ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
ФОРМАЛИЗАЦИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЕ
Естественные языки используются для создания описательных информационных моделей. С помощью формальных языков строятся формальные информационные модели (математические, логические и др.). Одним из наиболее широко используемых формальных языков является математика. Модели, построенные с использованием математических понятий и формул, называются математическими моделями. Язык математики является совокупностью формальных языков.
Язык алгебры позволяет формализовать функциональные зависимости между величинами. Язык алгебры логики (алгебры высказываний) позволяет строить формальные логические модели. С помощью алгебры высказываний можно формализовать (записать в виде логических выражений) простые и сложные высказывания, выраженные на естественном языке. Построение логических моделей позволяет решать логические задачи, строить логические модели устройств компьютера (сумматора, триггера) и так далее.
В процессе познания окружающего мира человечество постоянно использует моделирование и формализацию. При изучении нового объекта сначала обычно строится его описательная информационная модель на естественном языке, затем она формализуется, т.е. выражается с использованием формальных языков (математики, логики и др.).
Визуализация формальных моделей. В процессе исследования формальных моделей часто производится их визуализация. Для визуализации алгоритмов используются блок-схемы: пространственных соотношений между объектами — чертежи, моделей электрических цепей — электрические схемы, логических моделей устройств — логические схемы и так далее.
Так, при визуализации формальных физических моделей с помощью анимации может отображаться динамика процесса, производиться построение графиков изменения физических величин и т.д. Визуальные модели обычно являются интерактивными, т. е. исследователь может менять начальные условия и параметры протекания процессов и наблюдать изменения в поведении модели.
Иерархические и сетевые модели. Множество окружающих нас объектов обладают одинаковыми свойствами, которые отличают их от других групп объектов. Группа объектов, обладающих одинаковыми общими свойствами, называется классом объектов. Внутри класса объектов могут быть выделены подклассы, объекты которых обладают какими-то особыми свойствами. В свою очередь, подклассы могут делиться на более мелкие группы и так далее.
В процессе классификации объектов часто строят информационные модели, которые имеют иерархическую структуру. В иерархической информационной модели объекты распределены по уровням. Каждый элемент более высокого уровня может состоять из элементов нижнего уровня, а элемент нижнего уровня может входить в состав только одного элемента более высокого уровня.
Иерархические информационные модели для наглядного представления удобно изображать в форме графа. Сетевые информационные модели применяются для отражения систем со сложной структурой, в которых связи между элементами имеют произвольный характер.
Классификация моделей по временному фактору. Статическая модель — это как бы одномоментный срез информации по объекту. Динамическая модель позволяет увидеть изменения объекта во времени. Например, при строительстве дома рассчитывают прочность и устойчивость фундамента, стен, балок при постоянной нагрузке — это статическая модель здания. Если учитываются нагрузки, переменные во времени, например ветровые, движение грунтовых вод, сейсмические колебания и другие изменяющиеся во времени факторы, то в этом случае нужно строить динамическую модель.
Информационные модели отражают различные типы систем объектов, в которых реализуются различные структуры взаимодействия и взаимосвязи между элементами системы. Для отражения систем с различными структурами используются различные типы информационных моделей: табличные, иерархические и сетевые.
Знаковые и вербальные информационные модели. К информационным моделям можно отнести вербальные (от лат. verbalize — устный) модели, полученные в результате раздумий, умозаключений. Они могут так и остаться мысленными или быть выражены словесно. Вербальная модель — информационная модель в мысленной или разговорной форме. Знаковая модель — информационная модель, выраженная специальными знаками, т.е. средствами любого формального языка. Знаковые модели — это рисунки, тексты, графики, схемы и т.д. Вербальные и знаковые модели, как правило, взаимосвязаны.
Синтаксис языка моделирования на примере IDEFO. Основными элементами на IDEFO-диаграммах являются блоки и дуги. Блоки служат для отображения функций (действий), выполняемых моделируемой системой. Сформулированные функции должны содержать глагольный оборот.
Дуги служат для отображения информации или материальных объектов, которые необходимы для выполнения функции или появляются в результате ее выполнения (объекты, обрабатываемые системой). Под объектами в рамках функционального моделирования могут пониматься документы, физические материалы, инструменты, станки, информация, организации и даже системы. Место соединения дуги с блоком определяет тип интерфейса.
Управляющие выполнением функции данные входят в блок сверху, в то время как информация, которая подвергается воздействию функции, показана с левой стороны блока; результаты выхода показаны с правой стороны. Механизм (человек или автоматизированная система), который осуществляет функцию, представляется дугой, входящей в блок снизу.
Функциональный блок преобразует входную информацию (данные, материалы, средства, задачи, цели и др.) в выходную (что требуется получить в результате выполнения данной функции). Управление определяет, когда и как
это преобразование может или должно произойти. Механизм (или исполнители) непосредственно осуществляет это преобразование. За каждой дугой закрепляется замечание, которое отображает суть информации или объекта. Замечание формулируется в виде оборота существительного, отвечающего на вопрос «Что?».
Функциональные блоки надиаграмме изображаются в виде прямоугольников, внутри которых записывается имя функции и номер блока (в правом нижнем углу прямоугольника). Блоки располагаются на диаграмме согласно их степени важности (по мнению автора модели). При этом доминирующим является тот блок, выполнение функции которого оказывает влияние на выполнение всех остальных функций, представленных на диаграмме. К примеру, это может быть блок, содержащий контролирующую или планирующую функцию, выходы которого являются управляющими для всех остальных функциональных блоков диаграммы. Доминирующий блок помещается, как правило, в верхнем левом углу листа диаграммы, а наименее важный блок — в правом нижнем углу. Таким образом, ступенчатость блоков надиаграмме отражает мнение автора о доминировании одних блоков относительно других. Очень важно помнить, что доминирование блоков на диаграмме не задает четкой временной зависимости операций.
Стороны блока также имеют определенное значение. К левой границе блока присоединяются входные дуги, к верхней — управляющие дуги, к правой — выходные дуги, а к нижней — дуги механизмов. Дуги на IDEFO-диаграмме изображаются в виде стрелок. При IDEFO моделировании используются пять типов взаимосвязей между блоками для описания их отношений.
Под взаимосвязью по управлению понимается связь, при которой выход одного блока влияет (является управляющим) на выполнение функции в другом блоке, под взаимосвязью по входу — когда выход одного блока является входом для другого.
Обратная связь по управлению подразумевает, что выходы из одной функции влияют на выполнение других функций, выполнение которых, в свою очередь, влияет на выполнение исходной функции. Обратная связь по входу та, при которой выход из одной функции является входом для другой функции, выход которой является для него входом. При взаимосвязи выход — механизм выход одной функции является механизмом для другой, выходная дуга одного блока является дугой механизма для другого. Такой тип связи встречается редко и относится чаще всего к подготовительным операциям.
Поскольку содержание IDEFO-диаграмм уточняется в ходе моделирования постепенно, дуги на диаграммах редко отображают один объект. Чаще всего они отображают определенный набор объектов и могут иметь множество начальных точек (источников) и определенное количество конечных точек (приемников). В ходе разработки графической диаграммы для отражения этой особенности используют механизм разветвления/слияния дуг. Это позволяет не только уточнить с использованием замечаний содержание каждой ветви раз-
ветвленной дуги, но и более точно описать, из каких наборов объектов состоит входящая в функциональный блок дуга, если она получена путем слияния.