Новые методы СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
Наиболее существенные проблемы при сверхглубоком бурении связаны с наличием высоких температур и давлений. Эти проблемы, а также некоторые новые методы их решения, предложенные и изучаемые в настоящее время, были подробно рассмотрены выше. Теперь кратко рассмотрим новую технику для роторного бурения, предназначенную прежде всего для достижения больших глубин.
Обсадные трубы. Трубы, используемые в настоящее время на нефтяных месторождениях, можно использовать для обсадки скважин глубиной 12 км и более. Необходима разработка таких специальных методов, как спуск обсадной трубы по бурильной трубе до забоя скважины, цементирование на месте и последующее извлечение обсадной трубы на поверхность. Такая процедура требуется из-за больших растягивающих усилий, действующих на верхние части длинных колонн обсадных труб в процессе их спуска. Разработаны специальные обсадные трубы с размерами, соответствующими стандартным буро- вымзоловкам для более глубокого бурения. Следует продолжить эти разработки, а также использовать высокопрочные стали в качестве материала обсадных труб.
Бурильные трубы. Разработка бурильных труб для обычного бурения производится с учетом того, что телескопический ствол может быть выполнен на глубину более 12 км. Но если буровая головка на больших глубинах начнет заклиниваться (прихватываться), то бурильная труба сможет обеспечить лишь малое дополнительное усилие, чтобы снова сдвинуть головку. Поэтому потребовалось создание более прочных сталей для бурильных труб. Разрабатываются трубы из сталей новых марок с различными размерами. В табл. 2.3 приведены максимальные длины обычных бурильных труб, находящихся в подвешенном состоянии перед началом деформации под
Таблица 2.3
|
Таблица 2.4
|
Максимальная длина свободно подвешенной бурильной трубы, изготовленной из стали марки Е, перед возникновением остаточной деформации |
Характеристики одиночных колонн бурильных труб, обеспечивающие проходку на гпубины-^9 км (при нагрузке на буровую головку 45 т) [1] |
Действием собственного веса. В табл. 2.4 приведены оптимальные сочетания различных марок сталей и размеров труб, обеспечивающие достижение глубин более 9 км при нагрузке, приложенной к буровой головке ^45 т.
При сверхглубоком бурении из-за нестабильности пород может оказаться трудным и даже невозможным поднять бурильную трубу для смены головок, каротажа или крепления скважины обсадными трубами. Одна из новых перспективных технологических разработок заключается в использовании длинной бурильной трубы, которая продвигается на максимально достижимую глубину, а затем после подъема внутри нее буровой головки на поверхность цементируется на месте. После этого бурильная труба выполняет роль колонны обсадных труб и защищает следующую бурильную трубу, которая после проходки также становится обсадкой. Такая технология позволит проводить бурение даже в пластичных, непрочных породах и доводить телескопический ствол до очень больших глубин. Однако Пока это всего лишь проект, хотя уже сейчас в некоторых продуктивных скважинах в качестве обсадных труб используются специально приспособленные для этой цели бурильные трубы.
Буровые головки. Предложено, опробовано и усовершенствовано много новых методов бурения, из которых следует упомянуть метод искрового разряда (эрозионный), разрушения взрывом, с помощью факела пламени (пламенный), струйного и электрического дробления, пороховой, турбинный (одноступенчатый), плазменный, электродуговой, высокочастотный электрический, плавления, лазерные, электронно-лучевой и ультразвуковой. Проводится также исследование различных комбигаций этих методов. На фиг. 2.13 приведены скорости бурения в породе средней прочности при использовании этих методов и инструментов.
Современные буровые головки значительно усовершенствованы по сравнению с применявшимися несколько лет назад. Новые головки бура с радиальными подшипниками и пластинками из карбида вольфрама для дробления породы обеспечили достаточно высокие скорости бурения на глубинах 7,5-9,0 км. Подшипники позволяют продлить срок службы головок на забое до 50-60 ч даже в таких тяжелых условиях. Полагают, что с помощью уже имеющихся головок можно достигать глубин до 15 км. В табл. 2.5 приведены средние скорости бурения, проходка на головку и другие данные для некоторых буровых головок.
Затраты времени при дмене буровых головок. Для самого процесса бурения время, затрачиваемое на извлечение износившейся
Таблица 2.5 Используемые гоповки бура и их характеристики [і]
|
У Скважина диаметром 381 мм расширена до диаметра 559 мм с помощью направляющего долота.
Таблица 2.6
Операция |
Распределение общего времени бурения, составившего 228 сут, на различные операции при бурении скеажины в Топпи, графство Виктория (шт. Техас) [1]
Доля общего времени, %
TOC o "1-3" h z Бурение и расширение скважины 50
Спуск и подъем бурового инструмента 20
Осмотр и ремонт оборудования 8
Каротаж, взятие проб и т. д. 6 Циркуляция бурового раствора и охлаждение
Ствола скважины 5 Спуск обсадных труб, крепление и цементирование 6 Извлечение инструмента из скважины 1
Головки из скважины, ее смену и установку новой головки на место, является непроизводительным. Но именно эти операции занимают значительную часть общего времени, затрачиваемого при бурении Любой скважины (табл. 2.6).
Множество осложнений в нижней части скважины связано со сменой головок. Поэтому основной задачей является исключение этой операции. До сих пор сделать это не удавалось. Имеется много идей и предложений по уменьшению числа операций спуска и подъема бурового инструмента и сокращению времени на их выполнение. Следует упомянуть следующие: 1) улучшение буровых головок, заключающееся в увеличении скоростей бурения и времени их службы; 2) создание головок, которые могли бы извлекаться и заменяться через бурильную трубу с помощью канатов, и 3) создание средств для подъема более длинных бурильных труб. Например, спуско-подъемные операции займут меньше времени, если бурильную трубу можно наматывать на катушку или поднимать частями длиной пол/300 м, а не как обычно длиной в 28 м. Действительное время спуско-подъемных опеРаций на различных глубинах для одной из самых глубоких скважин мира таково:
Эти комплексные операции проводились на одной и той же установке, однай и той же бригадой рабочих. Поэтому полученные данные можно проэкстраполировать, чтобы определить время, затрачиваемое на одну такую операцию при глубине 12,2 км. Оно составляет 26-28 ч в предположении, что срок службы головок буров и другие параметры также изменяются линейно (согласно опубликованным в литературе данным, это предположение является ненадежным). Обычно бурильные трубы поднимают и спускают секциями общей длиной •v27,4 м, так что на длине-"300 м потребуется одиннадцать остановок и передвижений. Так как соединительные муфты действуют на стенки скважин, как поршень на цилиндр, то каждое динамическое воздейСтвие на бурильную трубу неизбежно приводит к воздействию на всю скважину.
Было установлено, что скважины, бурение которых проводится в очень сжатые сроки, не только являются самыми дешевыми, но при этом возникает наименьшее число трудностей. Увеличение времени бурения часто приводит и к дополнительным трудностям, и к увеличению затрат. Поэтому одной из основных задач при глубоком бурении является сокращение времени бурения.
Зависимость между скоростью бурения и общим временем бурения. Имеется несколько способов повышения скорости бурения. Так, рабочие скорости бурения при использовании роторного и других методов в условиях пробного бурения в породах средней прочности составляют 10-60 м/ч. Даже при дроблении и других методах обеспечиваются скорости 3-9 м/ч (фиг. 2.13). В специальных испытаниях с помощью водяных струй удалось получить скорости бурения 15-85 м/ч (фиг. 2.14). В соответствии с классификацией буровых головок Американского нефтяного института эффективные скорости бурения составляют 40-210 м/ч, но даже при таких высоких скоростях бурения действительные эффективные скорости завершения скважин оказываются намного меньшими.
Время на бурение скважины Лоун-Стар в шт. Оклахома заняло 540 сут при средней скорости бурения 0,67 м/ч. Согласно некоторым оценкам, для завершения скважины глубиной 12 — 15 км потребуется 5-7 лет, а средняя скорость бурения при этом составитМ),25 м/ч. Но если даже эта оценка является неточной, то все равно время бурения не може(т быть меньше половины указанного срока в зависимости от места для бурения. Совершенно очевидно, что при столь продолжительном бурении на столь большие глубины даже незначительное увеличение эффективной скорости бурения может привести к значительной экономии.
Секции бурильной трубы увеличенной длины (п • 305 м). При глубоком бурении в океане длинные колонны бурильных труб могут быть подвешены к специально оборудованной платформе на корабле, и это позволит сократить время спуско-подъемной операции. При бурении на суше большие секции бурильной трубы могут быть подняты целиком лишь при условии, что буровая вышка достаточно высока; трубу можно сделать гибкой и наматывать ее на катушку; буровую вышку можно опустить в шахту, обеспечив доступ в забой человека или необходимого оборудования. Но до сих пор ни одно из этих предложений не было реализовано. Однако проблемы, связанные с весом столба бурового раствора, можно разрешить путем подбора соответствующей плотности этого раствора или с помощью механических средств.
Увеличение скорости спуска и подъема бурового инструмента! зависит от порового давления, вязкости бурового раствора, конструкции соединительных муфт и других параметров, которые необходимо учитывать, чтобы избежать динамических возмущений, влияющих на устойчивость скважины.
Влияние уменьшения времени спуско-подъемной операции на общее время бурения показано на фиг. 2.15. При глубине 9,0 км на одну такую операцию требуется 22 ч, а при больших глубинах это время возрастает до 1 — 2 сут. Так как с ростом давления и температуры снижается срок службы буровых головок, то учащаются операции спуска и подъема инструмента. Поэтому при глубинах 12-15 км около 50% общего времени бурения будет затрачиваться на эти операции. Следовательно, усовершенствование методов спуска и подъема может оказаться самым решающим фактором в снижении общего времени бурения и соответствующих затрат. Однако из предложенных решений представлено на фиг. 2.15.
При глубине скважины 13,7 км на спуско-подъемную операцию можно было бы затрачивать 28 ч при допущении о средней скорости дви-
Фиг. 2.15. Время спуско-подъемных операций бурового инструменте при
Глубине 13,7 км I1J.
Жения бурильной трубы. Увеличивая длину секций трубы, можно умень • шить общее время, затрачиваемое на згу операцию. Использование секций труб длиной-^ 300 м (их можно использовать как при бурении в океане, применяя автоматическое соединение, так и в шахте) позволит сократить "время подъема до 8 -16 ч за счет сокращения времени на соединение и разъединение труб и обеспечения постоянных скоростей движения на длинах в несколько сот метров при условии, что проблемы, связанные с буровым раствором, решены. (Поддержание постоянной скорости движения может быть выгодным и для всей скважины.) Дополнительное сокращение времени спуско-подъемных операций можно обеспечить за счет увеличения самих скоростей дви
жения. Были проведены расчеты для одной скважины при скоростях 0,3- 1,8 м/с, а результирующие давления были представлены эквивалентным удельным весом бурового раствора.
Например, передвижение колонны труб длиной 13,7 км с очень, небольшими остановками в течение б ч может происходить с постоянной скоростью 0, 64 м/с. Но это время можно сократить до 5 ч, если применять лучшие конструкции соединительных муфт и поддерживать баланс между поровым давлением и напором бурового раствора. При этом можно сэкономить около 80% времени на спуско-подъемные операции, или 40% общего времени бурения. Если хотя бы часть этого сэкономленного времени превратить в активное время бурения, то общая производительность роторного бурения возрастет в 10 раз, доля времени фактического бурения от общего времени бурения увеличится от 2 до 20%, а скорость эффективного бурения от 0,6 до 6,0 м/ч. Причем рост указанных величин может произойти на базе современной технологии. Экономия средств при бурении только одной сверхглубокой скважины может составить при этом до 10 млн. долл.
При хорошо организованном бурении, продолжавшемся 228 суток и проведенном фирмой "Фалкон-сибод-дриллинг" по заказу фирмы "Амерада-Хесс" в графстве Виктория (шт. Техас), удалось достичь глубины 7,28 км в мягких и средней прочности достаточно нагретых породах, имеющих максимальную температуру ~ 270° С. Средняя скорость бурения составляла 1,31 м/ч, а распределение времени на различные операции приведено в табл. 2.6. Проведение бурения при высоких температурах потребовало применения охлажденного бурового раствора. Комбинация буровой вышки большой мощности и скважины большого диаметра может быть использована для увеличения эффективного времени бурения современной бурильной установки в 10 раз и, следовательно, для снижения затрат и технических трудностей.
Буровые растворы. В настоящее время существуют две основные разновидности буровых растворов. Наиболее распространены растворы на водной основе. Однако во многих глубоких высокотемпературных скважинах используется жидкость на основе нефтяных компонентов благодаря ее стабильности при высоких температурах. Изучение буровых растворов ведется в трех основных исследовательских центрах фирм в Хьюстоне (шт. Техас), занимающихся их производством, а также в основных исследовательских центрах нефтяных фирм. Целью этих исследований является получение буровых растворов для работы в глубоких скважинах при температурах на забое более 370° С.
Основная трудность при использовании буровых растворов при высоких температурах связана с их способностью сгущаться или затвердевать на забое глубокой скважины при осуществлении операции подъема и спуска бурильного инструмента. Предложено несколько различных решений этой проблемы: новью устойчивые полимерные буровые растворы на водной основе, новые растворы на нефтяной основе, охлаждение буровых растворов на поверхности и ускорение спуско-подъемных операций.
Любой новый буровой раствор, предназначенный для работы на глубинах 12-15 км, должен стабилизировать диаметр скважины, удалять из нее обломки породы, поддерживать реологические условия для обеспечения наилучших гидравлических условий и быть устойчивым к загрязняющим веществам.
Роль буровых растворов, или буровых жидкостей, при глубоком бурении рассмотрена в работе [5]. Авторы этой работы являются сторонниками способов, обеспечивающих максимальную скорость бурения и снижение непроизводительного времени при бурении. В качестве буровых жидкостей с удельным весом 2,34 г/см3, которые стабильны при температурах 400°С и выше, предлагается использовать взвеси тяжелых минералов в масляных жидкостях, стойких к таким высоким температурам. Масляные буровые растворы должны уменьшить коррозию бурильных труб и уменьшить вероятность разрушений под действием коррозии под напряжением.
Поровое давление на максимальной глубине может составлять 151 — 344 МПа, а температуры 260- 538°С. Горные породы при таких условиях могут быть подвержены метаморфизму и перекристаллизации. Испытания с различными осадочными породами показывают, что снижение действующего напряжения (когда пластовое давление становится близким к литостатическому) и увеличение температуры приводит к снижению предела прочности пород [6]. (Кроме того, испытания на мраморе при повышенных температурах продемонстрировали определенное снижение предела прочности при температурах 300-500° С.) С ростом глубины более серьезной проблемой становится устойчивость буровой скважины. Породы становятся более мягкими, но в то же время и более вязкими, или тягучими, и их бурение усложняется.
Из-за продолжительных интервалов времени, в течение которых скважина не закреплена обсадкой, при глубоком бурении стало необходимым обращать особое внимание на проблемы, связанные с большими крутящими моментами и прихватом бурильных труб. Обе эти
Проблемы связаны с качеством бурового раствора, но специальных измерений по определению оптимальных свойств растворов не проводилось. Для снижения крутящего момента в водных буровых растворах добавляют специальные смазки, эффективные при высоких давлениях.
В связи с опасностью прихвата, зависящего от разности между давлением бурового раствора и поровым давлением, а также от площади контакта и трения между бурильной трубой и стенками скважины, стали искать способы его предотвращения. Прежде всего была уменьшена площадь контакта между бурильной трубой и стенками скважины путем применения специальных колец стабилизаторов. Предложено использовать несколько добавок, снижающих трение между бурильной трубой и отжатым из водного бурового раствора осадком. Использование же масляных буровых растворов фактически устраняет проблемы, связанные с прихватом бурильных труб, поскольку отжатый осадок является достаточно тонким, а коэффициент трения •между осадком и покрытой маслом сталью низок.
Особое внимание следует уделять коррозии бурильной трубы при глубоком бурении, так как это связано с трудностью ее извлечения из скважины. Коррозия протекает более интенсивно при высоких температурах. Причем коррозионное действие оказывают не только вещества, попадающие в буровой раствор из проходимых пород, но также и обычные компоненты водных буровых растворов, которые разлагаются при высоких температурах и становятся коррозионно-активными. Поэтому необходимо выполнять согласованную программу контроля и борьбы с коррозией бурильной трубы.
Температурные условия исключают возможность применения буровых растворов на водной основе при сверхглубоком бурении. Критическая температура для воды составляет «/374° С. Реакция компонент тов волных буровых растворов друг с другом и с компонентами проходимых пород снижает температурный предел использования таких растворов.
Вынужденный выбор неводной основы бурового раствора в определенной степени затрудняет поиск устойчивой жидкости для высокотемпературных смазок, гидравлических жидкостей и теплопередаю - щих жидкостей. Такие жидкости относятся к классам ароматических или полифеноловых эфиров, ароматических или фосфатных эфиров, ароматических силикатов, силанов и силиконов и, возможно, некоторых нафтеновых и парафиновых нефтей и галоидзамещенных углеводородных эфиров. Требуемые взвешивающее и герметизирующие
Свойства могут быть ооеспечены добавлением в высокотемпературные смазки сажи и гелей. Однако существующее оборудование непригодно для испытания таких консистенций в качестве буровых растворов, так что все сделанные предложения не имеют экспериментального подтверждения.
Цементі и цементирование. В настоящее время имеется оборудование для цементирования любой колонны обсадных труб при сверхглубоком бурении. Однако цементирующие материалы следует улучшать. Высокие температуры вызывают две значительные трудности при работе с существующими цементами. Первая заключается в том, что цемент быстро схватывается или затвердевает, еще не доходя до места. Вторая трудность, также связанная с высокими температурами, заключается в том, что цемент утрачивает свое основное качество — сопротивление сжатию, т. е. при высоких температурах понижается его прочность.
Пределы применения каротажного оборудования. Для выявления таких пределов очень интересными оказались результаты, полученные на скважине, пробуренной фирмой "Фалкон-сибод дриллинг". На глубинах ниже 6,4 км все каротажное оборудование становилось неработоспособным из-за высоких температур, хотя определенные трудности возникали уже на глубине 4,6 км. Для устранения трудностей на глубинах ниже 3,66 км использовались изоляционные кабели, изготовленные из тефлона. На глубинах ниже 5,8 км, где регулирование температуры невозможно даже с помощью системы охлаждения буровым раствором, каротаж проводился только с помощью полностью теплоизолированных зондов.
Буровые растворы из специальных масляных эмульсий, использованные на такой глубине, ограничили выбор метода измерения лишь гамма-каротажем. Кроме приборов для каротажа, из-за высоких температур пришлось переделывать и приборы для контроля отклонений. Полагают, что наибольшая температура, достигнутая при бурении этой скважины, составляла 270° С, а трудности, связанные с измерениями скважинными зондами, стали значительными при температурах выше 204°С. Таким образом, необходимо совершенствование методов каротажа для проведения измерений в сверхглубоких скважинах, поскольку на каротаж отпускается все меньше времени, чтобы скважина максимально возможное время использовалась для бурения.
В табл. 2.7 приведена типичная рекомендуемая оптимальная программа при использовании различных буровых головок. Серии голо-
Таблица 2.7 Рекомендуемая оптимальная программа при использовании различных буровых головок [1]
|
Вок соответствуют новой классификации Американского нефтяного института. Программа оптимального бурения "Амоко", созданная в течение почти десяти лет исследований и эксплуатации, может уменьшить риск капиталовложений в бурение скважин. Согласно результатам, полученным в полевых условиях, действительные затраты могут быть снижены на 15 — 20% при правильном применении такой программы.
Если необходимо оптимизировать процесс бурения скважины, то программу оптимального бурения можно получить на основе большого банка данных по бурению и геологии, накопленного при широкой разработке в США нефтяных месторождений.
Именно банк данных является опытной базой, на основе которой Следует проводить оптимизацию бурения. Банк данных позволяет составлять для ЭВМ программу расчета и оптимизации почти всех основных переменных, определяющих процесс бурения данной скважины.
Из этого банка данных программа "Амоко" выбирает параметры скважины и условия бурения, наиболее близкие к проектируемой скважине. Выбранные данные затем вводятся в ЭВМ для составления предварительного плана бурения, содержащего наиболее эффективные и экономически выгодные методы, которые следует использовать при бурении данной скважины.
Программа дает набор таких переменных, как вес, приходящейся на буровую головку, скррость ее вращения, характеристики бурового раствора и тип головки. Следуя этому плану, можно сократить расходы и время бурения и тем самым значительно повысить его эффективность.