Инфракрасные системы «смотрящего» типа
ИНФРАКРАСНЫЕ НАГОЛОВНЫЕ И НАШЛЕМНЫЕ СИСТЕМЫ (ОЧКИ НОЧНОГО ВИДЕНИЯ)
Выпускаемые многими фирмами и организациями [12,14] наголовные и нашлемные ИКС (очки ночного видения - ОНВ), как правило, представляют собой системы многоцелевого назначения. Они предназначены для вождения наземного, речного и морского транспорта, пилотирования самолетов, наблюдения за природными объектами, ориентации и навигации на местности, охраны различных объектов и др. Отдельную подгруппу ОНВ составляют очки для пилотов вертолетов в виде нашлемной или наголов - ной конструкции, позволяющей в ночных условиях вести полеты, взлеты и посадки на малых высотах, обнаруживать препятствия на трассе полета, совершать другие операции, например наблюдать за подстилающей поверхностью и обнаруживать различные объекты (линии электропередачи, транспортные средства, строения, людей и т. п.). При использовании средств подсветки (ИК-прожекторов) их дальность действия может возрастать в несколько раз. Очки выполняются как в монокулярном, так и бинокулярном исполнении.
Такие ИКС состоят из приемной оптики, элемента, формирующего видимое изображение (ЭОП, ЖКД, и др.), оптической системы, передающей полученное изображение в глаз наблюдателя, собственно шлема или другой наголовной конструкции. В отдельных случаях в них включают системы слежения за поворотом головы наблюдателя. Формирователь (преобразователь) изображения и передающая оптическая система крепятся на шлеме. Система слежения наблюдает за положением линии визирования и формирует сигнал об отклонении этой линии от направления на цель, поступающий в систему управления транспортным средством, обычно вертолета или самолета.
При разработке ИКС для вождения транспортных средств, включая пилотирование вертолетов и самолетов, отдельной проблемой стоит совмещение этих систем с источниками освещения и подсветки, расположенными в кабинах, на борту или на корпусе (например, подсветка шкал и панелей), на трассе наблюдения или вождения и т. д. Впервые с этой проблемой столкнулись разработчики ИКС на базе ЭОП, работающих в ближнем ИК-диапазоне, поскольку в том же спектральном диапазоне излучают обычные лампы накаливания, многие электролюминесцентные источники, светодиоды. Излучения, отраженные от стеклянных поверхностей, в кабине создают тени и ореолы в изображении, наблюдаемом с помощью ЭОП, а кроме того, приводят в действие системы автоматической регулировки яркости в приборах с ЭОП, снижая чувствительность и разрешение и тем самым уменьшая дальность действия приборов.
Для борьбы с указанными явлениями для подсветки внутрикабинных приборов используют преимущественно коротковолновую часть видимого диапазона спектра (0,4...0,61 мкм) с помощью специальных светофильтров, а в оптическую систему приборов с ЭОП вводят отсекающие фильтры с коротковолновой границей пропускания 0,625...0,665 мкм (фильтры minus-blue). За рубежом разработаны специальные стандарты на внутрикабинное освещение вертолетов (MIL-L-85762) и самолетов (MIL-L - 85762А). Если на первых стадиях развития в нашлемных системах использовали катодно-лучевые трубки (KJ1T), то сегодня все чаще применяют плоские электролюминесцентные панели, жидкокристаллические дисплеи.
Для пилотов самолетов и вертолетов важна возможность одновременно наблюдать внешнюю обстановку (через ОНВ) и приборную панель (невооруженным глазом). Для этого в современных авиационных системах применяются светоделительные, дихроич - ные и голографические комбайнеры. Иногда для создания изображений приборными панелями используется лишь часть видимого диапазона оптического спектра, тогда в оставшейся части этого диапазона пилот может наблюдать внешнюю обстановку.
В ряде систем голографические комбайнеры наносятся на внутреннюю сторону козырька защитного шлема пилота. При дневной освещенности ЭОП очков отключается. Во избежание разбаланса конструкции шлема пилота с ОНВ отдельные каналы ОНВ размещаются по сторонам шлема - слева и справа.
В литературе [12, 14, 56, 116, 138, 201 и др.] описано большое число нашлемных и наголовных ИКС. Многие из них обеспечивают круглосуточную работу и поэтому иногда называются приборами «день-ночь». В дополнение к §11.4 приведем краткие сведения лишь о некоторых конструкциях ОНВ.
Обычно используемые в современных ОНВ ЭОП Г второго и третьего поколений с волоконно-оптической пластиной на выходе имеют микроканальные усилители, встроенные источники питания, автоматическую регулировку яркости и защиту от мощных источников засветки. Очки крепятся на наголовной маске, которая подходит для человека с любой формой головы и фиксируется с помощью специальных ремней, а также
на шлеме пилота или водителя. Конструкция позволяет изменять межзрачковое расстояние, диоптрийную наводку и фокусировку объектива в широких диапазонах. В отечественных ОНВ, выпускаемых ОАО «Загорский оптико-механический завод», ОАО «Лыткаринский завод оптического стекла» и другими предприятиями, угловое поле составляет 36...40°, пределы регулировки окуляров от -3 до +5 дптр, база глаз -
55.. .76 мм. Их масса не превышает 1 кг.
Технические данные очков ночного видения «Альфа-1032» |
Прибор «Альфа-1032», выпускаемый государственным унитарным предприятием (ГУП) «Альфа» (табл. 14.8), может комплектоваться афокальной насадкой с увеличением 2,5 крат и ИК-прожектором «Альфа-8011», позволяющим значительно увеличить дальность видимости.
Увеличение, крат |
1 (с насадкой 2,5) |
Угловое поле, град |
40 (с насадкой 10) |
Разрешение (на оси), мрад |
1,07 |
Фокусное расстояние объектива, мм |
26 |
Диафрагменное число объектива |
1,3 |
Диапазон фокусировки, см |
25. ...оо |
Диоптрийная наводка, дптр |
±4 |
Диапазон рабочих температур, °С |
±50 |
Непрерывное время работы при 20 °С, ч |
24 |
Напряжение питания (2 элемента АЗ 16), В |
2,5 |
Масса в снаряженном состоянии, кг |
0,82 (с насадкой 1,0) |
Дальность видения человека при свете звезд, м |
200...250 |
Таблица 14.8 |
К недостаткам бинокулярных очков относятся сравнительно большая масса и достаточно высокая стоимость ЭОП. Поэтому на практике большое распространение получили псевдобинокулярные ОНВ с одним объективом и одним ЭОП, изображение с экрана ЭОП с помощью окулярной системы разводится на два глаза (см. § 6.6). Такие ОНВ выпускают отечественные предприятия: ОАО «Загорский оптико-механический завод», ОАО «Казанский оптико-механический завод», ОАО «Катод», ОАО «Ростовский оптико-механический завод», ОАО «Ленинградское оптико-механическое объединение» и др.
Псевдобинокулярные очки ночного видения «Сова-Б» Новосибирского приборостроительного завода (НПЗ) построены на базе ЭОП П+. Они имеют угловое поле 37°, напряжение питания 3 В, габариты 150x152x73 мм и массу 0,7 кг.
Наголовные псевдобинокулярные ОНВ «Байгыш 27» Казанского оптикомеханического завода с увеличением Iх построены на базе ЭОП П+. Их угловое поле составляет 40°, пределы диоптрийной установки - ±4 дптр. Диаметр выходных зрач
ков равен 5 мм, а удаление глаза наблюдателя от окуляра - 20 мм. Габариты ОНВ 166х 160x65 мм, масса — 0,45 кг. Идентификация человека с помощью этих очков в ночных условиях при 'Л-фазе Луны возможна на расстоянии до 120...160 м. Прибор работает в диапазоне окружающих температур от -40 до +50°С, питание от двух элементов типа А А.
Прибор ГЕО-ОНВ4, выпускаемый научно-производственным объединением «Гео - физика-НВ», построенный на базе ЭОП ПГ, имеет угловое поле 40°, питания напряжение 3 В; габариты 180x165 х 120 мм; масса (вместе с маской) 0,87 кг.
Основные технические характеристики вертолетных очков ночного видения «Альфа-2031» |
ГУП «Альфа» выпускает вертолетные бинокулярные очки ночного видения «Альфа - 2031» (табл. 14.9), закрепляемые на шлеме и имеющие быстросъемный противовес, размещаемый сзади шлема для улучшения балансировки. Прикрепленные к шлему очки быстро откидываются наверх, одновременно отключая источник питания, которое может быть автономным (от двух встроенных батарей типа АА или аналогичных аккумуляторов) или от бортовой сети вертолета. В очках используется ЭОП III.
Спектральный диапазон, мкм |
0,6...0,9 |
Угловое поле, град |
38 |
Увеличение, крат |
1 |
Максимальная разрешающая способность, лин/мм |
30 |
Коэффициент усиления яркости |
20 000 |
Диапазон регулируемого межцентрового расстояния, мм |
5 6,0... 72,2 |
Диоптрийная наводка, дптр |
±4 |
Удаление окуляра от глаза оператора, мм |
15...20 |
Габаритные размеры очков в рабочем положении, мм |
100x135x185 |
Масса очков, кг |
0,45 |
Масса противовеса, кг |
0,57 |
Масса преобразователя напряжения с кабелем (устанавливаются на борту), кг |
0,35 |
Диапазон рабочих температур, °С |
±40 |
Дальность обнаружения, м, при естественной ночной освещенности 510”3лк: грузового автомобиля мачт линий электропередач |
500.. .800 600.. . 700 |
Таблица 14.9 |
В табл. 14.3 приведены параметры и характеристики ряда ОНВ, стоящих на вооружении армий США и НАТО и использующих ЭОП разных поколений, т. е. работающих в ближнем ИК-диапазоне оптического спектра.
В бинокулярной системе HIDSS (табл.14.10) [138] для шлема пилота вертолета РАН-66 Comanche используются две миниатюрные KJ1T (1" ), позволяющие просматривать поле 30*52° с областью перекрытия в 17°. Планируется замена KJIT плоскими панелями на основе ЖК и электролюминесцентными панелями. В новых системах будут обеспечиваться угловые поля в 40° у монокуляров и 30 х 50° у бинокуляров с перекрытием 30°.
Тип системы |
HIDSS |
AVS/CONDOR |
AIHS-H/AIHS-K (для RAH-66 Comanche) |
Масса, кг |
1,8 |
1,8 |
- |
Размер КЛТ (по длине/по вертикали) |
20/27 |
14/27 |
_ |
Тип ЭОП |
I |
II |
II/- |
Число окулярных каналов |
1 |
2 |
2 |
Угловое поле, град |
40*30 |
52*30 |
(60... 100)*50/52*30 |
Удаление выходного зрачка, мм |
10 |
>15 |
>15/>15 |
Электронный тракт |
Аналоговый |
Цифровой |
Цифровой/цифровой |
Время готовности к работе, мс |
17 |
34 |
-/42 |
Таблица 14.10 |
Технические характеристики существующих и перспективных нашлемных систем для пилотирования вертолетов |
Сегодня разработано большое число нашлемных (наголовных) ИКС, работающих в длинноволновом спектральном ИК-диапазоне. Так, фирмой «FLIR Systems Inc.» (США) создана ИКС с минимальной обнаруживаемой разностью температур менее 0,05 К при температуре фона 300 К [203]. Потребляемая мощность составляет менее 10 Вт, а общая масса - менее 3 кг при массе закрепляемого на голове оператора модуля менее 0,5 кг. В системе, работающей в диапазоне 7... 14 мкм, используется микробо - лометрическая матрица формата 320*240 с мгновенным угловым полем (угловым разрешением) 5,5 угл. мин. Угловое поле оптической системы равно 30° по горизонтали и 22,5° по вертикали. Температура ФПУ стабилизируется миниатюрным термоэлектрическим холодильником. Вся система может работать при окружающей температуре от-49 до +80°С.
Из условий рационального размещения ИКС на голове оператора, требований к ограничению габаритов системы и ее балансировке, а также к глубине резкости изображения наблюдаемого пространства в этой системе выбран объектив с небольшим диа - фрагменным числом и автоматической фокусировкой. Такая система корректирует из
менения фокусного расстояния объектива из-за температурных воздействий, а главное - обеспечивает наилучшую фокусировку при изменении расстояний до наблюдаемых или обнаруживаемых объектов, происходящих, например, при наклоне головы оператором (углы наклона могут доходить до 50...60°). После однократной калибровки для конкретного оператора система фокусировки работает автоматически. В системе используется монокуляр, с помощью которого оператор наблюдает одним глазом плоский электролюминесцентный экран (панель) с яркостью свечения порядка 685 кд-м“2. Конструкция скомпонована так, чтобы опрокидывающий момент, возникающий при наклоне головы оператора с закрепленной на ней ИКС, не превышал 90 Нем. Система выдерживает ударные перегрузки до 40g и вибрационные до 2g.
В некоторых конструкциях ОНВ расстояние от последней поверхности оправы окуляра до выходного зрачка («вынос выходного зрачка») делается достаточно большим, например 25 мм в ОНВ М927/929 и AN/AVS-6 ANVIS, что позволяет пилоту наблюдать приборную панель боковым и «нижним» зрением, а также использовать обычные очки.
Для увеличения углового поля ОНВ фирма «Night Vision Corp.» (США) предложила использовать четырехканальную панорамную систему, в которой окуляры отдельных каналов создают наложенные друг на друга изображения. В центральную зону размером 40x35° для каждого глаза может выводиться пилотажная информация.
Фирма «ПТ» (США) проводила эксперименты по встраиванию в ОНВ миниатюрной телевизионной камеры, на которую с помощью устанавливаемого на выходе одного из окуляров светоделителя ответвляется -10% излучения. Таким образом можно передавать наблюдаемое летчиком ОНВ-изображение другим членам экипажа, а также наземным службам.
Технические характеристики некоторых зарубежных ОНВ, рекламируемых на мировом рынке авиационного оборудования и не вошедших в табл. 14.3 и 14.9, приводятся в табл. 14.11.