Или Как повышать квалификацию?
Менеджер проекта, в недавнем прошлом компьютерный специалист, говорит: "Я с большим трудом успеваю следить за последними изменениями, отстаю от тех, кем руковожу. Мои сотрудники так быстро продвигаются... Мне хочется не потерять квалификацию, но заниматься приходится совсем другими вопросами... "
В приведенном примере ключевое слово — квалификация. О какой квалификации идет речь? В чем состоит рост квалификации руководителя? Этот вопрос задается не из отвлеченного познавательного интереса, он всерьез возникает в корпоративной практике.
Рассмотрим типичную ситуацию: в компании начинается новый проект. Если это разработка нового компьютерного продукта, то кого назначат руководителем? Ответ ясен: компьютерного специалиста, понимающего суть дела, характер разработки. Если это компания, производящая электротехническое оборудование, ответ также ясен: руководить проектом будет компетентный специалист-инженер.
Итак, в приведенных (и в большинстве других аналогичных) случаях руководить будет технический специалист. Однако принятие решений, общение с носителями разнонаправленных интересов, конструктивное разрешение конфликтов, расстановка приоритетов — все эти задачи так далеки от тех, которые он привык решать. Именно здесь происходят самые серьезные сбои.
Залогом успешной работы в современной организации, в том числе успешного восхождения по корпоративным ступеням, является совокупность качеств, которая в последние годы обозначается как "эмоциональный интеллект". Умение общаться, говорить с людьми, понимать их настроение и интересы, мотивировать — все эти качества обладают обманчивой, кажущейся простотой, они не столь очевидны, как конкретные и четко очерченные технические знания и навыки. В последние годы проводились исследования, посвященные сравнению работы успешных и неуспешных руководителей организаций. По данным исследований, проведенных компанией "Хагберг Консалтинг Групп", успешные руководители по сравнению с неуспешными тратят меньше времени на
Контроль исполнения (25% против 53%), больше занимаются развитием команды и согласованностью работы (34% против 18%) и максимум усилий сосредоточивают на формировании стратегии (41% против 29%).
29 |
|||||
18 |
|||||
53 |
|||||
41 |
|||||
34 |
|||||
25 |
|||||
Неуспешные руководители |
Успешные руководители |
0 |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Рис. 2. Сравнение работы успешных и неуспешных руководителей организаций |
| | Стратегия Развитие команды □Контроль исполнения |
□ |
60 % |
Эти данные перекликаются с результатами других опросов. В 1998 г. высшие руководители 150 организаций США назвали следующие области умений, которые они считают необходимым развивать в первую очередь у высшего руководящего состава своих организаций[4].
47% Формирование 40% Лидерство
И развитие команды 44% Стратегическое 34% Способность
Мышление мотивировать
Сотрудников.
0 |
І I Способность мотивировать 1 1 сотрудников 1 1 Лидерство 1 1 Стратегическое мышление | |Формирование команды |
||||
34 |
|||||
4 |
|||||
44 |
|||||
47 |
|||||
0 10 20 30 40 50 % Рис. 3. Области ключевых умений высшего руководства |
Кроме того, ситуация ответственного выбора сама по себе является стрессовой, несет в себе значительные психофизические нагрузки. Требуются дополнительные качества и умения для преодоления стресса: без них происходит "выгорание" менеджера.
Вверх по лестнице, ведущей... вверх!
Представим себе профессионала, который начинал как технический специалист и постепенно продвигался по ступеням менеджерской лестницы. По мере перехода от роли технического специалиста к роли менеджера значение технических навыков снижается. Для успешной работы менеджера наиболее важными становятся выработка и принятие решений, планирование, организация работы, мотивирование сотрудников, контроль за ходом выполнения работ, руководство как отдельными сотрудниками, так и работой команды, навыки общения. Для руководителей высшего звена успех все в большей степени зависит от интуиции, гибкости, оперативности, разносторонности, цельности и других личностных качеств, которые проявляются в реализации и развитии корпоративной политики.
Навыки лидерства и менеджмента различаются условно. Э. Деминг говорил: "Мы управляем процессами и системами, руководим — людьми". Лидерство и управление/контроль и стоящие за ними области умений и навыков представлены на следующей схеме.
Помощь Поддержка Рис. 4. Умения и навыки руководителя в области лидерства и менеджмента |