ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Информационные системы и технологии
Современные строительные организации представляют собой сложные организационные системы, отдельные составляющие которых — основные и оборотные фонды, трудовые и материальные ресурсы и другие — постоянно изменяются и находятся в сложном взаимодействии друг с другом. Чтобы управлять ими, нужна, как говорилось выше, разнообразная и постоянно обновляющаяся информация о состоянии управляемого объекта и внешней среде, о принятых управляющих воздействиях и т.д. Одним словом, без информации нет управления, она является неотъемлемой составной частью управленческой деятельности.
Изучением сущности информации, ее свойств, содержания, принципов создания, передачи, оценки, хранения, преобразования и других аспектов, связанных с понятием информации, занимается специальная наука — информатика, которая базируется на теории информации. Последняя получила свое развитие как раздел кибернетики, первоначально в технических, а в последующем — и в производственных системах.
Итак, информация — это сведения, необходимые для осуществления процесса управления. Основу системы управления составляет аппарат управления, который выполняет функции управления и вырабатывает управляющие воздействия. В процессе выполнения своих функций аппарат управления осуществляет управленческую деятельность, которую можно рассматривать как процесс переработки информации. Действительно, аппарат управления получает входную информацию по различным каналам, анализирует полученную информацию, определенным образом преобразует ее и создает новую информацию, которую по каналам связи передает в производственные подразделения, а также вышестоящим органам управления.
Управленческая деятельность может быть представлена как совокупность определенным образом связанных задач управления. Посредством решения задач управления происходит реализация управленческих функций.
Решение функциональных задач базируется на использовании информационных технологий. Количество, сложность задач управления, решаемых в процессе управленческой деятельности, а также требования по оперативности их решения могут быть различными в зависимости от сложившейся обстановки.
Однако перечень и содержание задач управления, как правило, являются стабильными — неизменяемыми или малоизменяемыми — в процессе жизнедеятельности организации. Результатами решения задач управления являются управляющие воздействия, которые оформляются в виде документов (приказов, директив, распоряжений, планов, отчетов, справок и т.д.).
По существу, управление можно представить как процесс движения информации, состоящий из трех этапов:
- Получение информации об объекте управления и ее анализ.
- Выработка новой информации в виде управленческих решений.
- Передача новой информации в виде управленческих команд на объект управления.
С позиций теории информации, целью получения информации в самом общем смысле является уменьшение неопределенности объекта управления. Объект управления может находиться в различных состояниях. Число возможных состояний характеризует степень разнообразия поведения объекта управления. Задача управляющей подсистемы — путем управляющих воздействий добиваться уменьшения разнообразия состояний объекта управления, а в идеале свести это разнообразие к одному, заранее запланированному состоянию. Например, для того, чтобы завершить строительство здания в установленный срок, на стройке должно работать определенное число рабочих и машин, на строительную площадку в известных количествах должны поступать строительные материалы и изделия. Если эти условия будут соблюдаться, то строительное производство будет находиться в желаемом состоянии и можно с большой вероятностью ожидать, что строительство завершится в срок. Однако чаще всего эти условия не соблюдаются: рабочие могут заболеть, совершать прогулы, а поставки строительных материалов могут срываться. При этом отклонения от запланированных параметров могут быть самыми разными и поэтому строительство может оказываться в разнообразных состояниях. Чтобы уменьшить это разнообразие и каждый раз «возвращать» строительство в случае отклонений в желаемое состояние, управляющая подсистема должна постоянно получать информацию о состоянии строительства в каждый данный момент времени.
Естественно, не всякие сведения можно считать информацией. Информацией могут считаться только те сведения, которые повышают осведомленность управляющей подсистемы об объекте управления. Например, получено сообщение о завершении монтажа каркаса здания. Если это сообщение получено впервые, то оно является информацией. Если же оно получено повторно, то становится помехой, поскольку необходимо тратить время и ресурсы на его получение, обработку и анализ. Это же сообщение для одного лица или структурного подразделения является информацией (например для главного инженера или диспетчера), а для другого — помехой (например для отдела кадров). Если в полученном сообщении дополнительно было указано, что монтажники собираются в отпуск, то это уже для отдела кадров является информацией. Отсюда ясно, как важно знать оценку полезности информации для различных ее потребителей.
С точки зрения полезности, информация может быть полезной и бесполезной. Очевидно, бесполезной информации в природе не существует, ибо любая информация для чего-нибудь и когда-нибудь может оказаться полезной. Говоря о полезности информации, имеется в виду ее полезность для деятельности данной конкретной производственной системы, ее структурных подразделений, отдельных работников.
Бесполезная информация может проявляться в различных формах, например в виде избыточной, ложной и искаженной информации. Естественно, в системах управления нас интересует полезная информация. Полезная информация, в свою очередь, должна отвечать ряду требований. Прежде всего, она должна быть своевременной, т.е. поступившей не позднее момента, после которого остается достаточно времени для ее обработки и анализа, а также выработки решения. Если информация поступила с опозданием, то она может стать бесполезной и даже вредной.
Информация должна быть достоверной, достаточно точно отражающей как состояние объекта управления, так и происходящие в окружающей среде явления. Она должна быть необходимой, т.е. такой, без которой трудно или невозможно принять объективное решение. В то же время она должна быть достаточной, содержащей все необходимые сведения для принятия решения. При этом достаточность информации означает, что дальнейшее ее увеличение ничего нового не дает для принятия решения, поэтому информация становится избыточной. Важное требование предъявляется к информации с точки зрения ее надежности: она не должна искажаться в процессе передачи и обработки. Наконец, информация должна быть удобной, представленной в форме, позволяющей легко и быстро ее читать, воспринимать и передавать.
Различают информацию первичную и производную.
Первичная информация отражает объективно происходящие процессы и явления. Например, получена информация: за прошедшую неделю на строительстве жилого дома выполнено 90 м3 кирпичной кладки. Это — первичная информация, характеризующая объем кирпичной кладки за неделю. Сама по себе, кроме объема кладки, эта информация ни о чем не говорит: хорошо или плохо, что выполнено 90 м3? Для этого нужно сравнить ее с тем количеством, которое каменщики должны были выложить согласно графику. Предположим, — это 100 м3. Тогда из первичной получается производная информация: недельный план кирпичной кладки выполнен на 90 %. Эта информация уже может служить основанием для принятия управленческих решений по устранению допущенного отклонения.
В зависимости от назначения производная информация может быть промежуточной, учетной и отчетной.
Промежуточная информация — это часть производной информации, подготовленной для принятия управленческих решений. Например, промежуточная информация о том, что план кирпичной кладки не выполнен по причине отсутствия подмостей для каменщиков. На основании этой информации принимается соответствующее решение: срочно завезти на стройку подмости в таком-то количестве. На основании первичной информации составляют также учетную информацию, например информацию для бухгалтерского учета о том, сколько кирпича и раствора израсходовано, какую заработную плату начислить каменщикам и т.д. Отчетная информация, которая также является производной, передается в вышестоящий орган управления.
Информация может поступать часто, редко или вовсе быть разовой. Поэтому в зависимости от времени и частоты получения информация бывает оперативной, нормативной и плановой.
Оперативная информация отражает состояние объекта управления или явления в окружающей среде в определенный момент времени. Например, сведения, передаваемые ежедневно со строительных объектов в диспетчерскую службу о выполненных объемах работ и о поступлении на объект строительных материалов и изделий. Или ежемесячно поступающие в строительную фирму бюллетени с информацией о ценах на жилую площадь в данном и других регионах.
Нормативная информация характеризует возможные результаты деятельности производственной системы при имеющихся ограничениях и величины ресурсов. Например, какая будет продолжительность строительства (которое ограничено технологическими условиями) при том или ином количестве рабочих или строительных машин.
Плановая информация устанавливает требуемые результаты, которые должны быть достигнуты объектом управления. Например, на основании нормативной информации известно, что в рамках имеющихся ресурсов жилой дом может быть построен как за 10, так и за 20 месяцев. Плановая информация устанавливает конкретный срок строительства. Процессы управления в производственной системе непрерывно сопровождаются информационными потоками. Под потоком информации понимают совокупность характеристик определенного вида информации, которая отражена в специальной форме (текстовой, графической, числовой и др.).
Оценив оптимальные объемы информации, поступающие в различные органы управления, оптимально распределить потоки информации во времени и пространстве невозможно без организации совершенной автоматизированной информационной системы (ИС), в которой все движение информации, все информационные потоки тесно увязаны не только между собой, но и со всеми управленческими структурами и процессами. Создание ИС для предприятия является достаточно сложной задачей, но логика развития современного производства такова, что без этого оно рискует безнадежно отстать от жизни.
В этом отношении строительные организации не являются исключением. В силу целого ряда особенностей строительства, усложняющих управление, невозможно достигнуть высокой эффективности управления без современных информационных систем. В первую очередь это связано с ускоряющимся темпом роста объема выпускаемой продукции, возрастающей сложностью объектов управления и условий их функционирования, усилением концентрации и специализации производства, ускорением изменения состава продукции и ее потребительских качеств, значением большого количества различных социальных и экономических факторов при выработке управляющих воздействий, увеличением потоков технической и производственно-экономической информации и уменьшением допустимого времени для ее переработки.
В условиях острой конкурентной борьбы строительные организации вынуждены совершенствовать технологию и организацию строительства, добиваться снижения стоимости строительно-монтажных работ. Возникает жизненная необходимость в тщательной разработке календарных планов на основе многовариантного проектирования и приведения в соответствие потребности в ресурсах с их наличием и возможностью пополнения. Все это может быть обеспечено только при условии объединения процессов проектирования, подготовки и управления строительством в единую ИС.
Информационная система управления — совокупность информации экономико-математических методов и моделей, технических, программных, других технологических средств и специалистов, предназначенная для обработки информации и принятия управленческих решений.
Создание и внедрение ИС управления на предприятиях строительной отрасли позволяет:
- спланировать работу строительных организаций на год, квартал, месяц, составить монтажно-транспортные, часовые и суточные графики поставки и комплектации материалов и все другие виды оперативно-производственной документации, предусмотрев во всех документах взаимную согласованность мощностей строительных и специализированных организаций с мощностями предприятий стройиндустрии; графиков потока с планом выпуска деталей; сроков производства работ со сроками выпуска документации, освобождения площадок и т.д.;
- обеспечить оперативный контроль за выполнением этих планов и графиков в том масштабе времени, в котором они составлены;
- повысить степень обоснованности принимаемых решений за счет оперативного сбора, передачи и обработки информации;
- обеспечить своевременность принятия решений по управлению организацией в условиях рыночной экономики;
- добиться роста эффективности управления за счет своевременного представления необходимой информации руководителям всех уровней управления из единой информационной базы;
- согласовать решения, принимаемые на различных уровнях управления и в разных структурных подразделениях;
- обеспечить рост производительности труда, сокращение непроизводственных потерь и т.д. за счет информированности управленческого персонала о текущем состоянии экономического объекта.
Классификация информационных систем управления зависит от видов процессов управления, уровня управления, сферы функционирования экономического объекта и его организации, степени автоматизации управления.
Основными классификационными признаками автоматизированных информационных систем являются:
- уровень в системе государственного управления;
- область функционирования экономического объекта;
- виды процессов управления;
- степень автоматизации информационных процессов.
В соответствии с признаком классификации по уровню государственного управления автоматизированные информационные системы делятся на федеральные, территориальные (региональные) и муниципальные ИС, которые являются информационными системами высокого уровня иерархии в управлении.
ИС федерального значения решают задачи информационного обслуживания аппарата административного управления и функционируют во всех регионах страны.
Территориальные (региональные) ИС предназначены для решения информационных задач управления административно-территориальными объектами, расположенными на конкретной территории.
Муниципальные ИС функционируют в органах местного самоуправления для информационного обслуживания специалистов и обеспечения обработки экономических, социальных и хозяйственных прогнозов, местных бюджетов, контроля и регулирования деятельности всех звеньев социально-экономических областей города, административного района и т.д.
Классификация по области функционирования экономического объекта ориентирована на производственно-хозяйственную деятельность предприятий и организаций различного типа. К ним относятся автоматизированные информационные системы промышленности и сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, банковские ИС и др.
По видам процессов управления ИС делятся на:
- ИС управления технологическими процессами (ИСУТП), которые предназначены для автоматизации различных технологических процессов (гибкие технологические процессы, энергетика и Т.Д.).
- ИС управления организационно-технологическими процессами, представляющие собой многоуровневые иерархические системы, которые сочетают в себе ИС управления технологическими процессами и ИС управления предприятиями.
Наибольшее распространение получили ИС организационного управления, которые предназначены для автоматизации функций управленческого персонала. Учитывая наиболее широкое применение и разнообразие этого класса систем, часто различные информационные системы трактуются именно в этом смысле. К этому классу ИС относятся информационные системы управления как промышленными фирмами, так и непромышленными экономическими объектами — предприятиями сферы обслуживания. Основными функциями таких систем являются оперативный контроль и регулирование, оперативный учет и анализ, перспективное и оперативное планирование, бухгалтерский учет, управление сбытом и снабжением и решение других экономических и организационных задач.
Интегрированные ИС предназначены для автоматизации всех функций управления фирмой и охватывают весь цикл функционирования экономического объекта: начиная от научно-исследовательских работ, проектирования, изготовления, выпускай сбыта продукции и заканчивая анализом эксплуатации изделия.
Корпоративные ИС используются для автоматизации всех функций управления фирмой или корпорацией, имеющей территориальную разобщенность между подразделениями, филиалами, отделениями, офисами и т.д.
ИС научных исследований обеспечивают решение научно-исследовательских задач на базе экономико-математических методов и моделей.
Обучающие ИС используются для подготовки специалистов в системе образования, при переподготовке и повышении квалификации работников различных отраслей экономики.
По степени автоматизации информационных процессов ИС подразделяются на:
- ручные — характеризуются отсутствием современных технических средств обработки информации и выполнением всех операций человеком по заранее разработанным методикам;
- автоматизированные — человеко-машинные системы, обеспечивающие автоматизированный сбор, обработку и передачу информации, необходимой для принятия управленческих решений в организациях различного типа;
- автоматические — характеризуются выполнением всех операций по обработке информации автоматически, без участия человека, но оставляют за человеком контрольные функции.
Основной составляющей частью автоматизированной информационной системы является информационная технология (ИТ).
Информационная технология — процесс, использующий совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления и обработки информации на базе программно-аппаратного обеспечения для решения управленческих задач экономического объекта.
Информационные технологии позволяют в значительной мере расширить возможности эффективного управления, поскольку предоставляют в распоряжение специалистов, руководителей строительных организаций новейшие методы обработки и анализа экономической информации, необходимой для принятия решений.
Информационные системы для информационной технологии — это основная среда, составляющими элементами которой являются средства и способы для преобразования данных. Информационная технология представляет собой процесс, состоящий из четко регламентированных правил выполнения операций над информацией, циркулирующей в ИС, и зависит от многих факторов, которые систематизируются по следующим классификационным признакам:
- степень централизации технологического процесса;
- тип предметной области;
- степень охвата задач управления;
- класс реализуемых технологических операций;
- тип пользовательского интерфейса;
- способ построения сети.
По степени централизации технологического процесса ИТ в системах управления делят на централизованные, децентрализованные и комбинированные.
Централизованные технологии характеризуются тем, что обработку информации и решение основных функциональных задач строительной организации производят в центре обработки, на центральном сервере и организованной на предприятии вычислительной сети либо в отраслевом или территориальном информационно-вычислительном центре.
Децентрализованные технологии основываются на локальном применении средств вычислительной техники, установленных на рабочих местах пользователей для решения конкретной задачи специалиста. Децентрализованные технологии не имеют централизованного автоматизированного хранилища данных, но обеспечивают пользователей средствами коммуникации для обмена данными между узлами сети.
Комбинированные технологии характеризуются интеграцией процессов решения функциональных задач на местах с использованием совместных баз данных и концентрацией всей информации в автоматизированном банке данных.
Тип предметной области выделяет функциональные классы задач соответствующих предприятий и организаций, решение которых производится с использованием современной автоматизированной информационной технологии. К функциональным классам задач относятся задачи бухгалтерского учета и аудита, банковской сферы, страховой и налоговой деятельности и др.
По степени охвата автоматизированной информационной технологией задач управления различают автоматизированную обработку информации на базе использования средств вычислительной техники, автоматизацию функций управления, информационную технологию поддержки принятия решений, которые предусматривают использование экономико-математических методов, моделей и специализированных пакетов прикладных программ для аналитической работы и формирования прогнозов, составления бизнес-планов, обоснованных оценок и выводов по изучаемым процессам. К данной классификационной группе относятся также организация электронного офиса как программно-аппаратного комплекса для автоматизации и решения офисных задач, а также экспертная поддержка, основанная на использовании экспертных систем и баз знаний конкретной предметной области.
По классам реализуемых технологических операций ИТ рассматриваются в соответствии с решением задач прикладного характера и имеющимся прикладным программным обеспечением, таким, как текстовые и графические редакторы, табличные процессоры, системы управления базами данных, мультимедийные системы, гипертекстовые системы и др.
По типу пользовательского интерфейса автоматизированные информационные технологии подразделяются в зависимости от возможностей доступа пользователя к информационным, вычислительным и программным ресурсам, соответствующей используемой на предприятии автоматизированной информационной технологии. Пакетная информационная технология не предоставляет возможности пользователю влиять на обработку данных, в то время как диалоговая технология позволяет ему взаимодействовать с вычислительными средствами в интерактивном режиме, оперативно получая информацию для принятия управленческих решений.
Интерфейс сетевой автоматизированной информационной технологии предоставляет пользователю телекоммуникационные средства доступа к территориально удаленным информационным и вычислительным ресурсам.
Способ построения сети зависит от требований управленческого аппарата к оперативности информационного обмена и управления всеми структурными подразделениями предприятия. Повышение запросов к оперативности информации предприятия привело к созданию сетевых технологий, которые развиваются в соответствии с требованиями современных условий функционирования организации. Это влечет за собой организацию не только локальных вычислительных систем, но и многоуровневых (иерархических) и распределенных информационных технологий в ИС организационного управления. Все ИС ориентированы на технологическое взаимодействие, которое организуется за счет средств передачи, обработки, накопления, хранения и защиты информации.