Термография
Термография в полиграфии — это образование рельефа на оттиске за счет специального порошка, наносимого на невысохшую краску или лак, который прилипает и расплавляется на ней под действием температуры. Продукция термографических установок всегда выглядит респектабельно, даже если сама печать не очень удалась. Термография (термоподъем или рельефная печать), добавляет интересный рельефный эффект разнообразной полиграфической продукции (рис. 6.2).
Рис. 6 2. Фрагмент оттиска, выполненного с применением термографии |
Суть процесса состоит в том, что свежий оттиск посыпается легкоплавким порошком, который прилипает к краске. С пробельных участков порошок удаляется стряхиванием, обдувом или тем и другим одновременно. После этого лист подается в зону сильного нагрева, где порошок оплавляется и образует выпуклый глянцевый рельеф на рисунке. Печатный слой, полученный данным способом, имеет значительный рельеф и глянцевую поверхность, устойчив к воздействию влаги и жидтсих химических веществ.
Термография применяется для придания объема элементам изделия (товарные знаки, логотипы и т. п.), а - тже в изготовлении визитных карточек, фирменных бланков, приглашений, упаковки, ценников, открыток, папок, литературы для слабо видящих и др.
Недостатками термографии является невозможность воспроизведения шрифтов менее 10 пунктов, линий, толщина которых менее 0,5 мм и плашек, а также воспроизведеьие исключительно одною цвета и только на бумаге. Термография позволяет получить рельеф подобно конгревному тиснению, но при этом не требуется изготовление штампа.
Термографическии процесс состоит из следующих операций:
• отпеча ганная бумага пос гупает с печатной машины на конвеер;
• термографический порошок рассынаегся поверх всего листа, а конвейер одновременно продвигает свежеотпечатанный лист;
• термографический порошок прилипает к сырой краске;
• лишний порошок убирается и сохраняется для повторного использования;
• покрытый порошком лис^ проходит через печь.
Наиболее широко распространены прозрачные бесцветные порошки, но встречаются и золотые, серебряные, жемчужные. При использовании цветных порошков исходный оттенок «поднимаемого» изображения не имеет значения.
Для термоподъема чаще осего используются автономные машинки с ручной подачей листов. Обработать на них офсетные оттиски нужно не позднее, чем через десять — двадцать минут после печати, иначе краска подсохнет, и порошок пяжет неравномерно. Впрочем, обработке подлежит печатная продукция, полученная не только офсетным способом. Отличный эффект объемности достигается и после высокой, трафаретной печати и даже при использовании ризографов Термография, как и другие способы полиграфического производства, дает простор для дизайнеров. Например, очень выигрышно смотрится сочетание разных термопорошков, или выборочная обработка какого - либо одного цвета. Последнее достигає гея термоподьемом бесцветного лака, специально нанесенного последним прогоном (эффектные «капельки росы>, на изображении листвы).
Ам. где визитки с термоподъемом являю гея основной продукцией, применяют метод on line\ вмесго приемной тележки к печатной машине подкатывают приемный транспортер термографической установки, который сразу же подает листы в зону нанесения порошка и обжига. Такая связка идеальным образом решает проблему с закреплением краски и значительно сокращает время получения продукции и отходы макулатуры.
Помимо свежей краски двумя составляющими термографии являются термографический порошок и термограф — специальный аппарат туннельного типа, где происходит напыление порошка на оттиск, удаление его излишков с незапечатанных областей и далее термоподъем при температуре порядка 180° С.
Дизайнеру и заказчику термопечати следует придерживаться следующих рекомендаций:
• требования к предоставлению электронных макетов для термографии идентичны требованиям к офсетной печати;
• использование растровых изображения и полу гонов неже лательно, так как за маленькие растровые точки плохо и неравномерно цепляется порошок;
• нежелательно использование больших заливок (плашек) и мелкого текста или тонких линий одновременно, так как большие плашки требуют применения порошка крупной зернистости;
• дисперсность порошка (размер частичек порошка) подбирается типографией самеч^гоятельно на основании анализа макеїа (табл 6.2):
Таблица 62
|
• нужно избегать точного совмещения термографического изображения с изображениями, отпечатанными другими технологиями, так как при печати и сушке тиража у бумаги немного меняются геометрические размеры, поэтому идеального совмещения добиться крайне трудно. Для таких работ обязательно используют треппинг;
• исполь? уя не более чем два цвета, стараются учитывать, что печать будет производиться в несколько прогонов, так как печатная машина двухкрасочная и совмещение между прогонами не идеальное из-за термообработки бумаги;
• большая часть бумаг для офсетной печати подходит для термоподъема, но некоторые не могут выдержать нагрев до температуры таяния порошка (120-200° С). Например, некоторые виды многослойной кальки свойлачивал и ьаютгя при таком нагреве;
• на гладких бум?;^ах и кар гонах термоподъем выглядит объемнее и заметнее, чем на тисненых картонах;
• приемы термої рафии применимы как глянцевым, так и к матовым бумагам. При работе с пленками или ПВХ, чувствительными к температурному воздействию, необходим тщательный подбор теплового режима воздействия;
• при заказе фирменных бланков с термоподъемом, уточняют, планируется ли последующая надпечатка на них с помощью лазерного принтера. Так как при нагрене более 120° С порошок может начать плавиться повторно, что может привести к выходу принтера из строя. В этом случае рекомендуется заказать персонализированные фирменные бланки и письма, если это возможно Если все же планируется печатать лазерным принтером на бланках с термонодъемом, то можно применить специальный эффект «УФ-отвсрждение», который не позволит плавиться смоле повторно. Правда, стоимость изготовления бланков с таким эффектом в 2-3 раза дороже, чем с обычным термоподьемом.
Иногда пытаются делать термоподъем «на табуретке»: вручную посыпая лист и нагревая его феном, но производительность и качество такой продукции будет серьезно уступать автоматизированному процессу.
С помощью термографии можно получить следующие специальные эффекты:
• Металлизированный эффект. При печати используется порошок с металлизированными пигментами (золото или серебро), который придает оттиску блеск. Еще интереснее эффект получается, если наносить серебряный порошок не па серебряною, а на синию краску
• Перламутровый эффект. Рельефное изображение получают цзега заказанной краски, но с перламутровым отливом выбранного две га (красный, синий, зеленый).
• Флюорисцентныи эффект. Для получения этого эффекта применяют непрозрачный порошок с яркими флюр-цветами (ярко - белый, салатовый, оранжевый, пурпурный, ярко-синий).
• Светящийся эффект Этот эффект получают, используя прозрачный порошок со светящимся эффектом Краска на которую нанесен этот порошок, светится в темноте.
• Термопсдъем с блестками. Глиттеры (мелкие блестки; смешиваются с порошком и наносятся на прозрачную или ішетную краску. В итоге получается выпуклое изображение с искрящимся изображением.
Более интересных эффектов можно добиться при использовании термоподъема при полноцветной печати. Подвергающаяся обработке краска должна быть последней в процессе нанесения на лист. Например, если необходимо придать легкий рельеф волнам при печати морского пейзажа, термопорошок добавляют в голубую краску. Используемый при термоподъеме полноцветной печати порошок должен быть бесцветным, иначе можег нарушиться цветопередача.
Интересные эффекты могут достигаться за счет смешивания различных видов термонорошка, Например, смешивание голубой гриадной краски и бесцветного и серебряного порошков придают оттиску эффект «металлик». Возможно запечатывание лаком с последующим термоподъемом цветными порошками. Такой прием нежелателен для текстов, набранных мелким кеглем или шрифтом с топкими штрихами
Оборудованием для этого процесса является, как правило, транспортер с расположенными над ннм лампами ИК-обогрева или другими нагревательными элементами. Кроме того, в термографии предусматриваются устройства:
• для дозированною нанесения порошка;
• для удаления излишка термопорошка;
• камера охлаждения с вентиляторами.
Наличие перечисленных устройств определяется классом установки: ручная, полуавтоматическая или автоматическая Термографическая установка может быгь пристыкована к печатной машине с синхронизацией хода.
Оборудование для термоїрафии можно рассмотреть на примере термографических установок, выпускаемых фирмой IHERM-O - TYPE. В линейке термографов с ручной подачей листа производства 4ERM-0-TYPE две модели, предназначенные для средпетиражного производства визиток, открыток, бланков, конвертов и др. Обе модели оснащены высокомощными венті іляторами и модернизированной системой напыления порошка.
Термограф модели Т— полуавтоматический, технологичный и легкоуправляемый аппарат. Производительность этого аппарата может достигать 1000-1500 листов в час Из подающего лотка куда бумага укладьшаегся вручную по одному листу, изделия подаются в узел нанесения порошка. На выходе из этого узла установлено роликовое устройство с виброприводом. Такое устройство позволяет стряхнуть с листа не закрепившийся на краске порошок обратно е бункер. Далее лист по конвейеру попалає] в тепловую камеру, где под воздействием ИК-нагревателей порошок плавится и поднимается.
Термограф модели Super Т с ручной педачей листа позволяет обрабатывать средние и большие тиражи продукции. В этой модели установлен изобретенный и запатентованный фирмой THERM-O - TYPE ИК-нагревательный элемент Vycor, в котором не применяется асбест Такой нагреватель позволяет экономить до 30% электроэнергии, что очень актуально для типографий, где постоянное и высокое потребление электроэнергии. Кроме этого достоинства термограф Super Г работает на 20% быстрее, чем модель Т.
Кроме термографов с ручной подачей фирма THER М-О - TYPE производит аппараты, устанавливаемые в линию с офсетной или трафсретной машиной. Такие термографы обеспечивают высокую производительность и подходят для типографий, профессионально занимающихся выпуском открыток, элитной упаковки и другой представительской печатной продукции. Эти термографы потребляют не более 7300-8700 Вт/час электроэнергии, что в несколько раз ниже, чем все известные на рынке термографические аппараты. Автоматические модели производства THERM O-TYPE объединены в серию Green Machuie. Время подготовки машин к работе сведено к минимуму, так как время нагрева тепловой камеры составляет менее 8 мин. Кроме этого, все аппараты Green Machine отличаются исключительно низким уровнем шума, функционируют без задержек при смене режимов работы, ожидании нагрева или охлаждения.
Все термографы Green Machine оснащены изоляционными заслонками, установленными в конце нагревающего тоннеля и запатентованными фирмой THERM-O-TYPE. В режиме Standby заслонки автоматически закрываются во избежание потерь тепла. Во время работы эти заслонки автоматически открываются. Благодаря этому вентилятор не перегревается, а время нагрева камеры минимизировано, и, соответственно, потребление энергии, необходимой для поддержания нужной температуры уменьшается в несколько раз. Все эти усовершенствования машины позволят работать более продуктивно, выполнять любые виды работ и с наименьшими затратами энергетических и трудовых ресурсов. Для термографии используются следующие материалы.
Термографический порошок получают путем размола полимерных част иц с последующей очисткой. Далее порошок проходит несколько узлов химической и других видов очистки для снижения статики и придания необходимых свойств Порошок, применяемый для термоподъема, отличается дисперсностью своих частиц. Как правило, мелкие порошки применяют для отделки мелких штрихов и тонких линий, а крупные используются для украшения открыток, для подъема больших площадей краски и толстых плашек, так как обеспечивают более высокий рельеф и ровную структуру на больших пространствах. Каждый порошок обозначается номером: например, № 18 — мелкодисперсный, № 14 — универсальный, № 9 и №11 — порошки с крупными частицами. Термографический порошок также различается по цвету — может быть прозрачным, матовым, белым, а также серебряным и золотым. При использовании прозрачного порошка получается цвет краски, которым печатали с прозрачной линзой сверху, а, применяя золото и серебро, можно полз гчить интересные эффекты выпуклых золотых и серебряных элементов печати.
Помимо порошка в термографии довольно часто используются добавки — цветные глиттеры. Это металлизированные частицы, размолотые до нужной дисперсности и добавляемые в прозрачный порошок для придания красивого блестящего эффекта печатной продукции. Именно этим способом производится основная масса праздничных открыток, которые привлекают внимание интересным оформлением