Создание и совершенствование антифрикционных материалов для экстремальных условий
Использование подшипников скольжения, не требующих смазки, позволяет отказаться от применения сложных узлов трения, что существенно упрощает конструкцию машин и оборудования и повышает их надёжность.
В эволюции подшипников скольжения, способных работать без смазки, выделяют три главных этапа.
Первый этап - разработка и совершенствование самосмазываю- щихся материалов. Появились углеграфитовые материалы и полимеры с наполнителями [1]. Антифрикционные свойства фторопласта - политетрафторэтилена (ПТФЭ) - и его химическая стойкость стимулировали разработку композиционных материалов. Свойства антифрикционных композиций улучшают применением в качестве наполнителей таких твердых смазок со сложной структурой, как дисульфид молибдена, графит, нитрит бора, пористый свинец и т. п.
На втором этапе относительно мягкий антифрикционный слой наносили на твердую конструкционную основу. Прочностные свойства тонких плёнок, нанесённых на твердую основу, и их износостойкость повышаются с уменьшением толщины плёнки. Однако при этом уменьшается и величина допустимого линейного износа подшипника, что ограничивает его долговечность.
Это противоречие устранено на третьем этапе созданием материалов со структурами, в которых расходуемая антифрикционная плёнка постоянно пополняется и обновляется поступающим в зону трения самосмазывающимся материалом, содержащемся в порах каркаса, образованного спеканием металлических порошков.
Самосмазывающиеся материалы и подшипники скольжения из них подразделяют на монолитные и комбинированные. Монолитные антифрикционные материалы имеют однородный (простой или композиционный) по всем направлениям состав в зависимости от того, образован он одним материалом или материалом со специальными наполнителями. Комбинированные материалы (например, для подшипников) состоят из отдельных слоёв различной структуры с разными свойствами. Монолитные материалы простого состава редко применяют для подшипников. Чаще монолитные подшипники изготовляют из композиционных материалов. Наибольшее распространение получили композиционные материалы на основе эпоксидных и фенолоформальдегидных смол, полиамидов, угле - графитов и фторопластов.
На основе эпоксидных смол созданы такие материалы как мас- лянит, состоящий из эпоксидной смолы, алюминиевой пудры, полиэтилена, полиамида, ксилола и минерального масла, и эпоксилит, состоящий из эпоксидной смолы, бронзовой стружки, деревянных опилок и графита. Для работы при сухом трении используют такие полиамиды, как поликапролактам, нейлон, смолы П-68 и АК-7, наполненные твердыми смазками.
Повышение прочности углеграфитовых материалов достигнуто пропиткой их полимерами и металлами.
Постоянно увеличивается количество композиционных антифрикционных и уплотнительных материалов на основе полимеров, в состав которых для снижения коэффициента трения вводят ПТФЭ. Оптимальное содержание ПТФЭ составляет 20 % для кристаллических и 15 % для аморфных материалов.
Армирование полимерных материалов металлами позволяет создать композиционные металлополимерные материалы, в которых суммируются положительные свойства пластмасс и металлов. Металлополимерные материалы, в зависимости от вида металлических компонентов делят на:
А) наполненные полимерные материалы, в которые введены металлические порошки и другие порошкообразные наполнители;
Б) материалы с металлическим пористым каркасом (без армирующей подложки);
В) материалы с металлическим пористым каркасом на стальной подложке и пропитанным полимерами, ленточные материалы.
Самой распространенной полимерной основой металлополимерных композиций является ПТФЭ и его сополимеры (фторопласты разных марок). Без наполнителей эти полимеры имеют высо
Кую химическую стойкость и низкий коэффициент трения, но легко изнашиваются и обладают ползучестью под нагрузкой. Введение в ПТФЭ наполнителей даёт возможность рационально использовать его положительные свойства и значительно повысить износостойкость (в сотни и тысячи раз), улучшить другие важные для антифрикционных и уплотнительных материалов физико-механические свойства [3].