ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Одно из наиболее эффективных направлений экономического роста России на ближайшую перспективу - развитие малого бизнеса.
В наше время малый бизнес призван не только стать важнейшей базой структурной перестройки экономики с учетом особенностей развития регионов, но и обеспечить наполняемость местных бюджетов.
На современном этапе экономического развития Российской Федерации особо актуальной является проблема своевременного пополнения государственного бюджета, его сбалансированности по доходам и расходам, обеспечения финансирования федеральных и региональных потребностей. Поэтому обеспечение роста налоговых поступлений и повышение уровня собираемости налоговых платежей стало приоритетной задачей.
Стимулирование развития малого бизнеса требует совершенствования системы налогообложения.
В условиях проводимой политики по снижению налоговой нагрузки на реальных товаропроизводителей и ее переносу на потребительский сектор и соответствующего расширения на этой основе налоговой базы посредством реализации регулирующей и стимулирующей функций налоговая система призвана обеспечивать сбалансированность федеральных, региональных, местных и частных интересов, создавать основу для структурных изменений в экономике и ее подъема, активизации инвестиционной деятельности.
Принятие Налогового кодекса позволило частично систематизировать действующие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения. Налоговый кодекс устраняет ряд недостатков существующей налоговой системы - отсутствие единой законодательной и нормативной базы налогообложения, многочисленность и противоречивость нормативных документов и отсутствие достаточных гарантий для участников налоговых отношений.
Либерализация малого бизнеса и заметное усиление защищенности налогоплательщиков будут способствовать улучшению инвестиционного климата и возврату в легальную сферу капиталов, выведенных из-под налогообложения.
С целью совершенствования налогообложения необходимо шире использовать сравнительный анализ налоговых систем зарубежных государств, который позволит выявить сильные и слабые стороны налогообложения.
Введенные первая и вторая части Налогового кодекса скорректировали налогообложение малого бизнеса, однако насколько оно правильно - покажет время. То, что Кодекс нуждается в доработке, говорит тот факт, что во вторую часть Налогового кодекса одновременно с его вводом вносились изменения, и этот процесс продолжается.
Совершенствование налогообложения прежде всего должно быть направлено на устранение несоответствий и противоречий в налогообложении, создании для законопослушных налогоплательщиков комфортных условий для уплаты налогов, в общей либерализации и переводе в цивилизованные рамки действующего налогового законодательства.
Малый бизнес призван внести свой вклад в удвоение валового внутреннего продукта страны за десятилетие, которое было названо приоритетной экономической задачей.
Четкая и последовательная промышленная политика, несомненно, способствует развитию малого и среднего бизнеса, который, в свою очередь, призван активно вторгаться в "ниши", придающие этой политике целостность, сбалансированность и требуемый социальный эффект.
Орловская область прошла различные стадии организации и поддержки предпринимательства. Одна из первых в Центрально-Черноземном регионе поддерживающих и обучающих предпринимательству структур была разработана и создана здесь, в Центре развития рыночных отношений в экономике "Развитие". Немало поработав на этой ниве, в том числе и по организации Орловского областного государственного фонда поддержки предпринимательства, "Развитие" параллельно развивало собственные рыночные структуры и постепенно наибольший уклон сделало в сторону строительства.
Для организации, анализа и координации программы по развитию предпринимательства в области было создано управление по предпринимательству, инвестиционной и инновационной деятельности, внешнеэкономическим и региональным связям аппарата губернатора и администрации Орловской области.
В Орловской области проводится большая работа по информационной поддержке малого предпринимательства, по созданию механизмов открытого и независимого доступа предпринимателей к юридической и информационной поддержке через тематический сайт в Интернете, осуществляется подготовка специальной литературы.
Экспертная группа провела в области интересные исследования по оценке предпринимательского климата и составляющих государственного регулирования предпринимательства с точки зрения самих предпринимателей. В соответствии со шкалой, принятой для такой оценки, ни один из рассмотренных аспектов не ставит в явной мере под угрозу существование бизнеса, но все они достаточно проблематичны.
В общей оценке предпринимательского климата самыми большими проблемами являются уровень налогов, налоговое администрирование и государственное регулирование. Оказывается, их уровень проблематичности гораздо больше, чем уровень самой конкуренции и неравных ее условий, доступа к капиталу, коррупции и рэкета.
Оценка госрегулирования в зависимости от размера, возраста и роста предприятий показала, что и для мелких, и для более крупных предприятий проблематичны выполнение требований по оформлению документов, регулирование, налоговые инспекции. Для более крупных проблемы возникают и при необходимости контактов с санэпидемнадзором и инспекциями органов охраны труда.
Исследуя взаимосвязь государственного регулирования и возраста предприятий, эксперты сделали вывод, что старые фирмы субъективно оценивают большинство проблем государственного регулирования как менее серьезные.
Общая оценка составляющих госрегулирования:
Наиболее проблематичны - оформление документов, оформление покупки помещений, лицензирование и сертификация;
Наименее проблематичны - инспектирование органами охраны труда, регистрация бизнеса, ограничения на ввоз и вывоз продукции, ценовое регулирование.
Предприниматели сегодня готовы выйти из тени и работать цивилизованно, но и от власти ожидают такого же цивилизованного отношения. Безусловно, преодолеть взаимное непонимание, недоверие сложно. Но главное - существует взаимное стремление предпринимателей области и органов власти к налаживанию диалога и выработке таких правил, которые устраивали бы обе стороны.