ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ И ТРАНСПОРТИРУЮЩИЕ МАШИНЫ НА ЗАВОДАХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРИМЕНЕНИИ ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН НА ЗАВОДАХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Работа любого промышленного предприятия связана с транспортированием грузов. Доставка сырья, перемещение его в соответствии с технологической схемой производства, вывоз готовой продукции и отходов должны производиться бесперебойно и своевременно. Пропускная способность транспортных средств должна полностью обеспечить нормальную работу предприятия, а также иметь необходимый резерв для возможности интенсификации процессов производства и повышения производительности основного технологического оборудования.
Операции по перемещению грузов осуществляются промышленным транспортом, который обслуживает внешние и внутренние перевозки предприятия и соответственно подразделяется на транспорт внешинй и внутренний (внутризаводский).
Внешний транспорт используют для перевозки оборудования, сырья, топлива и других необходимых материалов, а также для доставки готовой продукции потребителям. Для этих перевозок заводы строительных материалов, как правило, имеют подъездные железнодорожные пути нормальной колеи, примыкающие к путям железнодорожной станции, а также безрельсовые дороги для автомобильного транспорта.
В зависимости от зоны действия внутризаводской транспорт разделяют на межцеховой и внутрицеховой. С помощью межцехового транспорта перемещают поступающие грузы по заводу, а готовую продукцию и отходы производства — к пунктам погрузки. К межцеховому отиосят также транспорт, связывающий завод с карьером, что характерно для большинства заводов стройматериалов, которые, являясь крупными потребителями сырья, обычно строятся в непосредственной близости от его источников. Внутрицеховой транспорт на заводах строительных материалов соединяет отдельные агрегаты между собой в технологические линии или комплексы.
Внутризаводской транспорт на заводах строительных материалов очень тесно связан с технологическим процессом производства, а транспортирующие машины вместе с технологическим оборудованием составляют единый комплекс, обслуживание и ремонт которого входит в обязанности цеховых и заводских механиков.
В процессе производства перерабатываемые материалы подвергаются неоднократной перевалке и перемещению. На крупных предприятиях суточный грузооборот сырьевых материалов, полуфабрикатов н готовых изделий исчисляется десятками тысяч тони.
На отдельных стадиях производства применяется различное транспортное оборудование. Например, на цементном заводе сырье поступает в вагонах-самосвалах или автосамосвалах. Крупные куски известняка подают к дробилкам пластинчатыми питателями. Шлам от мельниц в бассейны и из бассейнов в печь подается по трубам специальными шламовыми насосами. Клинкер от вращающихся печей на склад транспортируется пластинчатыми конвейерами, а со склада в бункера цементных мельниц загружается мостовым грейферным краном. Для подачи цемента от медь ниц в силосы применяют пневматический транспорт, а для загрузки в железнодорожные вагоны или упаковочные машины используют пневматические транспортирующие желоба. По мере надобности перемещаемые материалы проходят через дозировочные и взвешивающие аппараты (питатели, автоматические весы и др.).
На некоторых крупных заводах приготовление глиняного шлама и дробление известняка производят непосредственно в карьере. В этом случае шлам транспортируют на завод по трубам с помощью насосов, а известняк — ленточными конвейерами.