Назначение и разновидности лакирования
Лакирование — это процесс облагораживания печатной продукции путем нанесения на нее слоя лака. Лакирование является более дешевым и простым с технологической точки зрения способом отделки, чем припрессовка пленки, ламинирование или каширова - ние.
Лакирование как способ огделки печатной продукции существует давно, однако традиционно считалось, что лакированные оттиски уступают оттискам с припрессовкой пленки но таким важнейшим показателям, как глянец, декоративность, механическая прочность и водостойкость. Появление УФ-отверждаемых лаков внесло значительные коррективы в сложившиеся представления.
В последнее время процесс лакирования печатной продукции стал относиться к числу повседневных операций во многих типографиях. Это связано, прежде вссго, с повышением требований к качеству печатной продукции и ее внешнему виду, а также с развитием рынка упаковки.
Лакированные обложки журналов — уже практически стандарт. Появился даже термин «глянцевые журналы». Интересно, что в этим случае лакирование выпопняет три основные функции: привлекает внимание покупа геля к поблескивающему на лотке изданию, защищает обложку от влаги, солнечных лучей и отпечатков пальцев и усиливает эстетическое впечатление от изображения на обложке. Рхтестзенно, без лакирования не обходятся и такие популярные в настоящее время виды продукции, как этикетки, открытки, обложки книг и многое другое.
Предназначение упаковки — придание определенной формы и сохранение изделия, а лакирование, в свою очередь, придает ей более привлекательный вид и повышает ее прочность.
Одним из основных назначений процесса лакирования является защита печатного изоания от истирания и царапин. Это особенно важно при производстве упаковки и этикетки, так как благодаря подобной защите красочного слоя стало возможным транспортировать и хранить упакованную продукцию без потери внешнего вида. Кроме того, паки способны придавать поверхности эффект глянца или матовости, предотвращают огмарывание при проведении посте - дующей отделки печатной продукции, создают термочувствительный слой и придают поверхности термоустойчивость, что важно при изготовлении блистерной упаковки.
Таким образом, лакирование продукции решает несколько задач, а именно:
• улучшает внешний вид и механическую прочность оттиска;
• повышает прочность оттиска и упаковки к истиранию;
• повышает глянец полиграфического оттиска на упаковке. Блестящая упаковка привлекает внимание, что особенно важно при реализации упакованного товара;
• повышает контраст изображения и текста на оттиске и упаковке;
• повышает устойчивость оттиска к влаге и сырости, к химическим агрессивным продуктам и средам, что особенно важно для упаковки некоторых товаров;
• меняет оптические свойства поверхности запечатываемого материала упаковки, повышая ее матовость или глянцевость;
• изолирует красочный слой оттиска упаковки от соприкасающихся с ним упаковочных материалов, что особенно важно при раскрытии или порче упаковки,
• создает защиту упаковки от порчи из-за трения поверхностей товаров при транспортировке;
• изолирует красочный слой оттиска от упакованных продуктов и от прямого соприкосновения с другими поверхностями, устраняя таким образом переход красочного слоя (нерегискивапие);
• создает шероховатость поверхности упаковки, и, таким образом, предотвращает скольжение упакованных товаров относительно друг друга;
В зависимости от вида лака лакирование проводят:
• масляными лаками:
• водорастворимыми лаками;
• лаками на летучих растворителях;
• УФ-лаками;
• специальными лаками;
• несколькими видами лаков (гибридное лакирование).
В зависимости от площади оттиска, покрываемого лаком, лакирование может быть:
• общим (іполное, сплошное) — слоем лака покрывают всю поверхность оттиска;
• неполным (фрагментарное, выборочное, местное) — слоем лака покрывают только отдельные фрагменты изображения на оттиске или часть листа оттиска
В зависимости от способа нанесения лака на оттиски различают следующие технологии*
• лак наносят в печатной машине сразу после печати оттисков за один листопроюн, за один непрерывный цикл (in line — в линии);
• лак наносят на заранее отпечатанные оттиски в специализированных лакировальных машинах (offline — раздельно),
Лаки наносят на оттиски по технологии in line не только в лакировальных секциях печатных машин, но и в других печатных секциях машин высокого, трафаретного и офсетного способов печати. В офсетных машинах некоторые лаки, например, водорастворимые (дисперсионные), наносят на оттиски, используя увлажняющий аппарат.