к тому, что:
• они чего-то не знают или не умеют;
• кто-то чему-то их научит;
• в первом им придется признаваться, а во втором участвовать на глазах у своих коллег — членов группы.
Вот как формулирует запрос к обучению менеджеров директор по персоналу компьютерного холдинга:
"Наших менеджеров с самого начала тренинга нужно проблемати - зировать — добиться, чтобы они поняли, чего они не понимают. Ведь их основная проблема в том, что они не видят своей собственной проблемы. Они — классные специалисты, и мышление у них чисто техническое. Они видят техническую задачу и бросаются ее решать. Им легче сделать самим, чем организовать других людей. То есть они не понимают, что находятся в позиции организатора работы. С самого начала тренинга нужно что-то, что помогло бы им понять: у них есть проблема".