ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ И ТРАНСПОРТИРУЮЩИЕ МАШИНЫ НА ЗАВОДАХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
КОЗЛОВЫЕ КРАНЫ
Козловые краны (рис. 61) по своей принципиальной схеме, характеру работы и форме обслуживаемого поля весьма схожи с мостовыми кранами.
Козловой кран отличается тем, что его мостовое пролетное строение, снабженное опорами, передвигается по рельсовым путям, уложенным на земле. Площадка, которую обслуживает кран, в этом случае не загромождается колоннами, что особенно важно для складов, полигонов, а также при монтаже тяжелого оборудо
6} Рис. 61. Схемы козловых кранов |
Вания, например, вращающихся печей на цементных заводах, для производства железобетонных изделий и др. Козловые краны широко используются на открытых площадках заводов стройматериалов, полигонах, а также на закрытых складах и в цехах арочной конструкции.
Козловые краны больших пролетов с одной или двумя консо - лями и грейферной тележкой, предназначенной для перегрузки сыпучих материалов (так называемые перегрузочные мосты), используют на складах сырья и топлива крупных цементных и других заводов стройматериалов.
В зависимости от назначения, грузоподъемности и ширины пролета, козловые краны имеют различное конструктивное исполнение.
В соответствии с ГОСТом 7352—55 козловые краны изготовляются с электроталью (до грузоподъемности 5 тс) и с грузовой тележкой при грузоподъемности от 5 до 50 тс. Козловые краны первого типа в отношении механизма подъема и механизма его передвижения, а также конструкции ездовой балки аналогичны рассмотренным выше кран-балкам.
В козловых кранах с большими пролетами (рис. 61, в) одна опора делается жесткой, в виде пространственной фермы, соединенной с главными фермами, при помощи жестких узлов, а другая гибкой, в виде плоской фермы или трубчатой конструкции, шарнирно соединенной с главными фермами. Это устраняет опасность заклинивания ходовых колес при температурных деформациях остова крана или деформации рельсовых путей.
Для уменьшения веса козловых кранов в некоторых случаях их изготовляют из стальных труб.
Козловые краны передвигаются по подкрановым путям при помощи раздельных механизмов передвижения, на каждое ходовое колесо или ходовую тележку, расположенные с обеих сторон крана.
Электропитание козловых кранов осуществляется через троллеи или гибкий кабель. Управлять крапами можно с пола, из кабины и дистанционно.
Для облегчения монтажа козловых кранов их часто делают «самомонтирующимися» (рис. 62, а). В этом случае опоры крана шарнирно прикрепляют к балке и при стягивании их канатом производят монтаж крана (рис. 62, б). После подъема крана опоры соединяют между собой тягой.
Усилие Н, необходимое для подъема крана весом G0, зависит от угла а наклона ног (рис. 62, в)
Где K — 1,25 — коэффициент, учитывающий трение в шарнирах и сопротивление передвижению тележек.
Для увеличения угла а в начальный период подъема крана при монтаже под главную ферму подкладывают клетки из брусьев.