ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ И ТРАНСПОРТИРУЮЩИЕ МАШИНЫ НА ЗАВОДАХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Механизмы вращения
Для всех стреловых кранов характерно наличие опорно-поворотного устройства, которое является опорным и соединительным элементом между нижней и неповоротиой и верхней поворотной частями крана. Назначение опорно-поворотного устройства — обеспечение легкого вращения поворотной платформы и восприятие нагрузок от ветра, веса поворотной части и груза, а также инерционных нагрузок.
Опорио-поворотное устройство обычно состоит из центрирующей цапфы опорного круга, часто изготовляемого заодно с зубчатым венцом, опорных катков и верхнего опорного круга. Центрирующая цапфа предназначена для центрирования поворотной платформы и восприятия горизонтальных усилий, а иногда и вертикальных открывающих усилий. В последнем случае поворотная платформа через подпятник закрепляется гайкой, установленной на верхней части центральной цапфы, Давление от поворотной платформы на нижнюю раму передается катками, укрепленными на поворотной платформе.
В более тяжелых кранах центрирующая цапфа (рис. 69) отсутствует и опорно-поворотиое устройство состоит: из нижнего 1 и верхнего 5 колец, зубчатого венца 3 и двух рядов шариков 2 И 4. Кольцо 5 жестко прикреплено к раме поворотной платформы, а кольцо 1 и зубчатый венец 3 прикреплены к раме ходовой тележки. При нормальной работе равнодействующая вертикальных снл, действующих на поворотную платформу, не выходит за пределы шариковых колец, поэтому нагрузка воспринимается шариками 2. При случайных перегрузках, когда равнодействующая вертикальных снл может выйтн за пределы опорного коитура шариковых колец, вступают в действие шарики 4.
Характерной чертой режима работы механизма вращения является малый период установившегося движения по сравнению с периодом пуска и торможения, а также большие инерционные силы, которые обычно значительно превышают статические.
Учитывая указанное, механизм вращения рассчитывают на суммарный момент от статических и инерционных нагрузок:
Мвращ = AU + Мдин нм, (133)
Где Мст — момент от статических сил;
М-дин — момент от динамических сил.
А-А
1 |
(увеличено)
Рис. 69- Опорно-поворот - Ное шариковое опорное устройство стрелового крана
В общем случае М
— 4- М -4- М
= м. |
(134) |
НМ, |
Cm lllmp I 1ГУУкл I iyi-6
Где Мтр — момент сил треиия;
М-укл — момент от составляющей веса поворотной части крана и груза при работе крана иа наклонной площадке;
Мв — момент сопротивления от ветровой нагрузки.
НМ, |
Лус/с |
(135) |
Общий момент сопротивления от сил инерции относительно оси вращения поворотной части определяется как сумма моментов сопротивлений от сил инерции отдельных элементов крана (груз, Стрела, платформа, механизмы):
Где 2 Л - — суммарный момент инерции поворотных масс крана в кгм2
О»
Е = ----------- угловое ускорение краиа;
' пуск
(а — угловая скорость вращения крана в Мсек Tnycx. — период неустановившегося движения в сек.
Рис. 70. Моменты инерции различных элементов грузоподъемных машин |
Моменты инерции элементов крана в зависимости от их расположения относительно оси крана могут быть определены по формулам, приведенным на рис. 70.
Пользуясь правилами приведения моментов к одному нз валов и учитывая момент инерции ротора электродвигателя, определяют общий приведенный момент от инерционных сил на валу двигателя.