Классификация способов тиснения
Способы тиснения можно разделить на группы по нескольким признакам, а именно, по:
• характеру фирмы поверхности материша. плоское, объемное;
• числу поверхностей материала, обрабатываемых тиснением: одностороннее, двухстороннее (рис. 4.3);
• виду тисненой поверхности* плоское, рельефное, конгревное, гренирование, гофрирование, текстурированис;
• нанесению покрытия: бескрасочное (блинтовое), тиснение фольгой (плоское, рельефное и конгревное), красочное, тиснение с инкрустацией, тиснение с наклейкой иллюстрации;
• виду инструмента (штампа): тиснение плоским штампом, цилиндрическим штампом;
• нагреву инструмента: холодное, горячее;
• /гш/tv используемого оборудования: тиснение на тигельных, плоскопечатных, ротационных прессах;
• виду материала' по бумаге, картону, пластику, ткани, коже;
• виду изделия: на обрезах книжного блока, переплетных крышках, обложках, открытках, этикетках, пластиковых карточках, упаковках, канцелярских изделиях, тиснение кредитных карточек, бумажных, лотерейных билетов и банковских документов, оптических защитных элементов;
• характеру работы: штриховые, плашечные работы, работы смешанного типа.
ТГ "" , ~ "
Л 2
В
Рис. 4.1. Блинтовое тиснение: а— блинтпвое тиснение плоским штампом, б — блинтовос тиснение плоским двухсторонним штампом, в — блинтовое тиснение роталионным штампом; 1 — материал, 2 — жесткое основание; 3 — плоский ип ами; 4 — ротационный штамп. 5 — опорный вал
Рис 4 2 Одностороннее рельефное тиснение: а — рельефное тиснение плоским штампом: 6 — одностороннее рельефное тиснение ротационным штампом; в — гренирозание; 1 — материал, 2 — жесткое основание; 3 — плоский чітамп, 4 — роїационньїй штамп, 5— опорный вал
Рис 4 3 Двухстороннее рельефное (конгревное) тиснение и гофрирование: а — рельефное тиснение плоским штампом; б — рельефное тиснение ротационным штампом (гофрирование); в — высокопластичное рельефное тиснение, / — материал; 2 — жесткое основание, 3 — плоский шгамп; 4 — ротационный штамп
Наиболее простой вид тиснения — плоское блинтовое (бескрасочное; тиснение, при котором все элементы изображения получаются углубленными и лежащими в одной плоскости (рис. 4.1). Материал помещается между опорной поверхностью и штампом, изображение несколько углублено относительно поверхности Штамп для плоского тиснения подобен форме высокой печати с одинаковым ростом всех печатных элементов..
Блинтовое плоское тиснение применяется для отделки поверхности материала (например, переплетной бумаги под шагрень) или для обработки переплетных крышек из картона и пластмассы. Характеризуется частичным уплотнением материала.
Блинговым плоским тиснением оформляют марку и название издательства, рамки, орнаменты, схематичные рисунки и др. Часто оно играет вспомогательную роль: тиснение плашки (значительной по площади сплошной поверхности) выполняют для сглаживания грубой фактуры некоторых видов покровных материалов, чтобы повысить качестпо последующего тиснения полиграфической фольгой, печати переплетными красками, сделать защитное углубление и обозначит! место для наклейки иллюстрации.
Блинтовое плоское тиснение не следует делать на переплетных крышках, собранных из тонкого (менее 1,25 мм) картона, а іакже при любой толщине картона, если в качестве покровного материала использованы бумага (оттиск) с лакировкой или припрессованной пленкой, коленкеры марки КМК (типа «модерн») или с лаковым покрытием, ткань, склеенная с бумагой Этот способ не рекомендуется применять как самостоятельный вид оформления на переплетных крышках с грубой открытой ткацкой фактурой покровного материала, с текстурной печатью.
Рельефное тиснение характеризуется тем, что элементы изображения лежат в разных плоскостях (рис. 4.2).
Конгрееное тиснение является двухсторонним рельефным тиснением с получением на обратной стороне материала рельефного изображения, повторяющего изображение на лицевой стороне (рис. 4 3). Данный вид тиснения назьан по имени У. Конгрева (1772-1828), английского конструктора, при,'-думавшего данный ввд тиснения. Изображение может быть как выпуклым, так и вогнутым Достоинством данной технологии является способность придать продукции индивидуальность. Применяется для изготовления визитных карточек, фирменных бланков, ярлыков, приглашений и другой полиграфической продукции.
Для рельефного (конгревного) тиснения используется прессовая пара: матричный штамп с углубленным изображением и контрит тами + патрица с выпуклым изображением, в точности повторяющим штамп, но в обратном рельефном виде. В этом случае полученное изображение возвышается нац поверхностью материала.
Иногда применяется патричный штамп с выступающим изображением и контрштамп — матрица с вогнутым изображением, в точности повторяющим штамп, но в обратном рельефном виде. В таком случае полученное изображение располагается ниже поверхности материала.
Различают окрашенный и неокрашенный (слепой) конгрев, одноуровневый и многоуровневый конгрев. При многоуровневом кон - гревном тиснении используются гравированные латунные штампы. Слепое конгревног тиснение делается как холодным, так и горячим штампом.
Изготовление конгревных штампов требует весьма высокой квалификации гравера, что обусловливает их сравнительно высокую стоимость, поэтому кошревным тиснением обычно оформляют переплетные крышки изданий улучшенного и подарочного типов, обложки популярных серий, рекламных и отраслевых журналов, открытки, этикетки.
Разновидностями рельефного тиснения являются операции отделки рулонных и листовых материалов — тренирование и гофрирование.
Гренирование — это вид одностороннего рельефного тиснения, в результате которого изменяется фактура или создается однородный рельеф у тонкого рулонного или листового материала (рис. 4,2). Величина рельефа лицевой поверхности материала невелика и обычно меньше его толщины.. Тренирование — это изменение фактуры или создание определенного рельефа у тонкого рулонного или листового материала и на оттисках Оно применяется при изготовлении специальных видов бумаги и картона, в производстве упаковки престижных товаров и редко — при изготовлении репродукций и открыток высокою качества. Технология іренирования во многом аналогична технологии конгревного тиснения, но величина рельефа лицевой поверхности материала или оттиска невелика, обычно меньше толщины материала, подвергаемого отделке.
В массовом производстве тренированных материалов прессовая пара представляет собой латунный каландр кз двух стальні. їх валов. На поверхность одноіч) вала регулярный рельефный рисунок наносился электоонным гравированием, травлением медного покрытия или набивкой комплектом пуансонов. Второй цилиндр играет роль матрицы, он имеет плотное бумажное покрытие, конгррельеф на котором получают постепенным вдавливанием рельефного изображения на малой скорости работы каландра В среднесерийном производстве, при работе на позолотных прессах штамп изготавливают ручным гравиропанием, травлением листовой меди или латуни после получения на пластине копии изображения, сіойкой к действию хлорного железа В качестве матрицы могут быть использованы картон поверхностной плотностью от 250 до 1 ^0 г/м, твердая резина, кожа и специальная паста, затвердевающая при введении инициатора полимеризации - Вид матрицы подбираегся с учетом вида рисунка и материала для тренирования: картонная — для простых изображений на тонкой бумаге и металлической фольге, на толстой бумаге и картоне, резиновая — для мелких рисунков на жесткой бумаге, полимерная — для любых рисунков на мягкой бумаге и полимерных пленках.
Рекомендуемая влажность бумаги и картона в процессе грсниро - вапия — 10%. В процессе гренирования регулируются температура, сила прижима и скорость вращения каландра, которые и определяют время силового и теплового воздействия на деформируемый материал. Эти параметры, как и режимы конгревного тиснения, определяют качество продукции — внешний вид и сохранность полученного рельефного рисунка.
Разновидностью гренирования является воспроизведение фактуры мазка при факсимильном восприизведении картин масляной живописи. По технологии УкрНИИСВП ^Украина) для репродукций в масштабе 1:1 тиснение рельефа выполняется на плоскопечатных машинах с гальваностереотипов, полученных с каучуковой матрицы. Рельеф мазка на репродукциях, выполненных в уменьшенном масштабе (например, на открытках), воспроизводят с гравированных вручную штампов по обычной технологии конгревного тиснения.
Гофрирование — это вид конгревного тиснения с получением однородного рельефа у тонкого рулонного или листового материала (см. рис. 4.3. б).
Текстурирование — способ тиснения, в результате которого получается текстура. Текстура — мелкий, одноуровневый рельеф с малым рисунком, повторенным до бесконечности, который воспроизводит вид определенного материала, например кожи.
Комбинированные виды тиснения. Для получения глубокого или тонкого детальною рельефа используются блинтовое плоское и конгревное тиснения. Сначала материал подвергается обработке штампом для плоского тиснения, а затем штампом для конгревного тиснения при втором проходе через машину.
В последнее время в отечественной полиграфии в производстве изданий малого формата и большого объема (толщиной 15-20 мм и более) стали применять конгревное тиснение на обложке из тренированного материала толщиной 0-22-0,24 мм
Тиснение фольгой благодаря своим богатым изобразительным возможностям стало самым распространенным способом полиграфического оформления изданий.
Тиснение полиграфической фольгой, как и блинтовое плоское тиснение, выполняется нагретым плоскорельефным штампом, давящие элементы которого возвышаются над пробельными и лежат в одной плоскости. Существенным отличием этого способа является то, что в процессе тиснения между ил ампом и материалом помеща-
Ется полиграфическая фольга, имеющая красочный слой, который нанесен на эластичную подложку и содержит адгезив. Красочный слой легко отделяется от подложки под действием горячего штампа и закрепляеіся на деформированной поверхности материала с помощью адгезива.
Технология тиснения полиграфической фольгой во многом сходна с технологией блингового плоского тиснения, но при этом добавляются операции раскроя фольги, подготовки фольгонодаю - щего механизма, изменяются режимы тиснения Перенос всех слоев 4 ольги (лака, металлизированного слоя, цветш їх пигментов) на субстрат под воздействием температуры и давления за одну рабочую операцию и есть процесс горячего тиснения.
Тиснение с высокой печатью выполняется на переплетных крышках. Для печатания применяют специальные переплетные краски на пентафталевом связующем, которые отличаются от обычных красок для высокой печати повышенной вязкостью и липкостью, высокой кроющей способностью и скоростью закрепления. Печать переплетными красками расширяет возможности внешнего художественного оформления книг, позволяет снизить себестоимость полиграфического оформления крышек вследствие меньшего расхода относительно дешевого материала.
Этот способ рекомендуется применять для оформления переплетных крышек из материалов с крахмально-каолиновым и нит-ро - полиамидным покрытиями или без покрытия — коленкоров марок КОК. КМК, КВК, тканей, склеенных с бумагой, допускается для оформления крышек, покрытых бумагой, в том числе лакированной и с припрессованной пленкой Для оформления переплетных крышек из материалов с нигроцеллюлозным и гюливинилхлоридным покрытиями этот способ применять не следует, так как оттиски удовлетворительного качества получить не удается вследствие плохой смачиваемости этих покрытий переплетными красками.
Тиснение с инкрустацией. Инкрустация — это приклеивание на материал крышки другою по цвету материала по всей площади рисунка или какой-либо его части. Переплетный покровный материал с предварительно нанесенным на изнаночную сторону и высушенным слоем гермоплавкого клея (ПВАД, косі ного и др.) выкраивается так, чтобы размер заготовки был больше размера изображения на 5 мм со всех сторон. Материал приклеивают в позолотном прессе штампом для блиитового плоскою или конгрепного тиснения, имеющим по контуру рисунка режущие кромки высотой чуть больше толщины приклеиваемого материала. Тиснение с одновременной приклейкой и высечкой производят при температуре штампа 110— 120' С. После тиснения излишки материала снимают вручную.
Из-за сложности изготовления штампа и дополнительных операций по нанесению и сушке клея и раскроя заготовок этот способ, дающий высокий художественный эффект, применяется весьма редко. в основном при оформлении переплетных крышек изданий подарочного типа с ледериновым покровным материалом, с гладким или іренированньїм бумажным покрытием, на которое инкрустируют рельефное изображение многоцветного оттиска.
Тисненые с наклейко - иліюстраиии. Предварительно на переплетной крышке выполняется блинтовое плоское тиснение штам - пом-плашкой соответствующего размера, которое позволяет точно в нужном месте наклеивать иллюстрацшо, обеспечивает полный контакт клеевого слоя с материалом крышки, предохраняет иллюстрацию от повреждений при транспортировке и пользовании книгой, Глубина тиснения должна быть несколько больше толщины бума ги иллюстрации, чтобы плоскость приклеенной иллюстрации располагалась ниже лицевой поверхности крышки. Вокруг плашки иногда пре,\усмагривают тиснение окаймляющей рамки или орнамента. Наклейка иллюстраций применяется при изготовлении изданий подарочного типа, изданий по искусству при оформлении переплетпых крышек типов 7 и 8.
Тиснение на обрезах книжных блоков является самым старым и представительным видом отделки поверхностей обрезоп. Оно очень дорогое, так как производится обычно вручную, а также на полуавтоматических и автоматических машинах Тисненые (позолоченные) обрезы лучше всего соответствует требованиям защиты и эстетического оформления. Для качественного нанесения листового (сусального) золота требуется специальная подготовка оператора.
Позолоченный обрез применяется для редких переплетов ручного изготовления, библий, сборников церковных песнопений и дорогостоящих отдельных изданий, которые рассматриваются не как предметы пользования, а скорее как предметы коллекционирования.
Тиснение плоским штампом выполняется в тигельных прессах. Контакт штампа и материал? происходит сразу по всей плоскости. Время контакта значительное, что позволяет выполнить конгревное тиснение и получить глубокий рельеф на материалах высокой плотности и толщины. Недостатком данного вида тиснения являются возможные тепловые деформации штампа, что снижает точность приводки и воспроизведения изображения на материале, а также возможно оЬразоьание воздушных пузырей.
Тиснение цилиндрическим или ротационным штампом называют еще ротационным тиснением. Оно выполняется на плоскопечатных и ротационных прессах Вследствие контакта штампа с материалом по узкой полосе и малого времени контакта этот виц тиснения лишен недостатков, характерных для тиснения плоским штампом. Однако его технологические возможности ограничены в области конгревного тиснения. Применяется для тиснения только на материалах малой плотности и толщины.
Холодное тиснение не нагретым штампом мало распространено. Оно бывает двух видов: бескрасочное тиснение с прессованием материала и тиснение фольгой без прессования.
Первый вид холодного тиснения выполняется обычно полимерными штампами на материала малой плотности и толщины.
Второй вид холодного тиснения представляет процесс нанесения фольги на запечатываемый материал с помощью специальных полимеризирующихся лаков (клея), чаще УФ-лаков или УФ-клея, предварительно нанесенных на поверхность материала выборочным способом. Это сравнительно недавно разработанный технологический процесс, который рекомендуется, например, для изготовления самоклеящихся этикеток.
Холодное тиснение фольгой без прессования материала является разновидностью клеевого ламинирования или припрессовки фольга к материалу.
Холодная припрессовка фольги — дешевый процесс, который позволяет улучшить оформление печатной продукции без значительного увеличения ее стоимости, помогая полиграфистам, не предоставлявшим ранее услуги тиснения, выходить на новый рынок. Еще недавно холодное тиснение фольгой имело репутацию перспективной, но сложной технологии, успешно внедрить которую удавалось лишь единицам Сегодня, с разработкой нового клея и специальной фольги, технология холодной припрессовки фольгой стала доступной для внедрения во всех типографиях, располаїающих пе - чатно-отделочными линиями.
Хотя эта технология делает производственный процесс более гибким и снижает затраты на производство, она ни в коем случае не заменяет горячее тиснение, а лишь позволяет расширить область применения фольги.
При сравнении технологий следует принять во внимание, что с увеличением тиража стоимость оттиска, полученного методом горячего тиснения, уменьшается быстрее, чем стоимост ь оттиска, изготовленного холодным тиснением. Это обусловлено гем, что при больших тиражах стоимость штампа для горячего тиснения составляет лишь незначительную часть обшей стоимости заказа, в то время как расход клея при холодной припрессовке прямо пропорционален тиражу - Расходными материатими при холодной припрессовке фольги яв^іяются формные пластины, клей и фольга.
Холодная припрессовка фольги к материалу открывает перед типографиями возможности отделки материалов, которые раньше не могли металлизироваться фольгой. Благодаря отсутствию необходимости в изготовлении дорогостоящих штампов, а также легкости настройки оборудования, новая технологая может потеснить позиции горячего тиснения фольгой в секторе малотиражной продукции. Дальнейшее развитие холодной припрессовки фольги к материалу будег связано с совершенствованием и удешевлением клея и фолы и,