ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Методические и организационные принципы создания информационных систем и технологий
При разработке и создании автоматизированных ИС следует различать два больших класса задач, к решению которых сводится всякое управление: обработка данных и выработка управляющих воздействий (принятие решения).
Решение задач обработки данных может быть автоматизировано независимо от того, где они возникают — в административном, организационном, технологическом, экономическом или социальном плане. Вместе с тем возможности автоматизации процессов принятия решений довольно ограничены.
Известны два основных подхода к созданию АИС управления. Первый из них базируется на модели процесса управления. Согласно этому подходу, называемому иногда дескриптивным, подробнейшим образом изучают действующую управляющую систему (функции отдельных служб и работников, существующий документооборот и т.п.) и строят модель процесса управления — формализованное представление имеющей место деятельности аппарата управления по сбору, передаче, хранению и обработке документов. Подразумевается, что документооборот в должной мере отражает существующие на предприятии основные информационные потоки и что аппарат управления за многие годы функционирования сумел выработать достаточно эффективную модель объекта управления и учел требования к нему, отразив их в сложившихся методах управления и организационной структуре.
Для промышленных предприятий, особенно тех, которые отличаются стабильностью и частой повторяемостью однородных процессов управления, а также для строительных организаций типа ДСК такие предположения достаточно обоснованны. Здесь, как правило, четко отработан, нормализован и — что очень важно — в основном документирован технологический процесс производства, в результате чего сбои бывают редко, а оперативные решения, принимаемые аппаратом управления, обычно достаточно эффективны. Весь документооборот предприятия практически базируется на такой нормализованной и строго документированной технологии производства.
В отличие от промышленных предприятий в большинстве строительных, проектно-конструкторских и некоторых других организациях степень отработанности, нормализованное™ и документального оформления технологии производства по ряду объективных причин намного ниже. В результате этого, а также многочисленных случайных возмущений внешней среды гораздо чаще происходят непредвиденные сбои. Поэтому в подобных организациях существующая документация по технологической подготовке производства не является, в отличие от промышленных предприятий, основой всего документооборота. Здесь, как правило, преобладают недокументированные сообщения, а принимаемые аппаратом управления решения недостаточно базируются на технологии производства, отличаются большой сложностью, весьма субъективным подходом и далеко не всегда наиболее эффективны.
В связи с этим автоматизация существующего документооборота в строительных организациях чаще всего не ведет к желаемому результату, не охватывает большей и притом наиболее важной, хотя и недокументированной, части информации, не устраняет главных недостатков существующей системы управления.
Поэтому при создании автоматизированных информационных систем строительных организаций целесообразен путь, который основан на модели объекта управления. Такая модель, которую иногда называют прескриптивной, реализует предъявляемые к конкретному объекту требования и цели его функционирования, позволяет сформировать отвечающий им процесс управления.
Чтобы построить модель управляемого объекта, надо исследовать объективные закономерности и условия его функционирования.
Однако даже на основе результатов такого исследования обычно не удается построить единую экономико-математическую модель строительного производства из-за непреодолимых трудностей, связанных с учетом огромного количества наименований ресурсов и способов выполнения работ на многих сооружаемых объектах и в самых различных условиях.
Поэтому в настоящее время, как правило, ориентируются не на построение единой экономико-математической модели деятельности строительной организации, а на создание комплекса взаимосвязанных моделей, каждая из которых отражает закономерности функционирования той или иной подсистемы или решения конкретной задачи системы.
В основу этих моделей — независимо оттого, представлены ли они математическими выражениями, графиками или таблицами (например, планы),— закладывают нормализованную технологию возведения строительных объектов. Следовательно, прежде всего надо нормализовать технологический процесс производства, что сводится в большинстве случаев к разработке эффективных моделей календарного планирования, например сетевых (с разной степенью укрупненности для различных временных этапов), а также сопровождающих их технико-экономических нормативов. Тот факт, что это до последнего времени в должной мере не делалось или делалось неудачно, отражает сложность нормализации технологии строительного производства, необходимость учета многовариантной технологии, построения альтернативных сетей и т.д.
Отправляясь от таких моделей, разрабатывают комплекс взаимосвязанных экономико-математических моделей и алгоритмов решения оптимизационных задач, направленных на сбалансированность и оптимальность планов строительной организации, и на этой основе формируют новый документооборот.
Далее строят интегрированную систему обработки информации, учитывая при этом, разумеется, и документацию, оставшуюся без существенных изменений (например по бухгалтерскому и статистическому учету и отчетности).
Таков путь создания автоматизированных информационных систем, наиболее приемлемый для большинства строительных организаций. Он приводит, по существу, к совмещению обоих типов моделей — процесса и управляемого объекта — в сложную модель автоматизированного управления строительством. Модели объектов управления соединяют информационными связями, на стыках этих моделей встраивают блоки принятия решений (модели процесса). Создаваемая в результате такого объединения сложная модель представляет собой логическую систему имитации управления.
Так как разработка автоматизированных информационных систем предполагает решение проблем оптимального функционирования предприятий, то для воплощения их в жизнь необходимо руководствоваться следующими принципами создания ИС:
- Построение общей модели управления рассматриваемым объектом (предприятием), устанавливающей взаимосвязь между различными задачами управления в рамках определенных целей, критериев и ограничений развития управления и его функционирования. Данное положение подчеркивает необходимость определения в первую очередь основных контуров будущей системы управления, принципиальных методологических посылок ее построения. Только при решении этих проблем возможно дальнейшее проведение работ по созданию ИС и ИТ.
- Определение степени приоритета (важности) отдельных задач управления и очередности их разработки в рамках общего плана создания и развития ИС. Это положение предопределяет необходимость оценки качества решения конкретных задач управления в условиях данного предприятия для выявления неиспользованных резервов или потерь. Такая оценка задач управления позволяет с самого начала обеспечить мобилизацию внутренних резервов и должный уровень эффективности их использования. Ранжирование задач управления осуществляется в ходе диагностического анализа деятельности предприятий.
- Приведение структуры объекта управления в соответствие с современными требованиями системы управления. Это положение, по существу, определяет перспективу развития предприятия.
- Установление форм документации и частоты их подготовки с помощью ЭВМ. Этот принцип выявляет условия взаимодействия человека и машины в системе управления, устанавливая своеобразный «выход продукции» технического комплекса в виде форм и графика подготовки документации для специалистов аппарата управления, в результате чего определяются и требования, предъявляемые к условиям ее выработки. В процессе реализации этого принципа осуществляется рационализация документации и документооборота. Опыт показал, что в ряде случаев удается в несколько раз сократить количество форм документов, применявшихся в аппарате управления.
Так, решая задачу составления месячных планов строительной организации, нельзя ограничиться лишь машинной разработкой календарных графиков. Исходные данные о состоянии строительства объектов можно к концу предшествующего месяца формировать непосредственно в ЭВМ на основе накопления и обработки ежедневных сообщений со строек. Результаты оптимального календарного планирования следует выдавать на печать сразу в окончательной форме, не требующей дальнейшей обработки вручную и пригодной для раздачи мастерам, прорабам и другим исполнителям. Оперативные оптимальные планы перевозок строительных грузов должны выпускаться в виде расписаний отправки и прибытия автомашин, а также путевых листов, которые можно раздавать водителям.
- Организация потока документации между органом и объектом управления через ЭВМ па основе формирования и непрерывного обновления единой информационной базы, обеспечивающей реализацию всех задач ИС и функционирование подразделений аппарата управления. Проведение в жизнь указанного принципа дает возможность системно использовать ЭВМ и уменьшить загрузку недостаточно быстро работающих вводных и выводных устройств, резко сократить количество документации и обеспечить согласованность данных и показателей, используемых различными подразделениями, освобождает инженерно-технических работников и служащих от подготовки и представления многочисленных, нередко аналогичных или сходных данных в разные адреса.
Примером одноразового ввода информации может служить ежедневная передача из диспетчерских пунктов в трест сведений о состоянии объектов строительства. На основе этих сведений ЭВМ формирует план суточной отгрузки изделий, конструкций и материалов, планирует работу автотранспорта, ведет учет отставаний и, если надо, дает команду на пересчет месячного плана, регулирует работу производственных предприятий, оформляет расчеты строительной организации с поставщиками, начисляет заработную плату и т.д.
- Обязательность согласования характеристик всех элементов системы. Это прежде всего относится к техническим устройствам системы, во-первых, из-за решающего значения их согласованной работы для своевременной обработки и передачи большого объема информации и, во-вторых, в связи с понятными трудностями внесения изменений в уже смонтированный дорогостоящий комплекс технических средств. Так, быстродействие ЭВМ следует увязать с требуемым количеством каналов связи, предназначенных для передачи информации в вычислительный центр и результатов расчетов — потребителям; количество работников, занимающихся обновлением нормативов, должно быть достаточным для непрерывного поддержания в удовлетворительном состоянии нормативно-справочной базы и т.д.
- Системность и логичность построения обеспечивающих и функциональных подсистем ИС. Выбор операционной системы и программного обеспечения зависит от набора и конкретной постановки реальных задач, решаемых на предприятии. Процесс проектирования ИС подчиняется общей цели, на достижение которой и направлена постановка включенных в нее задач. Поскольку цели предприятия могут меняться в зависимости от реальной ситуации, то цель проектирования должна носить адаптационный характер и соответствовать стратегическому направлению управленческой деятельности конкретного объекта.
- Декомпозиция системы на ряд комплексов (модулей) задач, каждый из которых моделирует определенную сферу управленческой деятельности.
- Принцип типизации. Он имеет важное значение для разработки программ и сводится к максимальному использованию стандартных подпрограмм и типизации программ решения целых задач. Так, можно создать типовую программу расчета годового плана строительной организации и, используя при расчетах соответствующие входные данные, получить оптимальные планы для организаций, сооружающих объекты самых различных отраслей промышленности (металлургии, химии, энергетики и Т.Д.).
Принцип типизации важен потому, что разработка математического обеспечения системы, которая охватывает комплекс программ решения задач и специальных программ, обеспечивающих взаимодействие всех данных в системе, весьма трудоемка, требует большого количества специалистов и может стать труднопреодолимым препятствием при создании и вводе в действие автоматизированной информационной системы. Именно поэтому, разрабатывая систему, нужно ориентироваться на уже имеющиеся типовые программы и серийно выпускаемые технические средства, централизованно разработанные нормативы и т.п.
- Принцип адаптации всех элементов и системы в целом. Должен полностью пронизывать идеологию построения ИС управления — от анализа задач, технико-экономических показателей и их группировок в модули до формулирования целей. Наиболее важной причиной такой направленности реализации ИС управления является необходимость отражения в ее моделях реальных производственно-хозяйственных и финансовых ситуаций, а также возможной переориентации на производство новых изделий, выпуск новых товаров, расширение предоставляемых услуг, переход на новые принципы ведения управленческой деятельности.
- Принцип первого руководителя. Принцип состоит в выборе рациональных этапов разработки АИС и организации управления этим процессом. Данное положение нуждается в пояснении, поскольку разработка часто отождествляется с проектированием, в результате чего делаются попытки распространить на процесс разработки все положения проектирования. В действительности разработка ИС проходит в конкретных условиях каждого объекта, имеющего свои особенности; как правило, она носит научно-исследовательский характер, причем в ней учитываются все положительные стороны действующей системы управления. Для успешной разработки и создания информационной системы должен в обязательном порядке выдерживаться принцип первого руководителя. Суть его в том, что заказ на систему, а также ее проектирование и внедрение должен лично возглавлять высший руководитель организации или объединения (управляющий трестом, начальник комбината, министр).
- Принцип поэтапного ввода АИС в эксплуатацию. При создании автоматизированной ИС с самого начала ее разработки важно реализовать принцип ее поэтапного ввода в действие. Этот порядок важен, во-первых, для лучшей отработки и опробования отдельных частей системы, что повышает уверенность в ее будущей успешной работе; во-вторых, для преодоления психологического барьера, вполне естественного при переходе людей к работе в новых условиях, и, в-третьих, для быстрейшего получения реального эффекта, что также способствует ликвидации существующего недоверия к системе и, кроме того, позволяет сравнительно быстро после начала разработки приступить к компенсации уже понесенных (обычно немалых) затрат.
Рассмотренные принципы и особенности присущи всем ИС, однако степень их использования во многом зависит от типа создаваемой системы. Кроме того, важнейшим признаком, отличающим ИС, создаваемые в строительных организациях, от других ИС, является обязательность введения принципиально новых задач, предназначенных для оптимизации управления. Новые задачи чаще всего связаны с оптимизацией планирования и регулирования. Раньше их нельзя было решать из-за отсутствия модели объекта управления, невозможности традиционными методами и средствами переработать большой объем информации, добиться нужной точности, детальности и скорости расчетов.
Примерами могут служить выработка на ЭВМ с использованием методов линейного программирования оптимальных планов перевозок грузов, автоматизация календарного планирования деятельности строительной организации с рациональным распределением ресурсов и др. Собственно, введением принципиально новых задач (взамен или в развитие ранее решавшихся) и обеспечивается разработка и реализация оптимальных планов производства, которые, во-первых, сбалансированы с мощностями предприятий, материально-техническими ресурсами и технической документацией, а также учитывают ряд других ограничений и, во-вторых, являются наилучшими по какому-либо критерию.
Следует отличать автоматизированную информационную систему управления строительной организацией от системы автоматизированного решения отдельной задачи. Примером последней может служить реализация с помощью ЭВМ в замкнутом контуре управления процедур рационального календарного планирования, оптимального планирования перевозок. Данная система «встраивается» в действующую систему, но подавляющее большинство задач системы по существу не затрагивается, их продолжают решать традиционными способами, хотя и увязывают с новыми задачами, что, естественно, снижает результативность автоматизации управления.
В отличие от приведенного выше примера автоматизированную систему строительной организации нельзя просто «встроить» в существующую систему управления, она призвана в значительной мере заменить ее. Это достигается введением большого комплекса новых взаимосвязанных задач и методов принятия решений взамен традиционных с охватом наиболее важных функций управления.
Основной эффект, который дают автоматизированные информационные системы организационного управления, возникает за счет полноты, своевременности и оптимальности принимаемых решении и, как следствие этого, — ликвидации различного рода организационных неполадок. Второй важной, но обычно гораздо менее весомой долей эффекта, даваемого автоматизированной информационной системой организационного управления, является экономия управленческого труда, позволяющая сократить аппарат без ущерба для качества управления.
По мере развития автоматизированных информационных систем они будут, очевидно, все более приобретать черты самообучающихся систем, способных анализировать изменения внешних условий и свой прошлый опыт для настройки на динамический оптимальный режим, а впоследствии — и самоорганизующихся, самосовершенствующихся систем, корректирующих в процессе приспособления не только свое поведение, но и свою структуру.
Для правильного определения состава подсистем, входящих в состав АИС, строят дерево целей, которое является наглядной графической моделью иерархической взаимосвязи целей системы в целом и отдельных ее подсистем. При построении дерева целей большое значение отводится эвристическим методам, экспертным оценкам, необходимость которых обусловлена большой неопределенностью в решении этих задач. Если различным целям и подцелям придать
числовые значения в зависимости, например, от затрат на их реализацию, то можно провести количественный анализ построенного дерева целей.
Дерево целей реализуется наиболее эффективно, если каждая подсистема стремится достичь своей подцели в рамках цели всей системы.
Выявление целей и подцелей — наиболее ответственная работа, результаты которой оказывают весьма существенное влияние на разработку и функционирование информационной системы.
Цели сложных систем, к которым относятся строительные организации, не всегда являются очевидными и не вытекают непосредственно из условий деятельности и интересов каждой рассматриваемой подсистемы. Поэтому при построении дерева целей наиболее часто используют следующие методы:
- Детализация целей — дерево целей.
- Установление взаимосвязи и дублирования целей — матричный анализ.
- Оценка относительной важности целей, их взаимосвязей и придание им численных оценок — экспертные оценки.
- Установление предполагаемых затрат на достижение целей — математическая статистика.
- Прогнозирование появления целей в будущем — метод сценариев.
- Проверка и испытание комплексов целей — методы имитации.
По мере перехода на нижние уровни цели дезагрегируются, детализируются, переформулируются во все более конкретные понятия. Таким образом, вырисовывается дерево целей, которое реализуется наиболее эффективно, если каждая подсистема стремится достичь своей собственной цели, тем самым способствуя (вместе с другими подсистемами) достижению общей цели (целей) системы.
Критерий, выражающий понятие эффективности пути достижения подсистемой своей цели, должен одновременно гарантировать непротиворечивость этого пути интересам достижения целей других подсистем и, в конечном счете, системы в целом.
Учитывая взаимосвязь целей, критериев и ограничений системы, отдельных подсистем и охватываемых ими задач, рационально строить дерево целей АИС совместно с деревом критериев и ограничений.
Один из вариантов принципиальной схемы такого дерева приведен на рис. 7.1. Из него ясно, что цель системы должна автоматически достигаться при достижении целей всех основных подсистем.
В то же время, как следует из схемы, для достижения цели каждой подсистемы надо ставить и решать ряд укрупненных задач (комплексов задач), которые, в свою очередь, могут быть реализованы лишь при решении всех охватываемых ими детальных задач. Совокупность таких детальных задач можно рассматривать как программу достижения цели системы.
Разумеется, количество уровней дерева целей, критериев и ограничений конкретнойАИС может отличаться от приведенного нарис. 7.1 как в большую, так и в меньшую сторону. Кроме того, в ряде случаев некоторые основные подсистемы следует располагать на разных уровнях.
Система в целом
Укрупненные задачи |
Детальные задачи |
Рис. 7.1. Схема дерева целей, критериев и ограничений системы. Сплошными линиями обозначены связи различных уровней дерева между собой; штриховыми — с порядком стимулирования, индивидуальными и коллективными потребностями членов организации; О — цели; □ — критерии; 0 — ограничения |
Подсистемы
Очевидно, цели и критерии системы, подсистем и отдельных задач будут реализованы наилучшим образом, если их непосредственно связать с целями и потребностями членов производственной организации.
Размеры и сложность больших систем, к которым относятся АИС, требуют их декомпозиции, без чего их невозможно изучать и проектировать. При этом для больших и сложных систем декомпозиция по какому-либо одному признаку недостаточна, требуется многоаспектное рассмотрение. Приступая к нему, прежде всего отметим, что разработка АИС представляет собой определение, с одной стороны, содержательного набора управленческих задач, решение которых обеспечит оптимальное (по принятому критерию с учетом установленных ограничений) функционирование объекта управления, с другой стороны, — установление информационных связей между задачами, выбор средств и методов их решения и деятельности аппарата управления как человеко-машинной системы.
Чаще всего задачи группируют в основные подсистемы по функциональному и структурному признакам. Каждая подсистема содержит замкнутый контур управления, состоящий из управляющей части и управляемого объекта, соединенных прямыми и обратными связями. В основных подсистемах реализуются функции планирования, учета, контроля, регулирования.
В качестве подсистемы автоматизированной информационной системы будем рассматривать выделенную по определенному признаку (функциональному или структурному) часть системы, которую, в свою очередь, в силу ее определенной замкнутости можно считать системой.
Функциональные подсистемы выделяются в соответствии с присущими в той или иной мере каждой строительной организации традиционными областями управленческой деятельности, а также некоторыми новыми областями, появляющимися с переходом на АИС. Так, могут быть выделены функциональные подсистемы управления технической и технологической подготовкой про-
изводства строительно-монтажными работами, изготовлением продукции производственных предприятий, материально-техническим снабжением, финансами, кадрами, перевозками, эксплуатацией машин и механизмов, а также подсистема технико-экономического управления и др. Естественно, что приведенный вариант состава функциональных подсистем не является единственно возможным. В ряде случаев может оказаться рациональным несколько иной состав подсистем.
Любую функциональную подсистему в информационном отношении можно представить как некоторый комплекс задач управления, решаемых подразделениями аппарата управления и документированных по входной и выходной информации. Например, в подсистеме планирования строительного объединения (треста) формируется план, состоящий из документов: программа строительно-монтажных работ, план технического развития, план по труду, план по накладным расходам, смета затрат и др. Ведущим участником составления этих документов и их потребителем является плановый отдел, выдающий задание на разработку, исходные данные и нормативы, необходимые для расчета показателей плана, а также осуществляющий оценку рассчитанных с помощью ЭВМ вариантов плана.
Подсистема управления подготовкой производства АИС строительного объединения (треста) содержит: составление проектов производства работ, атакже календарных планов поточного строительства; разработку и расчеты сетевых моделей строительства объектов; выпуск оперативно-производственной документации по поставкам ресурсов; автокалькулирование затрат труда, фонда заработной платы и материальных ресурсов на строительство объектов и др. Эти работы выполняются совместно с работниками технического и производственного отделов. Результатами их являются документы (графики, расписания, калькуляции и т.д.), передаваемые на производство для реализации.
Из приведенных примеров следует, что назначение каждой функциональной подсистемы отражает сферу деятельности соответствующего подразделения управляющей системы.
Выделение подсистемы предусматривает некоторое единство элементов, включаемых в нее, т.е. функциональную однородность. Функциональная однородность элементов — это общность информационных выходов, общая их целевая направленность, атакже однородность содержания обрабатываемой информации в одноименных подразделениях различного уровня управления.
Функции планирования, например, присущи всем уровням — от строительного управления до объединений включительно.
Следует учесть, однако, что в силу зависимости подсистем от функций управления, определяемых видом деятельности организации и уровнем управления, на котором она находится, совокупность подсистем, образующих АИС, и содержание решаемых в них задач могут существенно меняться. В отличие от строительных АИС автоматизированные системы в промышленном производстве имеют подсистемы сбыта продукции, а подсистема технической подготовки производства включает задачи конструирования образцов новой продукции. В зависимости от уровня управления меняется содержание задач подсистемы планирования. Так, на уровне управления строительного треста, ДСК планирование включает расчеты показателей стройфинплана. На уровне же строительной корпорации эта работа в составе задач планирования не содержится. Структурные подсистемы объединяют задачи управления производственно-хозяйственной деятельностью тех конкретных подразделений строительной организации, которые в своей совокупности образуют ее структуру. Поскольку для этой структуры характерна иерархичность, то и соответствующий ей набор структурных подсистем образует иерархическую совокупность. Высший уровень рассматриваемой иерархии охватывает весь набор реализуемых в строительной организации задач. Так, для треста в этот набор входят как задачи управления отдельными сторонами деятельности треста в целом и координации деятельности входящих в его состав строительных управлений (СУ), так и все задачи, связанные с управлением деятельностью каждого из стройуправлений. Последние задачи образуют структурные подсистемы строительных управлений, каждая из которых, в свою очередь, объединяет задачи по управлению СУ в целом, координации деятельности составляющих его строительных участков и задачи управления деятельностью каждого из них. Естественно, что структурные подсистемы нижнего уровня иерархии надо выделять таким образом, чтобы для охватываемых ими еще более мелких подразделений уже не требовалось решения каких-либо задач. Примером такого уровня можно считать, например, строительный участок.
Отражаемая в документах сущность экономической информации раскрывается через систему натуральных и стоимостных показателей, например: объем работ в натуральном или стоимостном выражении; трудовые затраты на строительство какого-либо здания, сооружения или их элементов; прибыль, планируемая или полученная в результате деятельности организации; количество введенной жилой площади; число сданных деталей и пр.
Показатель состоит из реквизитов двух видов: реквизит-признак отражает качественную сторону показателя, реквизит-основание — количественную.
При решении задач подсистем АИС используются различные данные, нормы, цены, наименования материалов, машин, оборудования, названия организаций, оперативные данные о состоянии какого-либо процесса, данные отчетов о деятельности организаций и т.д. Для удобства использования данные группируются в информационные массивы. Последние представляют собой совокупности этих данных (как постоянных, таки обновляемых), объединенных единым смысловым содержанием. Например: массив ЕНиР, массив сборных железобетонных деталей и конструкций, массив профессий строительных рабочих и т.д.