ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Внутримашинное информационное обеспечение
ВАРИАНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРИМАШИННОГО
ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Внутримашинное информационное обеспечение включает макеты (экранные формы) для ввода первичных данных в ЭВМ или вывода результатной информации и структуры информационной базы (входные, выходные файлы, базы данных).
Электронный документ (ЭД) — это страница с пустыми полями, оставленными для заполнения пользователем. Формы могут допускать различный тип входной информации и содержать командные кнопки, переключатели, выпадающие меню или списки для выбора.
Создание форм электронных документов требует использования специального программного обеспечения.
К недостаткам электронных документов можно отнести неполную юридическую проработку процесса их утверждения или подписания.
Технология обработки электронных документов требует использования специализированного программного обеспечения — программ управления документооборотом, которые зачастую встраиваются в ИС.
Проектирование форм электронных документов, т.е. создание шаблона формы с помощью программного обеспечения проектирования форм, обычно включает в себя выполнение следующих шагов:
- создание структуры ЭД — подготовка внешнего вида с помощью графических средств проектирования;
- определение содержания формы ЭД, т. е. выбор способов, которыми будут заполняться поля — вручную или посредством выбора значений из какого- либо списка, меню, базы данных;
- определение перечня макетов экранных форм — по каждой задаче проектировщик анализирует «постановку» задачи, в которой приводятся перечни используемых входных документов с оперативной и постоянной информацией и документов с результатной информацией;
- определение содержания макетов — выполняется на основе анализа состава реквизитов первичных документов с постоянной и оперативной информацией и результатных документов.
Работа заканчивается программированием разработанных макетов экранных форм и их апробацией.
- ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА И СПОСОБЫ ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Основной частью внутримашинного информационного обеспечения является информационная база. Информационная база (ИБ) — это совокупность данных, организованная определенным способом и хранимая в памяти вычислительной системы в виде файлов, с помощью которых удовлетворяются информационные потребности управленческих процессов и решаемых задач.
Файл представляет собой совокупность однородной жестко организованной и поименованной информации, расположенной на машинном носителе. Это могут быть файлы данных и программные файлы, постоянные и текущие (переменные) файлы, промежуточные и выходные файлы.
Все файлы ИБ можно классифицировать по следующим признакам:
- по этапам обработки (входные, базовые, результатные);
- по типу носителя (напромежуточных носителях — гибких магнитныхдис- ках и магнитных лентах и на основных носителях — жестких магнитных дисках, магнитооптических дисках и др.);
- по составу информации (файлы с оперативной информацией и файлы с постоянной информацией);
- по назначению (по типу функциональных подсистем);
- по типу логической организации (файлы с линейной и иерархической структурой записи, реляционные, табличные);
- по способу физической организации (файлы с последовательным, индексным и прямым способом доступа).
Файл представляет собой совокупность однородной жестко организованной и поименованной информации, расположенной на машинном носителе. Это могут быть файлы данных и программные файлы, постоянные и текущие (переменные) файлы, промежуточные и выходные файлы.
Входные файлы создаются с первичных документов для ввода данных или обновления базовых файлов.
Файлы с результатной информацией предназначаются для вывода ее на печать или передачи по каналам связи и не подлежат долговременному хранению.
К числу базовых файлов, хранящихся в информационной базе, относят основные, рабочие, промежуточные, служебные и архивные файлы.
Основные файлы должны иметь однородную структуру записей и могут содержать записи с оперативной и условно-постоянной информацией. Оперативные файлы могут создаваться на базе одного или нескольких входных файлов и отражать информацию одного или нескольких первичных документов. Файлы с условно-постоянной информацией могут содержать справочную, расценочную, табличную и другие виды информации, изменяющейся в течение года не более чем на 40 %, а следовательно, имеющей коэффициент стабильности не менее 0,6.
Файлы со справочной информацией должны отражать все характеристики элементов материального производства (материалы, сырье, основные фонды, трудовые ресурсы и т.п.). Нормативно-расценочные файлы должны содержать данные о нормах расхода и расценках на выполнение операций и услуг. Табличные файлы содержат сведения об экономических показателях, считающихся постоянными в течение длительного времени (например процент удержания, отчисления и пр.). Плановые файлы содержат плановые показатели, хранящиеся весь плановый период.
Рабочие файлы создаются для решения конкретных задач на базе основных файлов путем выборки части информации из нескольких основных файлов с целью сокращения времени обработки данных.
Промежуточные файлы отличаются от рабочих файлов тем, что они образуются в результате решения экономических задач и хранятся с целью дальнейшего использования для решения других задач. Эти файлы, так же как и рабочие файлы, при высокой частоте обращений могут быть также переведены в категорию основных файлов.
Служебные файльї предназначаются для ускорения поиска информации в основных файлах и включают в себя справочники, индексные файлы и каталоги.
Архивные файлы содержат ретроспективные данные из основных файлов, которые используются для решения аналитических, например прогнозных, задач. Архивные данные могут также использоваться для восстановления информационной базы при разрушениях.
Организация хранения файлов в информационной базе должна отвечать следующим требованиям:
- полнота хранимой информации для выполнения всех функций управления и решения экономических задач;
- целостность хранимой информации, т.е. обеспечение непротиворечивости данных при вводе информации в ИБ;
- своевременность и одновременность обновления данных во всех копиях данных;
- гибкость системы, т.е. адаптируемость ИБ к изменяющимся информационным потребностям;
- реализуемость системы, обеспечивающая требуемую степень сложности структуры ИБ;
- релевантность ИБ, под которой подразумевается способность системы осуществлять поиск и выдавать информацию, точно соответствующую запросам пользователей;
- удобство языкового интерфейса, позволяющее быстро формулировать запрос к ИБ;
- разграничение прав доступа, т.е. определение для каждого пользователя доступных типов записей, полей, файлов и видов операций над ними.
Существуют следующие направления создания ИБ:
- использование совокупности локальных файлов, поддерживаемых функциональными пакетами прикладных программ;
- интегрированная база данных, основывающаяся на использовании универсальных программных средств загрузки, хранения, поиска и ведения данных, т.е. системы управления базами данных (СУБД).
Локальные файлы вследствие специализации структуры данных под задачи обеспечивают, как правило, более быстрое время обработки данных. Однако недостатки организации локальных файлов, связанные с большим дублированием данных в информационной системе и, как следствие, с несогласованностью данных в разных приложениях, а также негибкостью доступа к информации , перекрывают указанные преимущества. Поэтому организация локальных файлов может применяться только в специализированных приложениях, требующих очень высокой скорости реакции при импорте необходимых данных.
Интегрированная ИБ, т.е. база данных (БД) — это совокупность взаимосвязанных, хранящихся вместе данных при такой минимальной избыточности, которая допускает их использование оптимальным образом для множества приложений.
Централизация управления данными с помощью СУБД обеспечивает совместимость этих данных, уменьшение синтаксической и семантической избыточности, соответствие данных реальному состоянию объекта, разделение хранения данных между пользователями и возможность подключения новых пользователей. Но централизация управления и интеграция данных приводят к проблемам другого характера: необходимости усиления контроля вводимых данных, а также обеспечения соглашения между пользователями по поводу состава и структуры данных, разграничения доступа и секретности данных.
Основными способами организации БД является создание централизованных и распределенных БД.
Централизованная БД хранится в памяти одной вычислительной системы (применяется в локальных сетях ПК).
Распределенная база данных состоит из нескольких возможно пересекающихся или даже дублирующих друг друга частей, хранимых в различных ЭВМ вычислительной сети. Работа с такой базой осуществляется с помощью системы управления распределенной базой данных (СУРБД).
Основным критерием выбора способа организации ИБ является достижение минимальных трудовых и стоимостных затрат на проектирование структуры ИБ, программного обеспечения системы ведения файлов, а также на перепроектирование ИБ при возникновении новых задач.
Автоматизированный банк данных (АБД) — это система специальным образом организованных данных, а также технических, программных, языковых и организационно-методических средств, предназначенных для коллективного использования пользователями при решении разных экономических задач.
Недостатки традиционного подхода организации массивов информации в памяти ЭВМ, при котором разработка информационной базы ориентировалась на конкретные функциональные задачи, привели к необходимости ориентации собственно на информацию, на данные, что обусловило переход от проблемно- ориентированной базы данных к информационно-ориентированной.
Все это обусловило новую организацию данных в ЭВМ, что нашло свое отражение в разработке банков данных, представляющих собой совокупность баз данных пользователей, технических и программных средств формирования и ведения этих баз.
Банк данных строится из баз данных, каждая из которых представляет собой совокупность данных, организованных по определенным правилам, предусматривающим общие принципы описания, хранения и манипулирования данными. В базе данных накапливается и постоянно обновляется информация в виде небольшого числа наборов данных, хранящихся в таблицах или нескольких файлах, каждый из которых ориентирован на использование при решении многих задач управления. При этом основное внимание уделяется непрерывному поддержанию в системе точной динамической информационной модели объекта управления.
Назначение таких наборов данных зависит от задач, стоящих перед информационными технологиями, и отражает их специфику. По роли в машинной обработке и технологии использования наборы данных могут подразделяться на следующие:
- Постоянные. Относятся к категории нормативно-справочных, составляют информационный базис ИТ и содержат сравнительно редко меняющиеся сведения. В их состав включаются классификаторы, справочники, каталоги и прочая условно-постоянная информация. В наборах классификаторов хранятся коды и тексты показателей хозяйствующего субъекта. Формируются они до начала эксплуатации системы. В процессе работы они обновляются и изменяются по мере надобности.
- Текущие (переменные). Включают переменную информацию, поступающую в систему от управляемого объекта и характеризующую состояние внешней среды, а также сам процесс управления объектом.
- Промежуточные. Возникают на этапах решения задач и выполняют роль механизма, передающего информацию от задачи к задаче или внутри задач.
Формирование этих наборов связано с потребностью в промежуточной информации, не имеющей самостоятельного значения для целей управления.
- Выходные. Хранят информацию, полученную в результате обработки исходной информации. Содержат совокупность показателей, необходимых для анализа и принятия управленческих решений на уровне руководителей подразделений (данные по лицевым счетам, численности работающих, фонду заработной платы и т.д.).
- Хранимые. Формируются на основе выходных и содержат информацию, необходимую для обработки в будущих отчетных периодах, для сравнения, сопоставления данных за разные отчетные периоды, для расчетов нарастающим итогом.
- Поисковые (информационные). Представляют собой совокупность показателей, записей, ключей поиска, характеризующих либо содержание определенных документов, либо конкретный объект, систему, организацию и т.д.
- Служебные. Содержат вспомогательную информацию, необходимую для обработки всех остальных видов массивов.
Основные требования, предъявляемые к автоматизированным банкам данных, следующие:
- сведение к минимуму дублирования в хранении данных;
- прямой и коллективный доступ к данным;
- защита данных от несанкционированного доступа;
- адаптация данных к развитию информационного обеспечения;
- обеспечение регламентированных и нерегламентированных запросов;
- минимизация затрат на создание и хранение данных, на поддержание их в актуальном состоянии.
Базы данных могут организовываться на разных по мощности ЭВМ: от суперЭВМ до микро-ЭВМ, но принципы организации АБД одинаковы.
Различают следующие типы банков данных:
- централизованные, создаваемые обычно в вычислительных центрах, на ЭВМ с присоединенными к ним терминалами;
- распределенные в различных узлах локальных сетей ЭВМ;
- локальные, расположенные на одном компьютере.
В состав АБД входят:
- База данных (БД) — специальным образом организованное хранилище данных в виде интегрированной совокупности взаимосвязанных файлов для быстрого доступа к ним.
- ЭВМ.
- Система управления базой данных (СУБД) — это программный продукт, обеспечивающий поддержку БД, т.е. объявление (иными словами, сохранение) структуры БД, ввод, поиск, корректировку, удаление данных, вывод по запросу. Наибольшее распространение получили следующие СУБД: корпоративные для крупных предприятий (Oracle, Informix, SQL-Server и другие); функциональные для комплексов задач в больших АИС: Access, dBase, Paradox, Fox PRO, Clipper и другие; локальные для отдельных задач АИС.
- Языковые средства, в том числе языки программирования, языки запросов и ответов, языки описания данных.
- Методические средства — это инструкции и рекомендации по созданию и функционированию БД.
- Персонал, использующий АБД.
При централизованном АБД обслуживание ведет администратор БД, в обязанности которого входят защита и сохранность данных, удовлетворение информационных потребностей пользователей, внесение изменений в БД в соответствии с применяющейся предметной областью. Если БД распределенная или локальная, то сами экономисты — конечные пользователи поддерживают базу данных в актуальном состоянии.
Базы знаний (БЗ) или экспертные системы — это специальные компьютерные системы, основанные на обобщении, анализе и оценке знаний высококвалифицированных специалистов-экспертов. Базы знаний отражают конкретные предметные области.
Основными элементами информационной технологии, используемой в БЗ, являются: интерфейс пользователя, база знаний, интерпретатор, модуль создания системы, ЭВМ.
Пользователь использует интерфейс для ввода запросов и команд в экспертную систему и получает выходную информацию из нее. Выходная информация включает не только само решение, но и необходимые объяснения.
Объяснения могут быть двух видов:
- объяснение, выдаваемое по запросам, т.е. то объяснение, которое может получить пользователь в любой момент;
- объяснение, которое пользователь получает уже при выдаче решения.
К базе знаний относятся факты, характеризующие проблемную область, а также их логическая взаимосвязь. Центральным звеном здесь являются правила, которых даже в простейшей задаче экспертных систем может насчитываться тысячи. Правила определяют порядок действий в конкретной ситуации при выполнении того или другого условия.
Интерпретатор в определенном порядке производит обработку знаний, находящихся в базе. Используются также и дополнительные блоки: база данных, блок расчета, блок ввода, корректировки данных. Модуль создания системы служит для создания набора правил, внесения в них изменений. Здесь могут использоваться как специальные алгоритмические языки, так и оболочки экспертных систем. Более совершенным считается использование оболочек экспертных систем, т.е. программных средств, ориентированных на решение определенной проблемы путем создания соответствующей базы знаний. Этот путь является, как правило, более быстрым и менее трудоемким.
Факторами, которые влияют на качество БЗ, являются:
- обучение и тренировка;
- сами знания специалистов;
- свод обновляющихся методов решений.