ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ И ТРАНСПОРТИРУЮЩИЕ МАШИНЫ НА ЗАВОДАХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
ПЛАСТИНЧАТЫЕ ШАРНИРНЫЕ ЦЕПИ
Пластинчатые шарнирные цепи (рис. 8) применяются в подъемно-транспортирующих машинах для подвешивания грузов (грузовые цепи, рис. 8, а), для передачи движения в механизмах (привод
ные цепи, рис. 8, б) и для передачи тягового усилия рабочим органам транспортирующих машин (тяговые цепи, рис. 8, в).
Грузовые пластинчатые шарнирные цепи (рис. 9, а) Состоят из стальных пластин /, шарнирно соединенных между собой валиками 2 и закрепленных расклепыванием концов валиков (при нагрузке на цепь до 10000 кгс) Или шплинтами, вставляемыми в отверстия валиков (при нагрузке на цепь свыше 10 000 кгс).
Диаметры и длина валиков, размеры и форма пластин одинаковы для всех звеньев цепи. Только для концевого звена 3 применяют пластины увеличенной длины с утолщенным валиком, при помощи которого цепь прикрепляют к деталям грузоподъемного механизма.
Выборочная характеристика грузовых пластинчатых цепей приведена в табл. 9.
Рис, 8. Типы пластинчатых цепей: А — грузовые; б — приводные; В — тяговые |
Коэффициент запаса прочности грузовых пластинчатых цепей по нормам Гос гор тех надзор а при машинном приводе должен быть не меньше 5, а при ручном не менее 3.
Приводные пластинчатые цепи (рис. 9, б) отличаются от грузовых цепей тем, что здесь во внутренние пластины 4 запрессовывают втулки 5, а наружные пластины неподвижно закрепляют иа валиках 6.
Рис. 9. Схемы пластинчатых цепей |
Во втулочных цепях валик вращается во втулке, и нагрузка распределяется на всю поверхность касания втулки и валика, благодаря чему достигается небольшое удельное давление в шарнирах, а следовательно, и небольшой износ трущихся поверхностей.
Цепи грузовые пластинчатые
(по ГОСТу 191—63) Размеры в мм
£ С и гГ С X Ь |
Номинальный шаг |
Расстояние между внуг - 1 реиними пластинами |
Пластина |
Валик |
Количество пласти н в одном эвене в шт. |
На груз к.Ч |
А кгс |
Масса 1 пог. м а кг. Не более |
||||
Толщина |
Ширина |
Длина |
Наибольшая длина |
Номинальный диаметр средней части |
Диаметр шейки под пластины |
1 Разрешающая, , не менее |
1 Измерения шага |
|||||
25 |
18 |
2,5 |
15 |
41 |
35,0 |
10 |
9 |
2 |
2 500 |
40 |
1,4 |
|
1 |
35 |
22 |
2,5 |
16 |
53 |
52J} |
13 |
9 |
4 |
5 000 |
150 |
2,7 |
Ж |
1>5 |
3^ |
20" |
'№ |
Ад |
14 |
ГГ |
4 |
U 000 |
200 |
3,4 |
|
50 |
36 |
3,0 |
30 |
83 |
78,0 |
22 |
17 |
4 |
12 500 |
500 |
7,0 |
|
60 |
45 |
4,0 |
38 |
104 |
97,0 |
26 |
22 |
4 |
20 000 . |
750 |
10,5 |
|
И |
70 |
50 |
5,0 |
47 |
120 |
104,0 |
32 |
26 |
4 |
32 000 |
1300 |
17,0 |
80 |
60 |
5,0 |
51 |
134 |
146,0 |
36 |
28 |
6 |
50 000 |
1600 |
23,0 |
Помимо втулочных цепей в приводах грузоподъемных машин применяют втулочно-роликовые цепи (рис. 9, в), в которых на втулку свободно насаживают ролик, способствующий уменьшению износа зубьев звездочек. Вес таких цепей несколько превышает вес простых втулочных при равных величинах шага звеньев и разрушающих нагрузок.
Тяговые цепи устроены так же, как и втулочные, но отличаются от приводных большим шагом и наличием ходовых роликов (см. рис. 8, в).