ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Стадии, методы проектирования и создания информационных систем и технологий
Под технологией проектирования информационных систем (ИС) понимают упорядоченный в логической последовательности набор методов, методических приемов и технических средств, нацеленных на реализацию общей концепции создания или доработки проекта системы и ее компонентов.
Основными документами, регламентирующими процесс создания любого проекта ИС и ИТ, являются ГОСТы и их комплексы на создание и документальное оформление информационной технологии, автоматизированных систем, программных средств, организации и обработки данных, а также руководящие документы Гостехкомиссии России по разработке, изготовлению и эксплуатации программных и технических средств защиты информации от несанкционированного доступа в информационные системы и средства вычислительной техники.
Как и любые автоматизированные технологии, ИТ и ИС управления строительными организациями в процессе разработки и функционирования проходят четыре стадии жизненного цикла: предпроектную, проектирования, внедрения и эксплуатацию. Конечной целью проектирования являются создание проекта ИТ и ИС управления строительной организацией, внедрение проекта в эксплуатацию и последующее функционирование системы.
Предпроектное обследование предметной области предусматривает выявление всех характеристик объекта и управленческой деятельности в нем, потоков внутренних и внешних информационных связей, состава задач и специалистов, которые будут работать в новых условиях, уровень их компьютерной и профессиональной подготовки как будущих пользователей системы.
Для успешной автоматизации управленческих работ всесторонне изучаются пути прохождения информационных потоков как внутри предприятия, так и во внешней среде. Анализируется, классифицируется и группируется внутренняя и внешняя информация по источникам возникновения, экономическим характеристикам, объему и назначению, разрабатываются схемы функционирования информационных циклов и моделируются взаимосвязи элементов реальной управленческой деятельности внутри объекта и его поведение с предприятиями и организациями-смежниками.
Результаты предпроекного обследования сводятся в документы: техническое задание на проектирование (ТЗ) и технико-экономическое обоснование (ТЭО).
На стадии технического и рабочего проектирования формируются проектные решения по функциональной и обеспечивающей частям ИС, включая ИТ, ИСФЗ и СППР, моделирование производственных, хозяйственных, финансовых ситуаций, осуществляется постановка задачи и разрабатываются блок- схемы программ и их решение. Большое внимание уделяется проектированию информационного обеспечения. Подготавливаются классификаторы и носители данных, моделируется размещение информации в базе данных, включая элементы входных, промежуточных и выходных информационных составляющих, разрабатываются методы контроля и защиты данных.
Ответственной работой на стад ии проектирования является формирование заданий на программирование комплексов задач системы. На их основе разрабатываются программные пакеты, осуществляется привязка программного обеспечения к комплексу технических средств, а также рассчитываются показатели предварительной оценки экономической эффективности ИС и ИТ. Завершается стадия документальным оформлением технорабочего проекта, написанием инструкций по эксплуатации системы. Затем готовый технорабочий проект после его одобрения заказчиком сдается в опытную эксплуатацию.
Стадия внедрения ИС предполагает: апробацию предложенных проектных решений в течение определенного периода, достаточного для освоения пользователями методики работы в новой технологической среде, всестороннюю проверку в условиях, максимально приближенным к реальным, всех ветвей программ, входящих в комплекс, а также, в случае необходимости, — окончательную корректировку составляющих элементов ИС и ИТ.
Апробация обеспечивающих и функциональных подсистем ИС производится в режиме реального времени и в условиях, близких к действительным производственным, хозяйственным и финансовым ситуациям.
Стадия внедрения завершается сдачей результатов проектирования комиссии с оформлением акта об окончании работ.
Поскольку ИС и ИТ носят адаптивный характер, то для достижения приемлемого уровня адекватности моделей требуется некоторое время, в течение которого система будет проходить период «самообучения». Поэтому длительность этапа опытного внедрения ИС в управленческую деятельность должна быть достаточной для завершения данного процесса и окончательной отладки ИТ и ИС в целом.
После завершения этапа внедрения начинается работа системы в эксплуатационном режиме, который, однако, не исключает корректировки целевых функций и управляющих параметров включенных в нее задач. Возможность такого уточнения должна быть предусмотрена на этапе проектирования, являясь неотъемлемым свойством самой постановки управленческих задач. В качестве дополнительной гарантии фирма-разработчик обычно предлагает заказчику сервисную услугу — сопровождение своего программного обеспечения в процессе функционирования, причем, новые более прогрессивные версии системы предоставляются, как правило, по льготным расценкам.
В современных условиях существует несколько подходов к проектированию
ис.
Локальный метод проектирования ИС и ИТ характеризуется минимальным объемом проектных работ и в большинстве случаев подразделяется на два основных направления.
Одно направление предполагает максимальную ориентацию проектных работ на уже имеющиеся разработки, которые априорно могут быть использованы в системе с учетом незначительных переделок при их привязке.
Другое направление ориентирует разработчиков на выбор одной или двух задач, имеющих наибольшее значение в системе управления и постепенное их наращивание.
Последовательное наращивание состава решаемых задач или поэтапная привязка проектных материалов к условиям организации практически не в состоянии обеспечить высокую степень системности разработки.
К достоинствам данного метода можно отнести сравнительно небольшие затраты времени и средств, малое количество высококвалифицированных спе- циалистов-разработчиков, быстрое внедрение.
Но имеется и ряд существенных недостатков:
- во-первых, последующие этапы внедрения ИС требуют значительных переделок в решении и эксплуатации предыдущих комплексов задач. По мере расширения автоматизированной части системы объем и сложность вводимых изменений возрастают непомерно, что очень часто приводит к невозможности одновременной эксплуатации всех имеющихся программных блоков. Это создает путаницу и неразбериху в проектировании системы и чрезвычайно затрудняет ее внедрение;
- во-вторых, при таком методе невозможно соблюсти все требования и принципы разработки ИС, происходит дублирование значительной части информации, нерациональная загрузка ЭВМ, невозможна разработка системного программного обеспечения, очень часто нерациональным оказывается первоначальный выбор технических средств и др.
Поэтому локальный метод, доступный в большинстве случаев средним по величине организациям, в настоящее время в чистом виде (так, как он описан выше) применяется очень редко, а если используется, то в значительно модернизированном виде.
Прямо противоположен ему комплексный метод. Этот метод ориентирует разработчиков на решение задач управления, отражающих все сферы деятельности организации. Основой реализации такого метода служит детальный ана-
лиз существующей системы управления. В связи с этим создание системы осуществляется в пять этапов: комплексное обследование системы, разработка технического задания на проектирование АСУ, технический проект, рабочий проект и внедрение. Причем развернутое проектирование всей системы производится вплоть до технического проекта включительно. Далее возможна последовательная разработка частей рабочего проекта при обязательном поэтапном внедрении их в производство. Такая последовательность и порядок проектирования системы объясняются желанием разработчиков ИС наилучшим образом обеспечить взаимодействие элементов системы в процессе функционирования и направленность всей разработки на полноту охвата задач управления.
К достоинствам данного метода следует отнести достаточно высокую надежность, стабильность и эффективность работы системы; к недостаткам — большие единовременные затраты времени, средств и труда проектировщиков и как следствие этого — значительные сроки внедрения. Большинство организаций, выбравших описанный порядок проектирования, по названным причинам осуществить его полностью не смогли. Поэтому на практике, как правило, используется промежуточный метод, сочетающий достоинства разобранных выше методов. Такой метод получил название комбинированного. Суть его заключается в том, что разработка ИС концентрируется не на одной или двух задачах системы управления и, конечно, не на всем комплексе задач, а только на той его части, которая при минимуме объема работ обеспечит достаточно оптимальное функционирование системы. Другами словами, ядром разработки является комплекс первоочередных задач, входящих в основные функциональные подсистемы ИС. Наиболее часто, в зависимости от конкретных условий, в состав этого комплекса в строительных организациях входят задачи следующих подсистем: технико-экономического планирования, оперативного управления, управления материально-техническим снабжением, управления подготовкой производства. Проектированию АИС предшествует тщательная проработка всех системных вопросов, связанных с проектированием системы управления: это определение основных требований и ограничений по каждой задаче и подсистеме, проблемная ориентация проектирования системы, выработка взаимосвязанной системы моделей и т.д. Анализ и подробное рассмотрение совокупности этих вопросов дают возможность обеспечить последующее наращивание системы и сборку комплексов задач без существенной переделки проекта системы.
Проектирование, как и в комплексном методе, осуществляется в пять этапов. Достоинства данного метода очевидны: этапность разработки, сокращение сроков внедрения, высокая степень системности в проектировании и, как следствие этого, — оптимальность и эффективность работы системы.
Но и данный метод не свободен от недостатков. К ним можно отнести потерю некоторых связей в работе системы. Все эти недостатки объясняются отсутствием комплексной модели системы и невозможностью детальной увязки
всех комплексов задач. Тем не менее, в настоящее время это наиболее распространенный метод, принятый большинством разработчиков ИС.
Различным организациям, для которых разрабатывается ИС (строительномонтажные тресты, ДСК, объединения), присущи специфические особенности функционирования, отражающие различия в условиях работы, объемах работ, структуре и специализации. Поэтому анализ существующей системы управления в подавляющем большинстве случаев является обязательным и очень важным этапом разработки.
Анализ системы управления относится к предпроектной стадии создания ИС, включающей также технико-экономическое обоснование (ТЭО), разработку и подготовку технического задания (ТЗ) на ее проектирование. Анализ позволяет выявить недостатки исследуемой системы и произвести сбор и систематизацию материалов, необходимых для составления ТЭО и ТЗ, а также технического и рабочего проектов. При этом должен быть решен следующий комплекс задач: установление целей и критериев функционирования организации, определение ее основных характеристик и структуры, изучение особенностей решения задач и информационного обеспечения принятия решений, выявление особенностей и специфики функционирования и др.
Завершающим этапом обследования является построение логико-информационной схемы существующей системы управления. Она дает возможность раскрыть принятый в системе порядок обработки информации, включая источники получения информации, формы, последовательность и периодичность, и выявить недостатки.
Основными элементами такой модели являются задачи, решаемые в системе управления, которые увязываются между собой на основе входной и выходной информации. Кроме того, в логико-информационной схеме находят свое отражение: иерархические уровни решения задач, подразделения-исполнители по каждой задаче, процедуры решения, источники и приемники информации.
Разрабатываемая таким образом модель является документом, обеспечивающим системное единство реализации проектных работ как относительно подсистем, так и комплексов задач, объединенных общностью информационного обеспечения.
Техническое задание на проектирование является завершающим этапом проектной стадии создания ИС и включает:
- краткую характеристику исследуемой системы управления организацией;
- основные положения по функционированию (степень централизации управления подразделениями и службами, рекомендуемый порядок планирования, учета, контроля и т.д.);
- перечень и обоснование очередей создания АИС;
- перечень подсистем и задач, включаемых в состав каждой очереди;
- общие и специальные требования к информационному, программному, техническому и организационно-правовому обеспечению системы;
- сроки, состав и объемы работ по проектированию и внедрению как в целом всей ИС, так и в разрезе очередей;
- ориентировочный расчет затрат на создание и укрупненный расчет ожидаемой экономической эффективности;
- график выполнения работ и исполнители;
- перечень предварительно выбранных технических средств.
Разработка технического проекта — первая стадия проектирования ИС.
Основное назначение технического проекта заключается в раскрытии и
окончательном уточнении проектных решений, принятых в задании на проектирование, а также в определении необходимых затрати основных параметров создаваемой системы. В техническом проекте отражаются все стороны функционирования будущей системы, раскрывается механизм взаимодействия элементов, ее составляющих. В проекте устанавливаются цели, критерии и ограничения функционирования системы и ее элементов. В техническом проекте представлен весь объем работ по созданию системы. На его основе ведется рабочее проектирование. Технический проект как модель охватывает все элементы системы, которая декомпонируется по иерархическому типу. Чаще всего в ИС выделяют три уровня декомпозиции: система в целом, включая обеспечивающие подсистемы, функциональные подсистемы и задачи. Соответственно подразделяются и все документы технического проекта. Совокупность документов, относящихся к ИС в целом, раскрывает содержание основных проектных решений по функциональному и организационному построению системы, организации нормативно-справочной базы, формированию информационных потоков, ее математическому и техническому обеспечению и целому ряду других вопросов, характеризующих документы. Проработка функциональных подсистем ИС, как правило, включает два этапа, относящиеся к самой подсистеме и задачам, входящим в ее состав.
Подсистеме в целом соответствует один документ — функциональная характеристика подсистемы, разработка которого требует определения места подсистемы и ее взаимосвязи с другими подсистемами АИС, перечня решаемых задач логико-информационной системы функционирования подсистемы, характеристики связей и задач, решаемых в подсистеме. Другими словами, в этом документе требуется подробно, со всеми необходимыми пояснениями, раскрыть состав и порядок функционирования подсистемы. В отношении задач можно выделить также один основной документ — постановку задачи. Этот документ подразделяется на следующие разделы: организационно-экономическая сущность задачи, входная информация, нормативно-справочная информация, выходная информация, информация, хранимая для связи с другими задачами, информация, накапливаемая для последующих решений данной задачи, информация по внесению изменений, алгоритм решения задачи и схема информационных связей задачи с другими задачами. По каждой задаче должен быть составлен контрольный пример ее решения в соответствии с предложенным алгоритмом.
Важнейшей и наиболее трудоемкой работой на этапе рабочего проектирования является программирование функциональных задач.
Программирование включает в себя два этапа: составление машинных алгоритмов (блок-схем) и написание текста программ. Кроме текста программ по каждой задаче составляются инструкции по заполнению входных документов для ввода в ЭВМ, описание программ, инструкции оператору по пользованию программами, уточняются адреса передачи выходных машинных форм и т.д.
Программы и инструкции по их эксплуатации представляют собой набор документов, соответствующихдетализированному уровню описания, наиболее полно раскрывающему ее содержательную часть.
Креме этих документов в рабочий проект АИС включаются общесистемные документы по информационному, математическому, техническому и организационно-правовому обеспечению, в которых конкретизируются проектные решения, выбранные на стадии ТЗ и технического проекта.
В последнее время все большее число организаций, предприятий, фирм предпочитает покупать готовые пакеты и технологии, а если необходимо, добавлять к ним свое программное обеспечение, так как разработка собственных ИС и ИТ связана с высокими затратами и риском. Эта тенденция привела к тому, что поставщики систем изменили ранее существовавший способ выхода на рынок. Как правило, ИС разрабатывается и предлагается базовая система, которая адаптируется в соответствии с пожеланиями индивидуальных клиентов.
Это говорит о том, что в области проектирования ИС появился самостоятельный рынок услуг. Он охватывает работы по проектированию, покупке и установке вычислительной техники, разработке локальных сетей, прокладке сетевого оборудования и обучению пользователей. Компании, предоставляющие такие услуги, получили название системных интеграторов. Следует отметить, что этот термин имеет два понятия. Согласно первому, под термином «системный интегратор» понимаются как компании, специализирующиеся на сетевых и телекоммуникационных решениях (сетевые интеграторы), имеющие в свою очередь сеть своих продавцов, так и компании — программные интеграторы. Существует и другая трактовка понятия «системный интегратор», которая закрепляет за компанией комплексное решение задач заказчика при проектировании ИС. При этом имеется в виду, что заказчик полностью доверяет детальную проработку и реализацию проекта системному интегратору, оставляя за собой лишь определение исходных данных и задач, которые должна решать реализуемая ИС.
Участие системного интегратора на всех этапах процесса проектирования дает возможность создавать более эффективные информационные системы. Так, в самом начале проекта формируется консультационная группа для проведения предпроектных исследований. Тесное сотрудничество с производителями позволяет предлагать проектные решения на базе технологий и оборудования, которые появятся на рынке через год или два, т.е. предлагать наиболее современные решения, которые морально не устареют к тому моменту, когда будет спроектирована и запущена ИС.
Другим вариантом организации системной интеграции является выполнение проектов от консалтинга до создания прикладной системы, т.е. заказчику сдается готовая к эксплуатации информационная система «под ключ».
В тех случаях, когда проект не может быть выполнен собственными силами, допускается привлечение других организаций или квалифицированных специалистов в качестве партнеров. Этот вариант носит название проектной интеграции. Проектный интегратор разрабатывает ИС или совершенствует ее работу путем поиска на рынке уже существующих, внедренных решений и объединения их. Возникающие при этом частные проблемы, чтобы не отвлекать средства на предпроектное обслуживание, проектный интегратор решает, опираясь на сотрудников отдела автоматизации заказчика, совместно с которым осуществляется поиски выбор нужных решений, и оформляется технико-экономическое обоснование. Результатом деятельности проектной интеграции является подготовленный в сжатые сроки и внедренный продукт, состоящий из разработок фирмы — проектного интегратора и выполненный с учетом пожеланий отдела автоматизации организации-заказчика без затрат на предпроектное обследование.
Автоматизированные системы проектирования — второй, быстроразвива- ющийся путь выполнения проектных работ. В области автоматизации проектирования ИС и ИТ за последнее десятилетие сформировалось новое направление — CASE.
CASE — это инструментарий для системных аналитиков, разработчиков и программистов, позволяющий автоматизировать процесс проектирования и разработки ИС, прочно вошедший в практику создания и сопровождения ИС и ИТ.
Основная цель CASE состоит в том, чтобы отделить проектирование ИС и ИТ от ее кодирования и последующих этапов разработки, а также максимально автоматизировать процессы разработки и функционирования систем. Развитие работ в этом направлении привело к созданию ряда концептуально целостных, оснащенных высокоуровневыми средствами проектирования и программных продуктов технологических систем, которые получили название CASE-системы или CASE-технологии.
CASE-технология представляет собой совокупность методов анализа, проектирования, разработки и сопровождения ИС, поддержанную комплексом взаимосвязанных средств автоматизации. При использовании CASE-технологий изменяется технология ведения работ на всех этапах жизненного цикла автоматизированных систем и технологий, при этом наибольшие изменения касаются этапов анализа и проектирования. В большинстве современных CASE- систем применяются методологии структурного анализа и проектирования, основанные на наглядных диаграммных техниках, при этом для описания модели проектируемой ИС используются графы, диаграммы, таблицы и схемы.
Использование указанных выше методологий обеспечивает строгое и наглядное описание проектируемой системы, которое начинается с ее общего обзора и затем детализируется, приобретая иерархическую структуру со все большим числом уровней.
CASE-технологии успешно применяются для построения практически всех типов ИС и обладают следующими достоинствами:
- улучшают качество создаваемых ИС (ИТ) за счет средств автоматического контроля;
- позволяют за короткое время создавать прототип будущей ИС (ИТ), что дает возможность на ранних этапах оценить ожидаемый результат;
- ускоряют процесс проектирования и разработки системы;
- освобождают разработчика от рутинной работы, позволяя ему целиком сосредоточиться на творческой части проектирования;
- поддерживают развитие и сопровождение уже функционирующей ИС (ИТ).