ВОПРОСЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Хотя закон об использовании геотермального пара от 1970 г. вступил в силу, из"-за проблем, связанных с законами об охране окружающей среды и неоднозначных решений суда, а также административных трудностей типа возникших в ноябре 1972 г., не было принято никаких постановлений для осуществления этого закона. В связи с этим не было заключено договоров об аренде геотермальных месторождений на федеральных землях, и закон до сих пор не проверен на практике. Однако промышленные разработки со времени принятия закона и дальнейшие изучения и анализ свидетельствуют о том, что' неплохо было бы рассмотреть допрлнительные или новые законодательные меры в связи со следующими вопросами.
Применение законов, относящихся к использованию воды и химических веществ. Необходимо решить вопрос о том, считать ли геотермальный пар с юридической точки зрения источником минерального сырья или источником воды. Закон 1970 г. не дает точного ответа на этот вопрос, и, хотя он предусматривает заключение договоров на добычу "геотермального пара и связанных с ним геотермальных ресурсов" как таковых, ответы на ряд вопросов, связанных с разработкой геотермального пара, зависят от того, будет ли применен закон о минеральном сырье или закон о воде.
Например, как решить вопрос о том, кто имеет право на воду, оставшуюся после истощения энергетического потенциала и извлечения побочных продуктов. Статья 9 закона об использовании геотермального пара предусматривает распространение закона штата о воде на ее эксплуатацию и испрльзование, но не касается вопроса оправах на воду.
Г |
В формулировке самого закона заключено признание того, что основной вопрос остается без ответа. Согласно статье 21 (б), требуется, чтобы в тех случаях, когда право на пользование землей с расположенным под ее поверхностью геотермальным месторождением перешло от федерального правительства, но права на разработку минерального сырья сохранены за последним, генеральный прокурор должен обратиться с запросом в федеральный суд вынести частное определение о том, включает ли право на разработку минерального сырья также и геотермальные ресурсы. Такая акция должна предприниматься, причем единожды, после доклада министра внутренних дел, если он считает, что сдача в аренду земель для разработки геотермального месторождения, является необходимой.
Вопрос об исчерпаемости геотермальных ресурсов. Чрезвычайно важно с точки зрения обложения налогом решить вопрос о том, является ли геотермальный пар восполняемым или истощающимся источником.
Как отмечалось выше, федеральная служба налогообложения рассматривает геотермальный пар, добываемый в долине Больших Гейзеров в Калифорнии, как газ, что дает право производителям на налоговую скидку на истощение природных ресурсов, составляющую 22,5% Однако было бы желательно, чтобы такое положение было закреплено законодательно.
Объединение земель. Статья 18 данного закона санкционирует добровольное объединение земель арендаторами в целях сохранения месторождения и предоставляет министру внутренних дел право требовать объединения включением соответствующей оговорки в соглашение об аренде. Однако такое обязательное объединение распространяется естественно только на федеральные территории. Объединение земель, находящихся во владении федерального правительства, штата или частного лица, санкционируется, но не является обязательным. Объединение земель в пределах одного и того же месторождения представляется желательным для сохранения и эффективной эксплуатации месторождения. Требуется сотрудничество с администрацией штата.
Стимулирование промышленных фирм. Закон 1970 г. о геотермальном паре основан на представлении о том, что разработка геотермальных ресурсов на федеральных землях осуществляется частными предпринимателями. Однако данная область промышленности является новой и не располагает достаточным количеством экономических данных, на основе которых можно принимать решения. Начальные капиталовложения достигают колоссальных сумм, а риск при существующем уровне знания и опыта очень велик.
В связи с этим крайне желательно заинтересовать частных предпринимателей разработкой этого столь необходимого для страны природного ресурса. С этой целью можно применить систему скользящей шкалы отчислений за право разработки недр вместо системы единовременной скидки.
При установлении цен в условиях конкуренции такая система была бы более благоприятной для предпринимателей с трех точек зрения: она потребовала бы меньших начальных капиталовложений частного капиталовладельца, правительство внесло бы свой вклад в успех разработки, а кроме того, в этой разработке национальных бо - .
Гатств страны смогли бы участвовать лица, владеющие ограниченным капиталом.
Другим способом стимулирования частной инициативы могла бы явиться договоренность, согласно которой правительство гарантирует частному предпринимателю в случае потери его капиталовложений возмещение до 50%. Третьим способом поощрения могло бы быть предоставление кредита на покрытие расходов арендатора на исследования и разработки в обмен на отчисления за право разработки недр, срок пользования и ограничения цлощади. Необходимо изучить эти и другие возможные способы поощрения частной инициативы для осуществления целей, которые преследует закон 1970 г.