Обзор рынка гипсокартона в странах бывшего СНГ
При исследованиях рынка гипсокартонных листов была выявлена общность тенденций для всех стран, поэтому в приведенной ниже информации фигурантом исследований приведена Россия.
При проведении исследования применялись следующие методы:
- Кабинетное исследование
- Исследование статистической информации о производстве гипсокартона.
- Исследование статистической информации о внешней торговле гипсокартоном.
- Источники общей бизнес-направленности, специализированные источники, связанные со строительной отраслью.
- Полевое качественное исследование (проведение глубинных интервью — экспертных опросов)
Для получения углубленной информации о рынке гипсокартона были проведены экспертные опросы, с представителями (руководители, первые заместители руководителей) следующих структур:
- магазины (строительные супермаркеты), специализирующиеся на Professional-клиентах (средние и малые строительные организации) в интересующих регионах (областях);
- магазины (строительные супермаркеты), специализирующиеся на DIY-клиентах (частные лица, осуществляющие ремонтно-строительные работы своими силами) в интересующих регионах (областях);
- представители крупных строительных компаний в интересующих регионах (областях);
- представители средних и малых строительных компаний в интересующих регионах (областях).
В связи с взрывным ростом строительного рынка в странах бывшего СНГ и соответствующим активным увеличением восстребованности ремонтных, отделочных работ возрастает внимание к различным технологиям внутренней и внешней отделки помещений. Различают два основных типа технологий отделки: «мокрые технологии», которым соответствует традиционный процесс штукатурки, и «сухие технологии», согласно которым отделка помещений осуществляется листами (щитами), созданными из материалов на основе гипса. «Хед-лайнером» сухих технологий отделки помещений является гипсокартон, выпускаемый в виде листов (плит), и активно используемый для моделирования пространства помещений - выравнивания и отделки стен, возведения межкомнатных перегородок, натяжных потолков. Перед традиционными материалами, используемыми в процессе «мокрой отделки», у гипсокартона есть ряд преимуществ: значительная экономия времени и трудозатрат, простота демонтажа и легкость. В настоящее время рынок гипсокартона характеризуется тенденцией к активному росту. По данным агентства Abarus Market Research, ежегодный прирост рынка составляет порядка 20%.
Эксперты аналитической компании «Строительная информация» приводят несколько меньшие показатели темпов роста рынка гипсокартона – 10-15% в год. По одной России объем рынка в 2006 году, по данным компании «Строительная информация», составил 200 млн.кв. метров или около 11 млрд. рублей. Основную долю в общем объеме рынка гипсокартона составил московский рынок – около 60 млн.кв. метров в 2006 году (30% от объема российского рынка). По прогнозам экспертов, до 2010 года темп роста рынка гипсокартона в России сохранится, и в 2010 году объем рынка составит 280-300 млн.кв. метров (см. рисунок 1.)
Рисунок 1. Прогноз динамики роста объема российского рынка гипсокартона в
На сегодняшний день Россия производит лишь 4% от объема мирового рынка гипсокартона. Основная доля мирового рынка принадлежит США, где производится 42% (7 млрд. кв.м) от объема мирового рынка гипсокартона. На российском рынке выделяются два игрока – это крупнейшие мировые производители гипсокартона: группа Knauf, производящая ассортимент гипсокартона одноименной марки, и французская Compagnie de Saint-Gobain SA, объединяющая производителей гипсокартона марок Giproc, Nida Gips, Rigips.
Необходимо заметить, что ранее крупнейшими мировыми игроками рынка гипсокартона выступали группа Knauf и группа BPB (British Plaster Board). Группа BPB к 2005 году владела 20-ти процентной долей мирового рынка гипсокартона и имела очень обширную географию производств и поставок (предприятия и розничные подразделения группы работают в 55 странах мира), тогда как Knauf, закрепившая за собой 11% мирового рынка гипсокартона, сосредоточила свои силы главным образом в Европе и России (группа Knauf имеет более 120-ти заводов в более чем 30-ти странах мира).
В конце 2005 года произошло слияние компаний Saint-Gobain и BPB, в результате которого за 6,8 млрд. долларов США группа BPB вошла в состав Saint-Gobain.
На российском рынке гипсокартона соотношение долей двух мировых лидеров существенно иное, чем на мировом рынке (см. рисунок 2.). Безусловным лидером российского рынка является Knauf, доля которой составляет порядка 80% (на европейском рынке доля Knauf составляет порядка 40%). Порядка 10% рынка приходится на российских производителей: Волгоградский гипсовый завод ОАО «Гипс» (г. Волгоград), ОАО «Свердловский завод строительных изделий» (г. Екатеринбург), входящий в состав группы «Гифас», ОАО «Гипсополимер» (г. Пермь). Ещё 10% рынка приходится на импортную продукцию (и это главным образом продукция компании Saint-Gobain, в настоящее время не имеющей действующих производственных площадок в России).
Рисунок 2. Структура российского рынка гипсокартона по основным производителям, % от объема рынка (по данным компании «Строительная информация»).
Ведущие мировые производители гипсокартона стремятся к расширению своего присутствия в России. Так, французская компания Saint Gobain, оборот которой в 2006 году составил 50 млрд. долларов США, а чистая прибыль - около 2 млрд. долларов США, в 2007 году объявила о планах по строительству завода по производству гипсокартона под Уфой. Мощности предприятия составят 30 млн. кв.м гипсокартонных панелей в год. Инвестиции в производство рассчитаны в размере 70-80 млн. долларов США. Необходимо отметить, что в России Saint Gobain уже принадлежат несколько предприятий: «Кавминстекло» (Ставрополь, производство стеклотары), «Сен-Гобен Изовер» (Егорьевск, Московская обл., изоляционные материалы), «Сен-Гобен Вебер Рус» (Подольск, Московская обл., штукатурка) и «Сен-Гобен Ветротекс Стекловолокно» (Владимир, высокотехнологичные материалы).
Помимо строительства завода под Уфой известны планы Saint Gobain открыть производственную площадку в Нижегородской области, предприятие будет производить гипсокартон из местного сырья. Планируемые инвестиции в проект составят более 70 млн. евро. Проектная мощность нижегородского предприятия планируется на уровне 30 млн. кв.м гипсокартонных плит в год и будет достигнута к 2011 году. Строительство комплекса Saint-Gobain в Нижегородской области планируется закончить к 2009 году. Основными регионами сбыта продукции выступят Нижегородская область, Москва и Московская область.
По мнению экспертов, Saint-Gobain не будет иметь каких-либо проблем со сбытом продукции, производимой в России, связанной с конкуренцией Knauf. Большинство российских заводов Knauf уже загружены под завязку, их средняя мощность составляет около 40 млн. кв.м гипсокартона в год. Тем не менее, российский рынок гипсокартона сегодня еще далек от насыщения. Открытие в России производственных площадок Saint-Gobain означает, что за российский гипсокартонный рынок будут бороться уже два крупнейших мировых производителя, монополия немецкой компании Knauf, державшаяся более десяти лет, прекратит свое существование.
Однако группа Knauf, несмотря на уже занимаемую значительную долю российского рынка, намерена расширять свое присутствие в России. На сегодняшний день в России Knauf имеет девять действующих заводов, в 2006 году открыто производство гипсокартонных кнауф-листов в Санкт-Петербурге, заложен завод по производству гипсокартонных листов в Иркутске. В текущем году будет введен завод по производству стекловолокна в Московской области, инвестиции в производство составят более 100 млн. долларов США. В середине текущего года начнется добыча гипсового камня на карьере в Архангельской области. В ближайшем будущем Knauf планирует увеличить объемы производства гипсокартона на предприятии в Новомосковске, вложив в этот проект 4 млн. рублей.
В течение последних 13 лет группа Knauf инвестировала 700 млн. долларов США в строительство и модернизацию предприятий в России. В будущем ежегодные инвестиции Knauf в создание предприятий в нашей стране составят не менее 200 млн. долларов США. Одной из основных задач, преследуемых Knauf в процессе наращивания собственного производства в России, является исключение своего импорта и организация выпуска широкого ассортимента продукции для строительного рынка на российской территории По мнению экспертов, группа Knauf с открытием завода в Санкт-Петербурге получила весьма благоприятные перспективы для продвижения в Северо-Западном регионе. В данном регионе у компании в настоящее время практически нет конкурентов, в связи с чем потенциальная доля рынка Knauf, по сути, является неограниченной. Потенциальный успех продвижения в Северо-Западном регионе подкреплен высоким спросом на качественные строительные материалы среди потребителей.
Следует отметить, что и отечественные производители предпринимают попытки к расширению собственных производств. Так, волгоградский гипсовый завод приобрел в Москве цех за 7-8 млн. долларов США с целью производства продукции из гипсокартона и сухих строительных смесей. Несколько лет назад на заводе была проведена кардинальная реконструкция, позволившая значительно повысить качество выпускаемого гипсокартона. Волгоградский гипсовый завод стал первым из независимых от иностранных компаний производителей влагостойкого гипсокартона.
Однако в целом действия отечественных производителей гипсокартона по расширению производств носят гораздо более скромный характер по сравнению с действиями мировых гигантов. Стремление ведущих производителей гипсокартона к расширению производств связано с тенденцией активного роста потребления этого материала на российском рынке. Однако, несмотря на увеличение потребительского спроса на гипсокартон, среднедушевое потребление гипсокартона в России остается значительно меньшим, чем в странах Западной Европы и США. Так, в США на одного человека приходится 8 кв.м. гипсокартона в год, в странах Западной Европы – 5 кв.м. в год, в России этот показатель составляет менее 2 кв.м в год.
Низкий показатель среднедушевого потребления эксперты связывают с недостаточным развитием культуры потребления гипсокартона в качестве строительного и отделочного материала среди россиян. Необходимо также отметить, что существующий показатель среднедушевого потребления свидетельствует о значительном потенциале развития российского рынка гипсокартона.
В заключение обзора необходимо отметить, что и тенденции к расширению представленности, как ведущих игроков мирового рынка, так и отечественных производителей гипсокартона на российском рынке, и разработка и продвижение на рынок новых материалов — аналогов гипсокартона связаны с благоприятными прогнозами развития рынка гипсокартона в России в ближайшей и средней временных перспективах. В среднесрочной временной перспективе активность строительной отрасли в России будет расти. В связи с этой тенденцией спрос на стройматериалы и услуги по содержанию и ремонту жилых помещений также будет повышаться. В частности, следует ожидать увеличения спроса на гипсокартон, который сегодня является одним из наиболее востребованных строительных и отделочных материалов в России. Соответственно спросу будут увеличиваться и объемы российского производства гипсокартона.
Основные выводы по итогам обзора: — Гипсокартон в настоящее время является наиболее распространенным материалом для «сухой» отделки помещений и моделирования пространства помещений. До 2010 года можно ожидать сохранения высоких темпов роста рынка гипсокартона. В среднесрочной перспективе спрос на гипсокартон будет увеличиваться в связи с благоприятным прогнозом развития строительного рынка и рынка ремонтных услуг.
В связи с этим ожидается резкое увеличение спроса на оборудование производства гипсокартона.