ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Методика проектирования задач автоматизированных информационных систем управления строительной организацией
Проектирование функциональных подсистем АИС строительной организации начинается на стадии предпроектного обследования существующей системы управления. На этом этапе определяется организация, выполняется описание задач, составляющих функции управления, определяются методы решения задач и разрабатываются предложения по декомпозиции будущей АИС на подсистемы. Основой для такой декомпозиции является установление для каждой функциональной подсистемы целей, являющихся производными от общих целей и задач изучаемой организационной экономической системы.
Ниже приводятся цели, наиболее часто стоящие перед информационной системой:
- производственные — это выполнение плана ввода объектов в эксплуатацию, выпуска продукции в натуральном выражении, выражающегося в объеме товарной продукции, номенклатуре продукции, ее качестве, объеме, сроках ввода мощностей и т.д.;
- экономические — например, эффективность использования ресурсов, рост производительности труда, прибыль. Показателями, характеризующими достижение этих целей, являются объем реализации, сумма прибыли, выработка на работающего, соотношение между ростом производительности труда и ростом заработной платы, фондоотдача, уровень рентабельности и пр.;
- технические — технический прогресс в строительстве, промышленном производстве. Показателями технического прогресса являются: техноэконо- мические и эксплуатационные характеристики продукции, доля новой продукции в общем объеме производства, уровень механизации и автоматизации производственных процессов, научно-технический уровень организации и управления;
- социальные — рост доходов, степень удовлетворения культурных запросов и бытовых потребностей, уровень безопасности, эстетика труда и т.д.
Важно установить, в какой степени достижение этих целей (производственных, экономических, технических и социальных) будет обеспечиваться при решении комплексов задач, составляющих выделяемые (проектируемые) подсистемы. При этом следует иметь в виду, что подсистема техноэкономического планирования должна в той или иной степени определять достижение всех перечисленных целей организационно-экономической системы. Подсистема технической подготовки производства преследует в основном выполнение производственных целей и обеспечение технического прогресса. Подсистема учета отвечает более всего экономическим аспектам деятельности. Подсистемы «Кадры» и «Организация труда и заработной платы» обеспечивают достижение социальных целей. Подсистема оперативного управления реализует в основном производственные цели.
Строительным организациям порой не удается добиться намеченных по- казателейдеятельности, определяющих достижение перечисленных целей. Это проявляется в нарушении сроков ввода в эксплуатацию отдельных объектов строительства, невыполнении заданий по росту производительности труда, посредственном качестве работ и т.д. Создание автоматизированных информационных систем управления (АИСУ) должно явиться в первую очередь эффективным средством улучшения деятельности и более полного достижения производственных, экономических, технических и социальных целей.
Необходимо, таким образом, в процессе изучения существующей системы управления, функций и решаемых при их реализации задач постоянно иметь в виду общие итоги работы организации, цели и показатели, осуществленные частично или полностью; выделять и фиксировать факторы, препятствующие повышению эффективности производства; определять наиболее целесообразное поведение системы в этих условиях.
После установления целей, критериев и ограничений основных подсистем можно определить ориентировочный набор задач каждой подсистемы. Естественно, что эти задачи должны охватывать полный набор реализуемых на соответствующем этапе управленческих функций и все участвующие в их реализации структурные подразделения.
Прежде всего целесообразно выделить и взаимоувязать задачи планирования и регулирования, предписывающие такой режим функционирования подсистем, при котором достигаются оптимальные значения их критериев, а следовательно, и общего критерия системы. Результаты решения подобных задач, в частности выходную плановую информацию, можно рассматривать как модели соответствующих объектов управления (подразумевается, что для каждой подсистемы в качестве объекта управления выступает подсистема более низкого уровня или непосредственно производственный процесс).
В результате изучения существа и содержания задач, решаемых при реализации функции управления в организации, для которой проектируется АИСУ, должны быть получены следующие характеристики:
- наименование задачи и ее краткое смысловое содержание;
- шифр (существующий или присваиваемый при проектировании подсистемы);
- показатели эффективности решения задачи. Критерии, по которым оценивается результат решения (оптимальность плана, приемлемость рассчитанных норм затрат материалов, производственно-техническая оценка графика работ и т.д.);
- характеристика выдерживаемых ограничений при решении задач;
- показатели затрат человеко-машинных ресурсов на решение задачи;
- наименование подразделений организации, участвующих в решении, и степень их участия (подготовка исходных данных, решение, оценка, согласование, реализация и т.д.);
- периодичность и сроки решения;
- объем перерабатываемой, входной и выходной информации;
- формы входной и выходной информации;
- алгоритм и методы решения;
- нормативная база;
- применяемые коды;
- отчетные данные о реализации задачи в практике работы организации, в том числе эффективность и недостатки (запаздывание решения, несоответствие норм, несбалансированность ресурсов и т.д.);
- технические средства, используемые для решения;
- взаимосвязь с другими задачами функций управления изучаемой организации.
Организация процесса решения задачи может быть представлена в виде опе- рограммы, дающей наглядное представление о цели задачи, участниках процессов ее решения и выполняемой ими для этого работе. По своей структуре оперограммы близки к блок-схемам вычислительной обработки экономической информации.
Нарис. 7.2. приводится пример оперограммы структурно-информационного состава задач, решаемых в плановой группе отдела материально-технического снабжения предприятия. Оперограмму можно составить на весь комплекс задач, решаемых в изучаемом подразделении существующей управляющей системы.
Рис. 7.2. Оперограммы процесса решения задачи «Расчет потребности материалов»: 1 — задача (расчет); 2 — информация; 3 — линия связи; 4 — обследуемое подразделение;
5 — внешние организации; ПЭО — планово-экономический отдел; ОГМ — отдел главного механика; ОГЭ — отдел главного энергетика |
В процессе изучения и описания задач вырисовываются контуры подсистемы и общая система документооборота организации (предприятия), анализ
Шифр
документа |
Наименование
документа |
Шифр документа | Итоговый
столбец |
Потребители информации | Периодичность | Значимость | Трудоемкость | ||||||||||||
01 | 02 | 03 | 04 | 05 | Главк | УМТС | >»
о |
Итого | |||||||||||
01 | Программа СМР | X | X | X | X | X | X | X | 3 | ||||||||||
Поставщики инфор | 02 | План по труду | X | X | X | X | 2 | ||||||||||||
мадии | 03 | План по накладным расходам | X | X | X | X | 2 | ||||||||||||
Главк | Производственный
отдел |
Бухгалтерия | Заказчики | ||||||||||||||||
04 | План по себестоимости | I | X | X | II | X | 2 | ||||||||||||
05 | Финансовый план | X | X | X | 2 | ||||||||||||||
Итоговая строка | 1 | 2 | 4 | 3 | 10 | 4 | 2 | 5 | 11 | ||||||||||
X | 11 | Задания по плану | X | X | X | X | 4 | X | 1 | ||||||||||
X | 12 | Заказы на строительство | X | 1 | X | X | 2 | ||||||||||||
X | 13 | Справка о технической документации | X | III | 1 | ГУ | |||||||||||||
X | 14 | Отчеты
о деятельности |
X | X | 2 | X | 1 | ||||||||||||
X | 15 | Справка — ожидаемое выполнение | X | 1 | X | 1 | |||||||||||||
Итоговая строка | 4 | 1 | 1 | 2 | 1 | 9 | 2 | 1 | 2 | 5 |
Левый вспомогательный квадрант |
Рис. 7.3. Матричная информационная модель формирования стройфинплана: I, II, III, ГУ — номера квадрантов |
Правый вспомогательный квадрант |
которой позволяет разработать рекомендации по совершенствованию как самих используемых документов, так и документооборота, подразумевая под этим термином последовательность прохождения документов с момента их составления (получения) до момента обработки и использования.
Хорошее средство для отображения и анализа информационных потоков — метод построения матричных информационных моделей. Пример такой модели, поясняющей формирование стройфинплана в планово-экономическом отделе строительного треста, показан нарис. 7.3. Матричная информационная модель состоит из четырех квадрантов и двух вспомогательных разделов. В первом квадранте отражаются документы и показатели, которые разрабатываются в обследуемом подразделении. Он имеет шахматную композицию, т.е. одни и те же наименования документов и показателей записываются как в заглавиях столбцов, так и в строчках. В нашем примере квадрант построен по принципу «документ на документ». Каждый столбец I квадранта показывает, какие документы или показатели, указанные в строках, используются для формирования документа или показателя, записанного в заглавии столбца. Так, в приведенном примере для составления плана по накладным расходам (шифр 03) используют программы строительно-монтажных работ (СМР) — шифр 01 и план по труду — шифр 02.
Итоговые результаты квадранта характеризуются: по столбцу — количеством документов (или показателей), разработанных в подразделении и используемых для формирования документа (или показателя) данного столбца; по строке — степенью использования документа (показателя) в формировании других документов (показателей).
ВIII квадранте в строках записан перечень исходных данных — документов (показателей), необходимых для расчета и составления документов (показателей), показанных в /- м квадранте. Число столбцов этого квадранта соответствует числу столбцов, указанных в /- м квадранте. Символом X, записываемым на пересечении строк и столбцов III квадранта, указывается, какие данные используются для разработки документов (показателей), записанных в заглавиях столбцов I квадранта. Так, для составления программы СМР (шифр 01,1 столбец) используются следующие исходные данные, отмеченные символом X на продолжении этого же первого столбца в поле III квадранта: задания по плану (шифр 11), заказы на строительство (шифр 12), сведения об обеспечении технической документацией (шифр 13), данные об ожидаемом выполнении по объектам переходящего строительства (шифр 15).
Итоговая строка III квадранта показывает количество документов с исходными данными, использованных для формирования показателя (документа), наименование которого записано в столбце I квадранта. Итоговый столбец III квадранта показывает степень использования исходных данных. Так, задания по плану (шифр 11) используются четыре раза.
Во II квадранте наименование строк и их число совпадают с наименованием строк I квадранта. По столбцам II квадранта дается наименование подразделений —потребителей разработанной документации, названной в строках I квадранта. Возможно также, что этим потребителям необходимы и исходные данные, перечисленные в строках III квадранта. Этот случай отображается тем же символом X, записываемым на пересечении строк и столбцов IV (транзитного) квадранта. Так, в нашем примере в IV квадранте показано, что данные о заказах на строительство необходимы потребителям информации II квадранта — органам МТС и строительному управлению. Последнему по итогам II, IV квадрантов требуется семь документов.
Левый вспомогательный квадрант показывает, в каких подразделениях формируются исходные данные. В правом вспомогательном квадранте записываются обобщающие характеристики разрабатываемых документов и показателей (частота, значность, трудоемкость расчета и т.д.).
В общем виде постановка задачи состоит из четырех принципиально важных компонентов:
- организационно-экономической схемы и ее описания;
- свода применяемых математических моделей;
- описания вычислительных алгоритмов;
- концепции построения информационной модели системы.
Постановка каждой отдельной задачи документально оформляется в виде
соответствующего определенного раздела технорабочего проекта и занимает значительную часть времени, так как в ней должны найти отражения конкретные условия функционирования организации и нестандартные решения проектирования ИТ. Сюда входит ее содержательное описание, в котором излагаются цели, организационно-экономическая сущность, периодичность решения и область применения, а также техноэкономическая эффективность. Существо раздела «Постановка задачи» определяется характером (содержанием) самой задачи, принадлежностью ее к какой-либо одной из следующих групп:
- Задачи по составлению документации, регламентирующей организацию и технологию каких-либо материальных процессов: производство строительномонтажных работ, поставки ресурсов (раствора, бетона, деталей), работа машин и механизмов, экскавация и перевозка грунта, изготовление деталей и конструкций и т.д. Очевидно, что в этих случаях содержательное описание задачи представляет собой описание этих материальных процессов с анализом их и указанием, какие именно процессы должны быть регламентированы, в какой принципиальной форме (графики, расписания, модели и т.д.) должна быть выпущена документация и какая идея совершенствования производства должна быть использована при этом.
- Задачи планирования деятельности какой-либо организационно-экономической системы (строительный трест, главк, предприятие и т.д.). Для такого рода задач характерны процессы: разработка задания (программы) с учетом директив на срок, определяемый характером планирования (перспективное, текущее, оперативное); распределение этого задания по исполнителям и расчет показателей работы, которые должны быть достигнуты при выполнении этих плановых заданий. Содержательное описание такого рода задач, отражая общие принципы планирования, должно характеризовать особенности их реализации в условиях данной организации, а также определять требования к плановой документации, автоматизацию составления которой намечается осуществлять с помощью ЭВМ.
- Задачи проектирования объектов строительства, конструкторских разработок машин и т.д. Содержательное описание таких задач может отражать как творческие процессы по выработке архитектурно-планировочных решений, так и хорошо формализуемые методы инженерных расчетов, строительных конструкций, деталей машин, расчеты смет и т.д.
- Задачи нормирования производственных процессов, составления калькуляций на укрупненные элементы сооружений, расчеты потребностей материальных ресурсов и пр.
В содержательном описании таких задач могут быть изложены процессы создания элементарных норм, разрабатываемых на основе данных хронометража и статистической обработки последних. Кроме того, в задачу этой группы могут входить расчеты затрат труда, заработной платы или потребности материальных ресурсов на заданные объемы работ с использованием элементарных или агрегированных норм.
- Задачи контроля и регулирования производственных процессов описываются так: информационные процессы получения оперативной информации о фактических значениях параметров контролируемого производства, сравнения этих величин с расчетными (заданными), выявление отклонений, выработка и реализация команд управления. В строительстве содержательное описание задач оперативного контроля может включать контроль графиков-расписаний поставки ресурсов, оперативное управление ходом строительства на основе сетевых моделей, контроль за выполнением календарных планов работ и т.д.
- Задачи учета и отчетности. Содержательное описание таких задач может в основном повторять действующие инструкции, формы отчетности, методы их заполнения и т.д., поскольку и бухгалтерия, и статистическая отчетность строго регламентированы и не допускают отклонений и использования произвольных нерегламентированных форм.
Математическая модель и разрабатываемые на ее основе алгоритмы должны удовлетворять трем требованиям: определенности (однозначности), инвариантности по отношению к различным альтернативным ситуациям в задаче и результативности (возможности ее решения за конечное число шагов). Результатом алгоритмизации является логически построенная и отлаженная блок- схема.
Наконец, разработка информационной концепции предполагает определение: реквизитов входных и выходных форм, их расположения и взаимосвязи, носителей исходных и результатных данных, состава нормативно-справочной информации, способов информационного взаимодействия разных задач, сроков и периодичности предоставления и получения данных, а также построение графа взаимосвязи показателей, имеющих отношение к данной задаче. Создается информационная модель конкретной предметной области. Единичный фрагмент этой модели отражает один выходной и несколько входных показателей, исчисляемых на основе расчетных формул.
Несмотря на преимущественную ориентацию на решение задач автоматизации управленческой деятельности на уровне отдельной организации, разработчику всегда нужно помнить об универсализации проектных решений в данной области, что обусловливается требованиями экономической реальности. Сегодня происходят процессы укрупнения и объединения зачастую различных по природе организационно-экономических объектов. Поэтому технология совершенствования управленческих решений за счет автоматизации сбора, передачи, хранения, обработки и выдачи данных должна подчиняться определенным правилам и стандартным схемам. Особенно важно соблюдать единство подхода управленческих задач на техническом и математико-алгоритмическом уровнях. Основой для проектирования ИС и ИТ в управлении должен быть системный подход, позволяющий охватывать большинство проблем автоматизации этой сферы деятельности на этапе постановок задач и выбора экономико-математических методов, моделей их решения, причем главная роль принадлежит специалисту — пользователю системы. Главные обязанности постановщика — заложить основы для проектирования математического и информационного обеспечения, разработки идеологий технического и программного обеспечения, создания в концепции организационного и эргономического обеспечения ИС и ИТ. Таким образом, принципы функционирования будущей автоматизированной системы, структуры модульных связей и состав ее подсистем определяются уже на данном этапе.
Постановка задачи требует от пользователя не только профессиональных знаний предметной области, для которой выполняется постановка, но и владения основами компьютерных информационных технологий. Последствия ошибок пользователя на этапе постановки задачи будут тяжелее в сотни и даже тысячи раз (в зависимости от масштаба системы), если их обнаружат на конечных фазах создания или использования прикладного программного продукта. Объясняется это тем, что каждый из последующих участников создания прикладных программнерасполагаетинформацией, необходимой для исправления содержательных ошибок.
Создание программного продукта может вестись и самим пользователем, причем в отношении простоты построения программы это можно считать более предпочтительным вариантом.
При описании постановок задач указываются их объемные характеристики. Они отражают объемы входной и выходной информации (количество документов, строк, знаков, обрабатываемых в единицу времени), временные особенности поступления, обработки и выдачи информации. Важной является выверка точности и полноты названий всех информационных единиц и их совокупностей.
В условиях автоматизированной обработки кроме первичных для восприятия наименований реквизитов в документах (наименования граф, строк) ис-
пользуются нетрадиционные формы представления информации. Четкость наименований информационных совокупностей и их идентификации, устранение синонимов и омонимов в названиях реквизитов и экономических показателей обеспечивают более высокое качество результатов обработки. Полное название показателя в сложных формах может складываться из названий строк, граф и элементов заголовочной части документа. Для количественных и стоимостных реквизитов указывается единица измерения. Описание показателей и реквизитов какого-либо документа требует, как правило, их соотнесения с местом и временем отражаемых экономических процессов. Поэтому пользователь должен помнить о необходимости включения в описания соответствующих сведений, имеющих место, как правило, в заголовочной части документа (наименование или код организации, дата выписки документа и т.д.).
Для каждого вида входной и выходной информации дается описание всех ее элементов, участвующих в автоматизированной обработке. Описание строится в виде таблицы, в которой присутствуют наименование элемента информации (реквизита), его идентификатор, максимальная разрядность.
Наименование реквизитов должно соответствовать помещенным в документе. Не допускаются даже мелкие погрешности в наименованиях реквизитов, так как в принятой редакции закладывается словарь информационных структур будущей автоматизированной технологии обработки.
Идентификатор представляет собой условное обозначение, с помощью которого можно оперировать значением реквизита; он может строиться по мнемоническому принципу, использоваться для записи алгоритма и представлять собой сокращенное обозначение полного наименования реквизита. Идентификатор должен начинаться только с алфавитных символов, хотя может включать и алфавитно-цифровые символы (общее их количество обычно регламентировано).
Разрядность реквизита необходима для расчета объема занимаемой памяти. Она указывается количеством символов (алфавитных, цифровых, алфавитно- цифровых значений реквизитов).
Приведем пример одного из возможных вариантов планов постановки задач:
План постановки задачи:
- Организационно-экономическая сущность задачи:
- наименование задачи; место решения;
- цель решения;
- назначение (для каких объектов, подразделений, пользователей предназначена);
- периодичность решения и требования к срокам решения;
- источники и способы получения данных;
- потребители результатной информации и способы ее отправки;
- информационная связь с другими задачами.
- Описание исходной (входной) информации:
- перечень исходной информации;
- формы представления (документ) по каждой позиции перечня, примеры заполнения документов;
- количество формируемых документов (информации) в единицу времени, количество строк в документе (массиве);
- описание структурных единиц информации (каждого элемента данных, реквизита);
- точное и полное наименование каждого реквизита документа, идентификатор, максимальная разрядность в знаках;
- способы контроля исходных данных;
- контроль разрядности реквизита;
- контроль интервала значений реквизита;
- контроль соответствия списку значений;
- балансовый или расчетный метод контроля количественных значений реквизитов;
- метод контроля с помощью контрольных сумм и любые другие возможные способы контроля.
- Описание результатной (выходной) информации:
- перечень результатной информации;
- формы представления (печатная сводка, видеограмма, машинный носитель и его макет и т.д.);
- периодичность и сроки представления;
- количество формируемых документов (информации) в единицу времени, количество строк в документе (массиве);
- перечень пользователей результатной информации (подразделение и персонал);
- перечень регламентной и запросной информации;
- описание структурных единиц информации (каждого элемента данных, реквизита) по аналогии с исходными данными;
- способы контроля результатной информации;
- контроль разрядности;
- контроль интервала значений реквизита;
- контроль соответствия списку значений;
- балансовый или расчетный метод контроля отдельных показателей;
- метод контроля с помощью контрольных сумм и любые другие возможные способы контроля.
- Описание алгоритма решения задачи (последовательности действий и логики решения задачи):
- описание способов формирования результатной информации с указанием последовательности выполнения логических и арифметических действий;
- описание связей между частями, операциями, формулами алгоритма;
- требования к порядку расположения (сортировке) ключевых (главных) признаков в выходных документах, видеограммах, например по возрастанию значений табельных номеров.
Алгоритм должен учитывать общие и все частные случаи решения задачи. При составлении алгоритма следует использовать условные обозначения (идентификаторы) реквизитов, присвоенные элементам исходной и результатной информации. Допускается описание алгоритма в виде текста. Необходимо предусмотреть контроль вычислений на отдельных этапах, операциях выполнения алгоритма. При этом указываются контрольные соотношения, которые позволяют выявить ошибки.
- Описание используемой условно-постоянной информации:
- перечень условно-постоянной информации (классификаторов, справочников, таблиц, списков с указанием их полных наименований);
- формы представления;
- описание структурных единиц информации (по аналогии с исходными записями);
- способы взаимодействия с переменной информацией.
Наиболее важные вопросы, в решении которых также может принимать участие квалифицированный пользователь, связаны с выбором конкретного инструментария, позволяющего построить и реализовать информационные связи в системе. В состав инструментария входят методы накопления и обработки данных, структура и способы размещения массивов на машинных носителях, состав и макеты реквизитов документов и показателей, классификация и группировка показателей, их состав, размещение в базе данных, разновидности применяемых первичных документов и формы машинограмм, статистические и прогнозные методы решения задач и т.п. Вторая группа вопросов касается организации человекомашинного интерфейса. Традиционно выделяются два способа интенсивного взаимодействия. Первый предполагает реализацию запросно-ответного режима с выполнением пользователем активной функции. Второй отдает инициативу вычислительной системе. Выбор зависит от конкретного сценария диалога и потребностей специалиста, эксплуатирующего систему.
Способ решения этих вопросов предопределяет виды компонентов программной реализация ИТ: операционной системы, СУБД, набора специальных подпрограмм. Логика разработки программного обеспечения функциональных подсистем целиком обусловлена логикой постановки задач.
На 1-м этапе разрабатывается (назовем его условно) внешний алгоритм, суть которого должна быть понятна как инженерам-технологам, так и математикам - программистам. На 2-м этапе строится «внутренний» алгоритм, описывающий систему программ.
Внешний алгоритм может быть составлен в виде словесного описания, логической блок-схемы, написан на каком-либо алгоритмическом языке или представлен в математическом описании. Внешний алгоритм является как бы заданием на программирование.
Внутренний алгоритм решения задачи содержит описание последовательных этапов счета и формул, необходимых для решения задачи. При этом приводятся расчетные формулы для формирования нормативно-справочной информации, а также используемые при внесении тех или иных изменений, даются контрольные соотношения в виде равенств, которые используются для контроля вычислений, приводятся указания о необходимости выполнения отдельных частей алгоритма в зависимости от соблюдения тех или иных условий, приводятся алгоритмы либо ссылки на определенные части общего алгоритма, применяемые при различных отклонениях от нормального процесса решения задачи (например при отсутствии тех или иных документов, при неполной информации в отдельных документах и т.д.).
Общее представление о задачах и взаимосвязях функциональных подсистем можно составить при рассмотрении примерной схемы функциональной части АИС крупного строительного объединения, имеющего в своем составе строительные и специализированные организации стройиндустрии, а также проектно-строительные объединения (рис. 7.4).
В заголовках вертикальных полей этой схемы 3, 4, 5, 7 указаны названия функциональных подсистем: управления подготовкой строительного производства, текущего и оперативного планирования, оперативного управления и учета и отчетности. В горизонтальном поле 1 схемы против каждой функциональной подсистемы перечислены под общим названием «Технические фонды» нормативно-справочные и инструктивные материалы, используемые при решении задач подсистем.
В горизонтальных полях 2, 3, 4, 5, 6 указаны наименования видов производственных процессов и ресурсов (создание строительной продукции, материальные ресурсы, основные средства строительных организаций, кадры и денежные средства), в отношении которых в рамках подсистем решаются комплексы задач подготовки производства, текущего и оперативного планирования, оперативного управления, учета и отчетности. Эти комплексы задач, принятые по укрупненной номенклатуре, записаны на пересечении вертикальных и горизонтальных полей. Стрелками показаны взаимосвязи этих комплексов задач. Под этим подразумеваются последовательность решения задач и передача результатной информации от одной задачи кдругой. В вертикальном поле 6 схемы записаны процессы, реализуемые в сфере материального производства: ведение строительно-монтажных работ, монтаж оборудования, ввод объектов в эксплуатацию, комплектация и поставка материалов и деталей, эксплуатация механизмов и т.д.
Стрелками показано взаимодействие материальных процессов, в результате которых создается строительная продукция. Реализация процессов и их взаимодействие регламентируются и регулируются технической, плановой и оперативно-производственной документацией, получаемой в результате решения задач подсистем, что отображено стрелками связей задач с процессами и нормативными актами, указанными в названии вертикального поля 6.
Для достижения более или менее цельного представления о том, как функционируют подсистемы АИС, схема условно представлена в укрупненном виде.
Рис. 7.4. Примерная схема состава и взаимосвязи функциональных подсистем и комплексов задач АИС строительного объединения: МТС — материально-техническое снабжение; НОТ — научная организация труда |
Так, задача «Разработка оперативных графиков поставки», показанная на пересечении полей 3 по вертикали и горизонтали, является целым комплексом отдельных весьма важных и объемных задач по составлению расписаний доставки раствора, товарного бетона, часовых монтажно-транспортных графиков, графиков-расписаний инженерной комплектации объектов и т.д.
Схема показывает, что:
- основой функционирования является решение задач управления производственными процессами (их подготовки, планирования и оперативного управления, учета);
- декомпозиция на подсистемы осуществляется путем группировки этих задач по выбранным признакам (управленческим функциям, видам ресурсов);
- взаимосвязь подсистем реализуется через взаимосвязи их задач.
Упомянутая схема может быть расширена путем добавления подсистем:
управления качеством, прогнозирования, перспективного планирования, управления инновациями.