ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ
Предпринимателями, использующими наемный труд
С 1 января 2002 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) индивидуальные предприниматели обязаны уплачивать помимо единого социального налога страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в отношении своей предпринимательской деятельности, а также страховые взносы на обязательное пенсионное страхование с выплат, производимых в пользу физических лиц.
Таким образом, если страхователь одновременно относится к нескольким категориям налогоплательщиков, он исчисляет и уплачивает страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по каждому основанию. Причем страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачивают как индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по общему режиму налогообложения, так и предприниматели, работающие на едином налоге на вмененный доход, а также применяющие упрощенную систему налогообложения.
Согласно ст. 6 Закона N 167-ФЗ страхователи делятся на 2 категории:
1) лица, производящие выплаты физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели (в том числе частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы), физические лица);
2) индивидуальные предприниматели (в том числе частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы), адвокаты.
Указанные категории страхователей совпадают с категориями налогоплательщиков единого социального налога, предусмотренными ст. 235 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, вышеуказанным Федеральным законом к страхователям отнесены физические лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществляющие уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за себя и за других физических лиц.
Масса вопросов возникает у предпринимателей по уплате страхового взноса на обязательное пенсионное страхование по отношению к их предпринимательской деятельности. Какими нормами закона утверждена обязанность уплаты фиксированного платежа (страхового взноса)? Какова его величина? Предоставляются ли льготы по его уплате? Освобождаются ли работающие пенсионеры от уплаты фиксированного взноса? Имеют ли право предоставлять льготы налоговые органы?
В соответствии с п. 1 ст. 28 Закона N 167-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа. Нормами Закона льгот по уплате фиксированного платежа не предусмотрено.
Федеральным законом от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлен минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии в размере 150 руб. в месяц (100 руб. - на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 руб. - на финансирование накопительной части трудовой пенсии), который является обязательным для уплаты.
КонсультантПлюс: примечание.
Приказ Минфина РФ от 28.12.2001 N 118н "О продлении срока действия Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 25 мая 1999 г. N 38Н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" и внесении в него изменений и дополнений" утратил силу в связи с изданием Приказа Минфина РФ от 11.12.2002 N 127н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации".
Уплата страховых взносов в виде фиксированного платежа на страховую и накопительную части трудовой пенсии за календарный год в сумме 1800 руб. (150 руб. x 12 мес.), в том числе 1200 руб. на страховую часть трудовой пенсии, 600 руб. на накопительную часть трудовой пенсии, производится индивидуальными предпринимателями в течение календарного года отдельными платежными поручениями по соответствующим кодам бюджетной классификации доходов бюджетов Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. N 118н.
Согласно ст. 16 Федерального закона N 57-ФЗ действие вышеназванных положений данного Федерального закона распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2002 г.
Индивидуальные предприниматели, являющиеся пенсионерами, действующим законодательством по обязательному пенсионному страхованию не освобождаются от уплаты фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии. Таким образом, с 1 января 2002 г. минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии является обязательным для уплаты индивидуальными предпринимателями, в том числе пенсионерами.
В соответствии со ст. 104 Конституции Российской Федерации право законодательной инициативы (предоставления льгот, освобождения категорий плательщиков от уплаты налогов и сборов) принадлежит, в частности, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. При этом Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, как исполнительный орган, правом законодательной инициативы не обладает. Поэтому предложения по изменению законодательства по обязательному пенсионному страхованию в отношении уплаты минимального размера фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии индивидуальными предпринимателями - пенсионерами могут быть направлены в законодательный (представительный) орган субъекта Федерации для подготовки и внесения последним соответствующего законопроекта в Государственную Думу Российской Федерации.
В соответствии со ст. 28 Закона N 167-ФЗ законодательно установлен лишь минимальный размер фиксированного платежа для индивидуальных предпринимателей. Порядок и сроки исчисления и уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством Российской Федерации.
11 марта 2003 г. Правительством РФ было принято Постановление N 148 "Об утверждении Правил исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа". Согласно ему уплата фиксированного платежа страхователями осуществляется путем зачисления его на счета территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации, открытые в органах федерального казначейства, по месту регистрации страхователей. Размер фиксированного платежа на месяц рассчитывается путем деления стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации, на 12. В случае если рассчитанный на месяц в указанном порядке размер фиксированного платежа не превышает минимального размера фиксированного платежа, установленного ст. 28 Закона N 167-ФЗ, уплата фиксированного платежа осуществляется в минимальном размере. Фиксированный платеж за текущий год уплачивается не позднее 31 декабря этого года. В случае прекращения деятельности страхователей в установленном порядке до 31 декабря текущего года фиксированный платеж, подлежащий уплате в текущем году, уплачивается за фактический период деятельности не позднее даты ее прекращения. Уплата фиксированного платежа осуществляется страхователями в виде отдельных платежных поручений на финансирование каждой части трудовой пенсии. При этом две трети от суммы фиксированного платежа направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии и одна треть - на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
Что же касается уплаты страховых взносов индивидуальными предпринимателями, производящими выплаты физическим лицам, данные правоотношения также определяются нормами, установленными Законом N 167-ФЗ.
Статья 10 этого Закона предусматривает, что объектом обложения страховыми взносами и базой для их начисления являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные гл. 24 "Единый социальный налог" Кодекса. Однако специальной нормы для предоставления льготы по уплате страховых взносов, установленной ст. 239 Кодекса для инвалидов I, II или III группы, Закон не содержит. Поэтому льготы по единому социальному налогу в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не применяются.
Объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов для физических лиц, осуществляющих наем на работу по трудовому договору или по гражданско-правовому договору, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу застрахованных лиц, включая вознаграждения, выплачиваемые по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг (за исключением вознаграждения, выплачиваемого индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам. Не относятся к объекту обложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав). К таким договорам относятся договоры дарения, купли-продажи, аренды, уступки права требования.
Следует обратить внимание на то, что в соответствии с Методическими рекомендациями о порядке начисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование <*> страховые взносы не начисляются на следующие суммы выплат в пользу работников.
--------------------------------
<*> См.: письмо ПФ РФ от 11 марта 2002 г. N МЗ-09-25/2186 "О направлении Методических рекомендаций о порядке начисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование" // Экономика и жизнь. 2002. N 15.
1. Доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации не включаются в состав базы для начисления страховых взносов в течение пяти лет, начиная с года регистрации хозяйства. Настоящая норма применяется в отношении доходов тех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, которые ранее не пользовались такой нормой. В целях обеспечения прав членов крестьянского (фермерского) хозяйства на пенсионное обеспечение глава крестьянского (фермерского) хозяйства вправе уплачивать за членов крестьянского (фермерского) хозяйства страховые взносы в виде фиксированного платежа в добровольном порядке в соответствии со ст. 29 Закона N 167-ФЗ за период, в течение которого страховые взносы не начислялись.
2. Не начисляются страховые взносы и с выплат в натуральной форме товарами собственного производства - сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей - в размере до 1000 руб. (включительно) в расчете на одно физическое лицо - работника за календарный месяц. При этом не имеет значения, начислены ли указанные выплаты в денежном эквиваленте или в натуральном виде. Необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. 131 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20% от суммы заработной платы. При выявлении фактов нарушения указанной нормы органам Пенсионного фонда необходимо обратиться в инспекцию по труду с указанием на нарушения трудового законодательства.
Тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации установлен ст. 22 и 33 Закона N 167-ФЗ. Данными статьями тариф страховых взносов установлен отдельно для финансирования страховой части трудовой пенсии и для финансирования накопительной части трудовой пенсии.
Для правильного применения тарифов страховых взносов необходимо разделить всех физических лиц, в пользу которых производятся выплаты, на три возрастные группы:
1) мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше;
2) мужчины с 1953 по 1966 год рождения и женщины с 1957 по 1966 год рождения;
3) мужчины и женщины 1967 года рождения и моложе.
Для первых двух групп применяется тариф страховых взносов, установленный ст. 22 Закона N 167-ФЗ, для третьей группы - в 2002 - 2005 гг. применяется тариф переходного периода, установленный ст. 33 указанного Федерального закона, а с 2006 г. и дальше - тариф, установленный ст. 22, как и для двух первых групп.
Так, например, для выступающих в качестве работодателей страхователей, за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств, если база для начисления страховых взносов на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года меньше или равна 100000 руб., существуют следующие тарифы страховых взносов (см. табл. 1).
Таблица 1
Для мужчин 1952 г. рождения и |
Для мужчин с 1953 по 1966 г. |
||
На финансирова - |
На финансирова - |
На финансирова - |
На финансирова- |
14,0 процента |
0,0 процента |
12,0 процента |
2,0 процента |
Для лиц 1967 года рождения и моложе в рассматриваемом примере будут действовать следующие тарифы страховых взносов (см. табл. 2).
Таблица 2
2002 - |
На финансирование страховой части |
11,0 процента |
На финансирование накопительной |
3,0 процента |
|
2004 г. |
На финансирование страховой части |
10,0 процента |
На финансирование накопительной |
4,0 процента |
|
2005 г. |
На финансирование страховой части |
9,0 процента |
На финансирование накопительной |
5,0 процента |
|
2006 г. |
На финансирование страховой части |
8,0 процента |
На финансирование накопительной |
6,0 процента |
Ежемесячно страхователи производят исчисление сумм авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного ст. 22 Закона N 167-ФЗ.
Страхователи обязаны вести учет сумм начисленных выплат и вознаграждений, составляющих базу для начисления страховых взносов и сумм страховых взносов, относящихся к указанной базе, по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты, путем ведения индивидуальных карточек учета сумм начисленных выплат, единого социального налога и страховых взносов.
По окончании расчетного периода (года) в срок не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом, страхователь представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации расчет (декларацию) <*> по страховым взносам с отметкой налогового органа или с иными документами, подтверждающими факт представления расчета (декларации) в налоговый орган, и в срок не позднее 1 июля года, следующего за истекшим, - копию налоговой декларации по единому социальному налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим представление декларации в налоговый орган.
--------------------------------
<*> Приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 26 декабря 2002 г. N БГ-3-05/747 утверждены форма декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам и Инструкция по ее заполнению.
В соответствии со ст. 24 Закона N 167-ФЗ сроком уплаты авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование признается срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам. Необходимо обратить внимание на то, что за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов, начисляются пени, процентная ставка которых принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Согласно нормам Налогового кодекса РФ, расчет суммы пеней осуществляется налоговыми органами при оформлении результатов налоговой проверки в акте проверки. Это означает, что расчет суммы пеней, начисленных на задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, должен осуществляться налоговыми органами и направляться в органы Пенсионного фонда Российской Федерации для взыскания. Однако необходимо отметить, что при подаче искового заявления о взыскании недоимки и пеней орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе самостоятельно рассчитать размер пеней, поскольку в соответствии со ст. 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации цена иска (сумма иска) является обязательным условием для принятия иска к рассмотрению арбитражным судом. А в случае несогласия с расчетом пеней, произведенным налоговыми органами, размер исковых требований в части определения размера суммы пеней может быть изменен в ходе судебного заседания в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 243 Налогового кодекса Российской Федерации сумма единого социального налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование, которая является налоговым вычетом. При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога, подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.
Для индивидуальных предпринимателей сумма страховых взносов, уплаченная в виде фиксированного платежа, будет зачтена как налоговый вычет в размере, не превышающем 1/2 суммы единого социального налога.