ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ
Добровольное и принудительное прекращение деятельности индивидуального предпринимателя
Практически каждый предприниматель рано или поздно сталкивается с проблемой ликвидации бизнеса: с ликвидацией фирмы (юридического лица) или с завершением предпринимательской деятельности без образования юридического лица в связи с потерей интереса собственников фирмы к данному бизнесу либо убыточностью предпринимательской деятельности.
Ликвидация подразумевает под собой прекращение деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя может быть:
1) добровольным;
2) принудительным;
3) в результате невыполнения обязанности по перерегистрации. Так, в соответствии со ст. 3 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" в случае невыполнения предпринимателем обязанности по представлению до 1 января 2005 г. в регистрирующий орган предусмотренного Законом пакета документов государственная регистрация такого индивидуального предпринимателя утрачивает силу;
4) по обстоятельствам, не зависящим от воли гражданина: смерти, признании гражданина в установленном законом порядке недееспособным или ограниченно дееспособным.
Добровольное прекращение предпринимательской деятельности обусловлено желанием самого гражданина. Для оформления добровольной ликвидации бизнеса индивидуальный предприниматель представляет в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности по установленной Правительством РФ форме, а также документ об оплате государственной пошлины.
В случае невыполнения данной обязанности у индивидуального предпринимателя, не осуществлявшего в отчетном периоде предпринимательскую деятельность и, соответственно, не получавшего доходы от нее, сохраняется обязанность представить в налоговый орган декларацию о доходах.
Индивидуальные предприниматели без образования юридического лица самостоятельно исчисляют и уплачивают налог на доходы физических лиц по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности (подп. 1 п. 1 ст. 227 НК РФ). При этом они обязаны представлять декларации по налогу на доходы физических лиц (п. 5 ст. 227 НК РФ). Поэтому независимо от результатов предпринимательской деятельности индивидуальные предприниматели должны сдать декларацию в налоговую инспекцию, т. е. не имеет значения, получил бизнесмен доходы или налоговая база равна нулю (расходы превышают доходы). Если бизнесмен прекратил предпринимательскую деятельность до конца налогового периода, он обязан в пятидневный срок со дня прекращения этой деятельности представить в налоговую инспекцию декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде.
Если же забросивший бизнес предприниматель не представит декларацию в установленный законодательством срок, то это будет являться основанием для привлечения его к ответственности за непредставление налоговой декларации.
Необходимость надлежащего оформления прекращения предпринимательской деятельности подчеркивается и материалами судебной практики. Так, государственная налоговая инспекция по Ленинскому району города Кирова обратилась в арбитражный суд с иском к гражданину-предпринимателю В. Н. Валову о взыскании 2460139 руб. сокрытого им дохода и штрафа за нарушение налогового законодательства. Определением от 26 декабря 1994 г. суд прекратил производство по делу, поскольку на момент рассмотрения дела В. Н. Валов не являлся предпринимателем. В протесте в ВАС РФ предлагалось Определение отменить, а дело направить для рассмотрения по существу в Арбитражный суд Кировской области.
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ счел, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как усматривается из материалов дела, В. Н. Валов зарегистрирован в качестве предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, в администрации Ленинского района г. Кирова 8 февраля 1993 г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации N 1519. Арбитражный суд, прекращая производство по делу, исходил из того, что в связи с переездом на новое место жительства В. Н. Валов 20 июня 1994 г. сдал в налоговую инспекцию по Ленинскому району г. Кирова вместе с декларацией о доходах свидетельство о регистрации предпринимателя и тетрадь учета доходов, прекратив таким образом предпринимательскую деятельность.
Однако выводы суда не соответствуют нормам закона, т. к. В. Н. Валов в установленном порядке не оформил прекращение предпринимательской деятельности, а значит является индивидуальным предпринимателем, поэтому, исходя из субъектного состава и характера правоотношений, данный спор подлежал рассмотрению в арбитражном суде <*>.
--------------------------------
<*> См.: Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 7 мая 1996 г. N 7298/95 // Вестник ВАС РФ. 1996. N 8.
Следует отметить, что после ликвидации организация полностью прекращает свое существование и все права на нее, как и ее долги, теряют силу. А поскольку государство в лице налоговой инспекции является потенциальным кредитором (в смысле неначисленных налогов, платежей и штрафов), то при ликвидации в обязательном порядке проводится выездная налоговая проверка. Этот факт больше всего смущает учредителей и директоров юридических лиц, претендующих на ликвидацию. Индивидуальный предприниматель должен иметь в виду, что, хотя при ликвидации организации предусмотрена обязательная выездная налоговая проверка <*>, в отношении предпринимателя без образования юридического лица подобного требования в действующем законодательстве не содержится.
--------------------------------
<*> См.: ст. 89 Налогового кодекса РФ.
Очень часто предприниматели задаются вопросом: какой установлен порядок временного прекращения деятельности?
КонсультантПлюс: примечание.
Закон РСФСР от 07.12.1991 N 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации" утратил силу с 1 января 2004 года в связи с принятием Федерального закона от 08.12.2003 N 169-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу законодательных актов РСФСР".
Законом РСФСР от 7 декабря 1991 г. N 2000-1 установлен порядок государственной регистрации физических лиц, изъявивших желание заниматься предпринимательской деятельностью, не запрещенной законодательными актами Российской Федерации, без образования юридического лица, и уплаты регистрационного сбора за государственную регистрацию их в качестве предпринимателей. При этом определен порядок выдачи свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и возврата такого свидетельства в предусмотренных названным Законом случаях, а также выдачи дубликата свидетельства в случае утери предпринимателем свидетельства при наличии уважительных причин.
КонсультантПлюс: примечание.
Закон РСФСР от 07.12.1991 N 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации" утратил силу с 1 января 2004 года в связи с принятием Федерального закона от 08.12.2003 N 169-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу законодательных актов РСФСР".
В соответствии с Законом N 2000-1 свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя выдается физическому лицу на срок, указанный в его заявлении, после представления им документа об уплате регистрационного сбора.
КонсультантПлюс: примечание.
Закон РСФСР от 07.12.1991 N 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации" утратил силу с 1 января 2004 года в связи с принятием Федерального закона от 08.12.2003 N 169-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу законодательных актов РСФСР".
Указанный Закон не содержит положений, регламентирующих порядок временного прекращения действия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя в случае временной приостановки осуществления им предпринимательской деятельности.
В связи с введением Единого государственного реестра налогоплательщиков был принят Указ Президента РФ от 8 июля 1994 г. N 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории Российской Федерации", утвердивший Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности.
Положение определяет порядок государственной регистрации граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридических лиц, выдачи регистрирующим органом бессрочного свидетельства о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Положением предусмотрено, что государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента вынесения судом решения о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) либо в день получения регистрирующим органом заявления предпринимателя об аннулировании его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и ранее выданного ему свидетельства о регистрации.
Решение суда или арбитражного суда также является основанием для аннулирования государственной регистрации индивидуального предпринимателя.
Данные о государственной регистрации (аннулировании государственной регистрации) индивидуального предпринимателя сообщаются органом, осуществившим регистрацию, в недельный срок в налоговую инспекцию для включения в государственный реестр.
Таким образом, в ныне действующих законодательных актах, определяющих порядок государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, не установлен порядок временного прекращения действия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя в случае временной приостановки осуществления им предпринимательской деятельности, поскольку в результате государственной регистрации физическое лицо приобретает статус индивидуального предпринимателя, что и подтверждается выдачей соответствующего свидетельства. Следовательно, временная утрата физическим лицом полученного статуса без аннулирования его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя неправомерна.
К тому же, согласно гл. 24 части второй НК РФ (подп. 2 п. 1 ст. 235) индивидуальные предприниматели являются плательщиками единого социального налога. Если предприниматель производит выплаты в пользу физических лиц по трудовым, гражданско-правовым и авторским договорам, то он согласно подп. 1 п. 1 ст. 235 признается также налогоплательщиком-работодателем и выступает одновременно как налогоплательщик ЕСН по двум категориям.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ индивидуальные предприниматели признаются страхователями по обязательному пенсионному страхованию по собственным доходам, а в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 6 данного Закона - как страхователи-работодатели.
Если в течение налогового периода (года) предприниматель получал доходы нерегулярно (или не получал вовсе) и при этом использовал наемный труд, то он обязан в соответствии с нормами ст. 244 НК РФ подать декларацию по ЕСН с нулевой налогооблагаемой базой. Статьей 80 НК РФ установлено, что налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу.
В пункте 7 Обзора Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. N 71 сказано, что декларация представляется налогоплательщиком независимо от того, имеется сумма по данному налогу за налоговый период к уплате или нет.
По страховым взносам на обязательное пенсионное страхование предприниматели по собственным доходам уплачивают фиксированный платеж (ст. 28 Федерального закона N 167-ФЗ (в ред. от 29 мая 2002 г.)) в размере 150 руб. в месяц.
Размер фиксированного платежа не зависит от налогооблагаемой базы и обязателен к уплате ежемесячно, если даже предприниматель будет иметь нулевой доход или убыток. Контроль за уплатой страховых взносов (ст. 25 Федерального закона N 167-ФЗ) осуществляют налоговые органы.
Нормы ГК РФ о ликвидации юридического лица, как отмечается в информационном письме Президиума ВАС РФ от 13 января 2000 г. N 50 "Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)", не могут быть применены в отношении граждан-предпринимателей в силу особенностей их правового положения как субъектов предпринимательской деятельности.
В упомянутом информационном письме ВАС РФ, иных судебных толкованиях были перечислены случаи и основания аннулирования свидетельств о государственной регистрации физических лиц в качестве предпринимателей и прекращении в связи с этим их предпринимательской деятельности. Перечень таких случаев и оснований является закрытым и, по мнению Президиума ВАС, именно ими нужно руководствоваться судам при принятии решений о прекращении деятельности граждан-предпринимателей. В подтверждение своей позиции Президиум ВАС сослался на п. 3 ст. 23 Гражданского кодекса, в котором сказано, что нормы Кодекса, регулирующие деятельность юридических лиц, могут быть применены к деятельности индивидуального предпринимателя лишь в случае, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. Поэтому нормы Гражданского кодекса, определяющие процедуру ликвидации юридического лица (следующую за принятием решения о его ликвидации), в случае с предпринимателем неприменимы.
Данная позиция применялась и при разрешении конкретных дел.
1) Налоговая инспекция по Октябрьскому округу г. Иркутска обратилась в суд с иском о ликвидации частного предпринимателя Б. В обоснование иска истец указал, что в соответствии с требованиями ст. 6 Закона РФ от 18 июня 1993 г. N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" при повторном несоблюдении законодательства о применении контрольно-кассовых машин ответчик подлежит ликвидации.
Отказывая в иске, суд в своем решении правомерно указал следующее. В силу ст. 61 ГК РФ и ст. 6 Закона РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" при повторном нарушении требований вышеуказанного Закона подлежит ликвидации предприятие как юридическое лицо. Действующим законодательством не предусмотрена "ликвидация физического лица", осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Ошибка суда в приведенном примере заключалась в том, что суд должен был принять определение о прекращении производства по делу, а не принимать решение по существу иска, т. к. в данном случае защита предъявленного требования не предусмотрена законом.
2) По другому делу налоговой инспекцией по Октябрьскому округу г. Иркутска был предъявлен иск к частному предпринимателю Л. о ликвидации его предприятия как частного предпринимателя. Поскольку ст. 22 АПК РФ, определявшая подведомственность дел арбитражным судам, не предоставляла арбитражному суду право разрешать иски о ликвидации торговой точки частного предпринимателя, которую истец ошибочно назвал предприятием, суд, прекращая производство по делу, в мотивировочной части решения также правильно указал: "Действующее законодательство и, в частности, ст. 23 ГК РФ гарантируют гражданину право заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Статус предпринимателя гражданином может быть утрачен в случае сдачи им свидетельства о государственной регистрации предпринимателя в регистрирующий орган либо в случае признания его арбитражным судом несостоятельным (банкротом) в порядке, предусмотренном ст. 25 ГК РФ".
3) По иску налоговой инспекции по г. Тулуну к предпринимателю по принудительной ликвидации его как предпринимателя арбитражный суд, прекращая производство по делу, указал, что требования о принудительной ликвидации предпринимателей не могут быть предметом рассмотрения арбитражных судов. Суд апелляционной инстанции, оставляя без удовлетворения апелляционную жалобу истца и соглашаясь с определением суда, указал следующее. Правила п. 3 ст. 23 ГК РФ применяются к предпринимателям в той мере, в какой это касается деятельности юридических лиц, но не их организации и ликвидации.
На сегодняшний день в соответствии с п. 4 ст. 40 Закона о защите прав потребителей лишь федеральному антимонопольному органу и его территориальным органам предоставлено право обращаться в суд в защиту прав потребителей в случаях обнаружения нарушений прав потребителей, предъявлять иски в суды в интересах неопределенного круга потребителей, в том числе о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца) или о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя за неоднократное или грубое нарушение установленных законом или иным правовым актом прав потребителей. На практике такие иски предъявляются крайне редко, в основном в случаях высокой степени опасности нарушений, допускаемых хозяйствующими субъектами, либо в случае неоднократного неисполнения законных требований граждан и государственных органов.
Так, Вологодское и Карельское территориальные управления МАП России предъявили иски о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя. Он неоднократно нарушал установленные Законом о защите прав потребителей права потребителей. В частности, неоднократно отказывал в удовлетворении требований потребителей, предусмотренных ст. 18 Закона. Суд поддержал позицию территориальных органов МАП России и удовлетворил их иски.
Для иностранных граждан и лиц без гражданства основаниями принудительного прекращения предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации могут стать аннулирование документа, подтверждающего право данного лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации, либо окончание срока действия указанного документа.
Порядок оформления документов, дающих право на проживание в РФ, зависит от категории, к которой относятся иностранные граждане, находящиеся на территории нашей страны. Законодательством в зависимости от срока пребывания в нашей стране иностранные граждане подразделяются на постоянно проживающих и временно пребывающих (к ним относятся студенты, туристы, лица, прибывшие к нам для работы, по частным и служебным делам, и т. д.). Для постоянного проживания в РФ иностранному гражданину необходимо получить письменное разрешение от органов внутренних дел, а затем вид на жительство. По своему содержанию вид на жительство близок к паспорту гражданина РФ. Как и граждане РФ, иностранные граждане, постоянно проживающие в нашей стране, обязаны регистрироваться по месту жительства и по месту пребывания. Временно пребывающие в РФ иностранные граждане проживают по заграничным паспортам, получаемым ими в собственных странах, при условии регистрации в установленном Правительством РФ порядке <*>.
--------------------------------
<*> Казакова Л. А., Петров К. С. О правилах пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства // Право и безопасность. 2002. N 2 - 3.
Временно проживающие и постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане обязаны ежегодно проходить перерегистрацию в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, по месту своего жительства <*>.
--------------------------------
<*> Статья 21 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" // Парламентская газета. 2002. N 144.
В Федеральном законе "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" упоминается о следующем виде принудительного прекращения деятельности предпринимателя: вступление в силу приговора суда, которым ему назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок. В соответствии с Уголовным кодексом РФ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может применяться в качестве основного и дополнительного наказания за следующие преступления в сфере экономической деятельности:
1) статья 194 УК РФ - уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере (т. е. если сумма неуплаченных таможенных платежей превышает 1000 МРОТ), в том числе данное деяние, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору; б) лицом, ранее судимым за совершение преступлений, предусмотренных ст. 194, 198, 199 УК РФ; в) неоднократно; г) в особо крупном размере (сумма неуплаченных таможенных платежей превышает 3000 МРОТ);
2) пункт 2 ст. 200 УК РФ - обман потребителей, совершенный: а) лицом, ранее судимым за обман потребителей; б) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в) в крупном размере.
Под обманом потребителей для целей рассматриваемой статьи понимаются обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (услуги) или иной обман потребителей гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), если эти деяния совершены в значительном размере. Обманом потребителей в значительном размере признается обман, причинивший потребителям ущерб в сумме, превышающей 1/10 часть минимального размера оплаты труда, в крупном размере - в сумме не менее одного минимального размера оплаты труда;
3) статья 202 УК РФ - злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами, т. е. использование частным нотариусом или частным аудитором своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние причинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, в том числе совершенное в отношении заведомо несовершеннолетнего или недееспособного лица либо неоднократно;
4) статья 203 УК РФ - превышение руководителем или служащим частной охранной или детективной службы полномочий, предоставленных им в соответствии с лицензией, вопреки задачам своей деятельности, если это деяние совершено с применением насилия или с угрозой его применения;
5) статья 204 УК РФ - коммерческий подкуп, т. е. незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.
За указанные преступления лицо может понести наказание в виде лишения права заниматься определенной деятельностью на срок 3 - 5 лет.
Следует сказать и о такой разновидности принудительного прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, как банкротство.