ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
ФУНКЦИЯ МОТИВАЦИИ
Наряду с планированием и организацией мотивация также является одной из важных функций управления. В широком смысле понятие мотивации определяется совокупностью внутренних и внешних причин, побуждающих человека осуществлять те или иные действия, совершать различные поступки, вести себя так или иначе. Люди ежедневно совершают самые разнообразные действия и поступки, одни осознанно, другие подсознательно, но в их основе всегда лежат определенные побудительные мотивы.
Мотивы являются основным внутренним фактором, определяющим источники и направленность деятельности работника по повышению или понижению эффективности и результатов труда. Поэтому процесс формирования мотиваций работников является важнейшей функцией управления.
Теория управления при исследовании мотивации исходит из традиционного понимания категории «мотив» как внутренней причины, побуждающей человека к какому-либо действию. В основе таких побуждений лежит совокупность потребностей, интересов, желаний, целевых установок, ценностных ориентаций, ожиданий человека.
Мотивация поведения человека двойственна, она содержит одновременно и эмоциональные, и рациональные начала. С точки зрения рационального, прагматического управления предпочтительнее, чтобы человек действовал как «интеллектуальная машина» — без сбоев и ошибок, наиболее целесообразно и эффективно. Но человеку присущи свои эмоции, страсти, устремления. Поэтому при мотивации своих действий и в самих действиях он руководствуется и логикой, и чувствами, и здравым смыслом, и эмоциями.
Можно создать идеальные условия для работы, установить высокую зарплату, но если нет взаимопонимания между работниками организации, если не учитываются их социальные потребности, если цели организации далеки от целей каждого работника, то можно быть уверенным, что такая организация не имеет будущего.
Мотивы действий людей можно объяснить их стремлением удовлетворить те или иные потребности. Люди постоянно испытывают разнообразные потребности. Чтобы поддерживать свое существование, они, прежде всего, должны удовлетворять свои естественные потребности: есть, пить, одеваться, иметь жилище, семью. Далее человек имеет потребность общаться с другими людьми, участвовать в общих делах. При этом он ощущает потребность признания другими людьми его способностей, испытывает желание, чтобы люди выказывали ему свое уважение, даже восхищались им. Если удовлетворены одни потребности, у человека могут возникать другие.
Человек по-разному может относиться к своим потребностям. Например, потребность стать руководителем у разных людей может вызывать разное поведение: один может льстить вышестоящему начальству, преподносить подарки, подкупать, другой, считая для себя такое поведение неприемлемым, старается лучше работать, третий, видя, что у него мало шансов стать руководителем, вовсе пытается погасить в себе эту потребность. Как говорят психологи, человек разными способами стремится освободиться от потребности, устранить ее: удовлетворить потребность, подавить ее или вообще на нее не реагировать. Однако подавить потребность или не обращать на нее внимание в реальной жизни достаточно сложно. Подавленная потребность может «вспыхнуть» с новой силой, стать навязчивой идеей.
Потребности характеризуются степенью осуществимости. Например, хотя многие рядовые работники и не исключают, что могли бы занять должность президента фирмы, в реальной действительности не эта потребность определяет их поведение в силу малой вероятности ее удовлетворения. У каждого из них есть более реальные потребности, стремление удовлетворить которые и вызывает у человека мотивы, определяющие его поведение.
Возникает вопрос: а нельзя ли пробуждать у работников такие мотивы, которые бы направляли действия людей в нужном направлении. Чтобы человека не надо было заставлять делать что-либо, а он сам бы захотел это делать. Именно в этом — краеугольный камень различных теорий мотивации. В основу этих теорий положено понятие мотивирования.
Мотивирование — это процесс воздействия на человека с целью пробуждения в нем определенных мотивов, побуждающих его активизировать свою деятельность, совершать те или иные действия, направленные на то, чтобы лучше выполнять возложенные на него обязанности.
Следует отличать мотивирование от давно известного понятия стимулирования. Стимулирование — это один из способов мотивирования, его частный случай. Чем выше интеллектуальный уровень работников, чем более развито у них чувство общности целей, тем реже применяются стимулы для мотивирования их деятельности, поскольку они сами, движимые высокими мотивами, проявляют заинтересованное участие во всех делах, не дожидаясь указаний сверху.
Существующие теории мотивационного исходят из необходимости признания базовых элементов мотивации (потребностей, интересов, целевых установок, ожиданий и др.) и процесса их взаимосвязи с результатами деятельности. При этом поведение субъектов и его результаты определяются уровнем взаимодействия стимулов и мотивов. Формирование практических механизмов оптимального взаимодействия процессов стимулирования труда и мотивации персонала — ключевое условие успешного развития организационных систем.